гр. дело № 2-2057/16г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации17 мая 2016 Рі. Центральный районный СЃСѓРґ Рі. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.
при секретаре Шестаковой М.Р.
с участием истца, представителя ответчика
рассмотрел РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Глаголевой Р¤РРћ5 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° <адрес> Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказе РІ назначении пенсии Рё Рѕ возложении обязанности назначить пенсию Р·Р° выслугу лет Рё доплату Рє пенсии Р·Р° 23 РіРѕРґР° 1 месяц 24 РґРЅСЏ муниципального стажа СЃРѕ РґРЅСЏ обращения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец указывает, что состояла СЃ ответчиком РІ трудовых правоотношениях, имеет указанный стаж муниципальной службы, была уволена РІ 2004 РіРѕРґСѓ СЃ должности муниципального служащего Рё продолжала работу РЅР° иных должностях. Р’ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° обратилась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ назначении пенсии Р·Р° выслугу лет Рё доплаты Рє пенсии, ей было отказано РЅР° том основании, что СЃ муниципальной службы РѕРЅР° РЅРµ увольнялась, Р° была переведена РЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ должность, РЅРѕ Сѓ того Р¶Рµ работодателя, следовательно имел место перевод, Р° РЅРµ увольнение. Полагая отказ незаконным, истец обратилась РІ СЃСѓРґ.
Рстец РІ судебном заседании СЃРІРѕРё требования поддержала, пояснила изложенное (Р».Рґ. 4-5).
Представитель ответчика на основании доверенности Мальцева Е.А. с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.19-23).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
РР· представленных РІ дело документов следует, что истец работала РЅР° разных должностях муниципальной службы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ.7). Согласно приказа в„–-Рє РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Глаголева Рў.Р”. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ переведена РІ ее письменного согласия СЃ должности <данные изъяты> РїРѕ <адрес> <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° должность <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° (Р».Рґ.8-15). Указанная должность <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° РЅРµ отнесена Рє должностям муниципальной службы. РќР° дату перевода истца (ДД.РњРњ.ГГГГ.) стаж муниципальной службы истца составил 23 РіРѕРґР° 1 месяц Рё 24 РґРЅСЏ. Указанные обстоятельства сторонами РЅРµ оспариваются Рё подтверждаются материалами дела.
Стороны также пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ, Глаголева Т.Д. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) (л.д.40).
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37-38), истцу отказано в назначении пенсии.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» принят Закон Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ «Омуниципальной службе вВоронежскойобласти», согласно которого осуществляется правовое регулирование вопросов организации муниципальной службы в Воронежской области, отнесенных к предметам ведения Воронежской области как субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ муниципальная служба в Воронежской области - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта); должность муниципальной службы в Воронежской области - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность;
Статьями 2, 3 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Воронежской области, утвержденным настоящим Законом Воронежской области. Реестр должностей муниципальной службы в Воронежской области - это перечень наименований должностей муниципальной службы в Воронежской области, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований в Воронежской области, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Реестр должностей муниципальной службы в Воронежской области является приложением 1 к настоящему Закону Воронежской области.
В соответствии со ст. ст. 5 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Воронежской области устанавливается согласно приложению 2 к настоящему Закону Воронежской области.
Муниципальным служащим в Воронежской области является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Работники, замещающие должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, не являются муниципальными служащими (ст. 8 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ)
Рсчисление стажа муниципальной службы Рё включение РІ него иных периодов деятельности муниципального служащего производится РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, определенном законом Воронежской области (СЃС‚. 10 Закона Воронежскойобласти РѕС‚28.12.2007Рі. в„– 175-РћР—). Р’ соответствии СЃ Законом Воронежской области РѕС‚ 28.12.2007Рі. в„– 175-РћР— решением Воронежской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ 14.07.2010Рі. в„– 156-III утверждено Положение Рѕ стаже муниципальной службы муниципальных служащих РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ РіРѕСЂРѕРґ Воронеж.
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Воронежской области. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления (ст. 16 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ).
Решением Воронежской городской думы от 02.11.2010г. № 259-III утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе город Воронеж» (в ред. решения Воронежской городской Думы от 16.07.2014г. № 1578-III), согласно которого пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Положением, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе город Воронеж, в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением муниципальной службы при достижении установленной Положением выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); стаж муниципальной службы - суммарная продолжительность периодов осуществления муниципальной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет и при исчислении размера этой пенсии.
В силу п. 3.1 названного Положения пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе <адрес>, при условии наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет и освобождения от замещаемой должности не ранее ДД.ММ.ГГГГ при увольнении с муниципальной службы по одному из оснований, в том числе, истечение срока трудового договора.
При этом п. 3.2 положения предусмотрено, что лица, уволенные с муниципальной службы по указанному основанию, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
В соответствии с решением Воронежской городской Думы от 02.11.2010г. № 259-III постановлением администрации городского округа город Воронеж от 16.02.2011г. № 62 (в ред. постановления администрации городского округа от 28.11.2014г. № 1827) утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии.
Закон Воронежскойобласти от27.12.2012г. №196-ОЗ «Опорядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих вВоронежскойобласти» устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области и зачета в него иных периодов трудовой деятельности. Настоящий Закон Воронежской области применяется при исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих, в том числе, и для назначения пенсии за выслугу лет. Статьей 2 названного закона установлены периоды работы (службы), включаемые в стаж муниципальной службы муниципальных служащих.
В силу ст. 3 Закона Воронежскойобласти от27.12.2012г. №196-ОЗ на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, пенсии за выслугу лет, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях, засчитываемые в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, в совокупности не должны превышать пять лет. Порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается муниципальным правовым актом.
Аналогичные требования содержатся в п. 2.4 Положения о стаже муниципальной службы муниципальных служащих в городском округе город Воронеж, которым также предусмотрено, что порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей устанавливается нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж. Кроме того, в п. 2.8 Положения указано, что порядок определения стажа муниципальной службы устанавливается нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж. Право включения в стаж муниципальной службы иных периодов службы (работы) возлагается на коллегиальный орган, состоящий из представителей администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думы и Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж - комиссию по определению стажа муниципальной службы (п.3.3). Состав и положение о комиссии по определению стажа муниципальной службы утверждаются нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж (п.3.4).
Статьей 5 Закона Воронежскойобласти от27.12.2012г. №196-ОЗ предусмотрено, что решение об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего и (или) зачете в него иных периодов трудовой деятельности оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
РР· системного толкования перечисленных требований действующего законодательства РІ области пенсионного обеспечения муниципальных служащих, следует, что пенсия Р·Р° выслугу лет муниципальным служащим РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ Рі. Воронеж, может быть назначена РїСЂРё условии наличия одновременно трех условий: стаж муниципальной службы должен составлять РЅРµ менее 15 лет; увольнению должны непосредственно предшествовать РЅРµ менее 12 месяцев работы РІ должности муниципальной службы; должно иметь место быть увольнение СЃ муниципальной службы РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· оснований, предусмотренных Рї. 3.1 Положения.
Необходимый пятнадцатилетний стаж на должностях муниципальной службы у истца имеется. Однако, уволена истец была ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) с должности, не относящейся к должности муниципального служащего. Другими словами, увольнению истца непосредственно предшествовали периоды работы в должности, не относящейся к муниципальным должностям. Таким образом, одно из условий, предусмотренных п. 3.1. Положения не соблюдено.
Доводы истца о том, что она была уволена с муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании норм действующего трудового законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела. Так, согласно представленным документам (приказы, копия трудовой книжки, должностные инструкции), истец согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к была переведена на другую работу, а не уволена в порядке перевода, как ошибочно полагает истец.
В силу ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ, перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
Частью второй ст. 72.1 ТК РФ предусматривается, что по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
РР· изложенного следует, что перевод РЅР° работу Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ работодателю, РїРѕ своей сути является увольнением, так как трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ прежним работодателем Сѓ работника прекращается, Р° Сѓ РЅРѕРІРѕРіРѕ работодателю заключается СЃРЅРѕРІР°. Р’ случае, если меняется трудовая функция Рё (или) структурное подразделение), РЅРѕ РїСЂРё этом, работодатель остается прежним, увольнения РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, трудовые правоотношения продолжаются.
РР· представленных СЃСѓРґСѓ документов, Р° именно: приказов Рѕ приеме Рё увольнении истца, ее должностных инструкций, положений Рѕ структурных подразделениях, РІ которых истец работала, следует, что работодатель РІ результате перевода истца РІ 2004 РіРѕРґСѓ РЅРµ менялся. Согласно должностной инструкции <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° правом приема Рё увольнения РїРѕ данной должности обладал руководитель аппарата администрации РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ представлению начальника отдела. Согласно должностной инструкции <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР°, С‚.Рµ. той должности, РЅР° которую истец переведена ДД.РњРњ.ГГГГ, правом приема Рё увольнения РїРѕ данной должности также обладает руководитель аппарата администрации РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ представлению начальника управления.
Ссылки истца на то обстоятельство, что она была переведена в другое структурное подразделение, которое является самостоятельным юридическим лицом, суд не может принять во внимание, так как это не соответствует действительности. Согласно Положению о финансово-казначейском управлении Администрации <адрес>, утв. Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции на дату перевода истца) и Положения о департаменте муниципальной собственности, утв. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, оба эти органы являются структурными подразделениями администрации <адрес>. При этом, финансово-казначейское управление наделено правами юридического лица, а департамент муниципальной собственности – нет. Также следует отметить, что, хотя финансово-казначейское управление и наделено правами юридического лица, руководитель данного управления не обладал правом приема и увольнения сотрудников (п. 6.4 Положения).
Таким образом, поскольку в трудовых правоотношениях с истцом в указанный период времени июнь 2004 года – апрель 2007 года, от имени нанимателя (работодателя) выступало одно и то же должностное лицо (руководитель аппарата администрации <адрес>), суд приходит к выводу о том, что в ДД.ММ.ГГГГ года истец была переведена на другую работу, а не уволена.
Уволена же к другому работодателю, истец была ДД.ММ.ГГГГ, когда в порядке перевода поступила на работу в МБУ «Муниципальный архив городского округа <адрес>». Однако, этому увольнению истца непосредственно не предшествовали 12 месяцев муниципальной службы, что и явилось основанием для отказа ей в назначении пенсии по выслуге лет.
Учитывая изложенное, суд полагает, что отказ ответчика является законным и обоснованным, а требования истца не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, судр е ш и л:
Рсковые требования Глаголевой Р¤РРћ6 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° <адрес> Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказе РІ назначении пенсии Рё возложении обязанности назначить пенсию Р·Р° выслугу лет Рё доплату Рє пенсии Р·Р° 23 РіРѕРґР° 1 месяц 24 РґРЅСЏ муниципального стажа СЃРѕ РґРЅСЏ обращения оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ:
гр. дело № 2-2057/16г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации17 мая 2016 Рі. Центральный районный СЃСѓРґ Рі. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.
при секретаре Шестаковой М.Р.
с участием истца, представителя ответчика
рассмотрел РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Глаголевой Р¤РРћ5 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° <адрес> Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказе РІ назначении пенсии Рё Рѕ возложении обязанности назначить пенсию Р·Р° выслугу лет Рё доплату Рє пенсии Р·Р° 23 РіРѕРґР° 1 месяц 24 РґРЅСЏ муниципального стажа СЃРѕ РґРЅСЏ обращения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец указывает, что состояла СЃ ответчиком РІ трудовых правоотношениях, имеет указанный стаж муниципальной службы, была уволена РІ 2004 РіРѕРґСѓ СЃ должности муниципального служащего Рё продолжала работу РЅР° иных должностях. Р’ ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° обратилась Рє ответчику СЃ заявлением Рѕ назначении пенсии Р·Р° выслугу лет Рё доплаты Рє пенсии, ей было отказано РЅР° том основании, что СЃ муниципальной службы РѕРЅР° РЅРµ увольнялась, Р° была переведена РЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ должность, РЅРѕ Сѓ того Р¶Рµ работодателя, следовательно имел место перевод, Р° РЅРµ увольнение. Полагая отказ незаконным, истец обратилась РІ СЃСѓРґ.
Рстец РІ судебном заседании СЃРІРѕРё требования поддержала, пояснила изложенное (Р».Рґ. 4-5).
Представитель ответчика на основании доверенности Мальцева Е.А. с иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.19-23).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
РР· представленных РІ дело документов следует, что истец работала РЅР° разных должностях муниципальной службы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ (Р».Рґ.7). Согласно приказа в„–-Рє РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Глаголева Рў.Р”. СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ переведена РІ ее письменного согласия СЃ должности <данные изъяты> РїРѕ <адрес> <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° РЅР° должность <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° (Р».Рґ.8-15). Указанная должность <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° РЅРµ отнесена Рє должностям муниципальной службы. РќР° дату перевода истца (ДД.РњРњ.ГГГГ.) стаж муниципальной службы истца составил 23 РіРѕРґР° 1 месяц Рё 24 РґРЅСЏ. Указанные обстоятельства сторонами РЅРµ оспариваются Рё подтверждаются материалами дела.
Стороны также пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ, Глаголева Т.Д. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) (л.д.40).
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37-38), истцу отказано в назначении пенсии.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» принят Закон Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ «Омуниципальной службе вВоронежскойобласти», согласно которого осуществляется правовое регулирование вопросов организации муниципальной службы в Воронежской области, отнесенных к предметам ведения Воронежской области как субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ муниципальная служба в Воронежской области - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта); должность муниципальной службы в Воронежской области - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность;
Статьями 2, 3 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Воронежской области, утвержденным настоящим Законом Воронежской области. Реестр должностей муниципальной службы в Воронежской области - это перечень наименований должностей муниципальной службы в Воронежской области, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований в Воронежской области, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Реестр должностей муниципальной службы в Воронежской области является приложением 1 к настоящему Закону Воронежской области.
В соответствии со ст. ст. 5 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Воронежской области устанавливается согласно приложению 2 к настоящему Закону Воронежской области.
Муниципальным служащим в Воронежской области является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Работники, замещающие должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, не являются муниципальными служащими (ст. 8 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ)
Рсчисление стажа муниципальной службы Рё включение РІ него иных периодов деятельности муниципального служащего производится РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, определенном законом Воронежской области (СЃС‚. 10 Закона Воронежскойобласти РѕС‚28.12.2007Рі. в„– 175-РћР—). Р’ соответствии СЃ Законом Воронежской области РѕС‚ 28.12.2007Рі. в„– 175-РћР— решением Воронежской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ 14.07.2010Рі. в„– 156-III утверждено Положение Рѕ стаже муниципальной службы муниципальных служащих РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ РіРѕСЂРѕРґ Воронеж.
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Воронежской области. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления (ст. 16 Закона Воронежскойобласти от28.12.2007г. № 175-ОЗ).
Решением Воронежской городской думы от 02.11.2010г. № 259-III утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе город Воронеж» (в ред. решения Воронежской городской Думы от 16.07.2014г. № 1578-III), согласно которого пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Положением, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе город Воронеж, в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением муниципальной службы при достижении установленной Положением выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); стаж муниципальной службы - суммарная продолжительность периодов осуществления муниципальной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет и при исчислении размера этой пенсии.
В силу п. 3.1 названного Положения пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городском округе <адрес>, при условии наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет и освобождения от замещаемой должности не ранее ДД.ММ.ГГГГ при увольнении с муниципальной службы по одному из оснований, в том числе, истечение срока трудового договора.
При этом п. 3.2 положения предусмотрено, что лица, уволенные с муниципальной службы по указанному основанию, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
В соответствии с решением Воронежской городской Думы от 02.11.2010г. № 259-III постановлением администрации городского округа город Воронеж от 16.02.2011г. № 62 (в ред. постановления администрации городского округа от 28.11.2014г. № 1827) утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии.
Закон Воронежскойобласти от27.12.2012г. №196-ОЗ «Опорядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих вВоронежскойобласти» устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области и зачета в него иных периодов трудовой деятельности. Настоящий Закон Воронежской области применяется при исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих, в том числе, и для назначения пенсии за выслугу лет. Статьей 2 названного закона установлены периоды работы (службы), включаемые в стаж муниципальной службы муниципальных служащих.
В силу ст. 3 Закона Воронежскойобласти от27.12.2012г. №196-ОЗ на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определение продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, пенсии за выслугу лет, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях, засчитываемые в стаж муниципальной службы муниципальных служащих, в совокупности не должны превышать пять лет. Порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается муниципальным правовым актом.
Аналогичные требования содержатся в п. 2.4 Положения о стаже муниципальной службы муниципальных служащих в городском округе город Воронеж, которым также предусмотрено, что порядок включения в стаж муниципальной службы муниципальных служащих периодов замещения отдельных должностей устанавливается нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж. Кроме того, в п. 2.8 Положения указано, что порядок определения стажа муниципальной службы устанавливается нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж. Право включения в стаж муниципальной службы иных периодов службы (работы) возлагается на коллегиальный орган, состоящий из представителей администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думы и Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж - комиссию по определению стажа муниципальной службы (п.3.3). Состав и положение о комиссии по определению стажа муниципальной службы утверждаются нормативным правовым актом администрации городского округа город Воронеж (п.3.4).
Статьей 5 Закона Воронежскойобласти от27.12.2012г. №196-ОЗ предусмотрено, что решение об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего и (или) зачете в него иных периодов трудовой деятельности оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
РР· системного толкования перечисленных требований действующего законодательства РІ области пенсионного обеспечения муниципальных служащих, следует, что пенсия Р·Р° выслугу лет муниципальным служащим РІ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј РѕРєСЂСѓРіРµ Рі. Воронеж, может быть назначена РїСЂРё условии наличия одновременно трех условий: стаж муниципальной службы должен составлять РЅРµ менее 15 лет; увольнению должны непосредственно предшествовать РЅРµ менее 12 месяцев работы РІ должности муниципальной службы; должно иметь место быть увольнение СЃ муниципальной службы РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· оснований, предусмотренных Рї. 3.1 Положения.
Необходимый пятнадцатилетний стаж на должностях муниципальной службы у истца имеется. Однако, уволена истец была ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) с должности, не относящейся к должности муниципального служащего. Другими словами, увольнению истца непосредственно предшествовали периоды работы в должности, не относящейся к муниципальным должностям. Таким образом, одно из условий, предусмотренных п. 3.1. Положения не соблюдено.
Доводы истца о том, что она была уволена с муниципальной службы ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании норм действующего трудового законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела. Так, согласно представленным документам (приказы, копия трудовой книжки, должностные инструкции), истец согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к была переведена на другую работу, а не уволена в порядке перевода, как ошибочно полагает истец.
В силу ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ, перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
Частью второй ст. 72.1 ТК РФ предусматривается, что по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).
РР· изложенного следует, что перевод РЅР° работу Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ работодателю, РїРѕ своей сути является увольнением, так как трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ СЃ прежним работодателем Сѓ работника прекращается, Р° Сѓ РЅРѕРІРѕРіРѕ работодателю заключается СЃРЅРѕРІР°. Р’ случае, если меняется трудовая функция Рё (или) структурное подразделение), РЅРѕ РїСЂРё этом, работодатель остается прежним, увольнения РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚, трудовые правоотношения продолжаются.
РР· представленных СЃСѓРґСѓ документов, Р° именно: приказов Рѕ приеме Рё увольнении истца, ее должностных инструкций, положений Рѕ структурных подразделениях, РІ которых истец работала, следует, что работодатель РІ результате перевода истца РІ 2004 РіРѕРґСѓ РЅРµ менялся. Согласно должностной инструкции <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР° правом приема Рё увольнения РїРѕ данной должности обладал руководитель аппарата администрации РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ представлению начальника отдела. Согласно должностной инструкции <данные изъяты> администрации РіРѕСЂРѕРґР°, С‚.Рµ. той должности, РЅР° которую истец переведена ДД.РњРњ.ГГГГ, правом приема Рё увольнения РїРѕ данной должности также обладает руководитель аппарата администрации РіРѕСЂРѕРґР° РїРѕ представлению начальника управления.
Ссылки истца РЅ░° ░‚░ѕ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ, ░‡░‚░ѕ ░ѕ░Ѕ░° ░±░‹░»░° ░ї░µ░Ђ░µ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░° ░І ░ґ░Ђ░ѓ░і░ѕ░µ ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░‚░ѓ░Ђ░Ѕ░ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░µ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░°░ј░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░░░ј ░»░░░†░ѕ░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѕ░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░І░ѕ ░І░Ѕ░░░ј░°░Ѕ░░░µ, ░‚░°░є ░є░°░є ░Ќ░‚░ѕ ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░µ░‚ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░. ░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Ћ ░ѕ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░ѕ░І░ѕ-░є░°░·░Ѕ░°░‡░µ░№░Ѓ░є░ѕ░ј ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>, ░ѓ░‚░І. ░ ░°░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░Џ░¶░µ░Ѕ░░░µ░ј ░„–-░Ђ ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ (░І ░Ђ░µ░ґ░°░є░†░░░░ ░Ѕ░° ░ґ░°░‚░ѓ ░ї░µ░Ђ░µ░І░ѕ░ґ░° ░░░Ѓ░‚░†░°) ░░ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ ░ґ░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░µ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░ѓ░‚░І. ░џ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ѕ░‚ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░„–, ░ѕ░±░° ░Ќ░‚░░ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░‚░ѓ░Ђ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░ѕ░ґ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>. ░џ░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј, ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░ѕ░І░ѕ-░є░°░·░Ѕ░°░‡░µ░№░Ѓ░є░ѕ░µ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѕ░°░ґ░µ░»░µ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°░ј░░ ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░»░░░†░°, ░° ░ґ░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѕ░±░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ђ“ ░Ѕ░µ░‚. ░ў░°░є░¶░µ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░ѕ░‚░ј░µ░‚░░░‚░Њ, ░‡░‚░ѕ, ░…░ѕ░‚░Џ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░ѕ░І░ѕ-░є░°░·░Ѕ░°░‡░µ░№░Ѓ░є░ѕ░µ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░░ ░Ѕ░°░ґ░µ░»░µ░Ѕ░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°░ј░░ ░Ћ░Ђ░░░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░»░░░†░°, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░Њ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ ░ѕ░±░»░°░ґ░°░» ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ј ░ї░Ђ░░░µ░ј░° ░░ ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѕ░‚░Ђ░ѓ░ґ░Ѕ░░░є░ѕ░І (░ї. 6.4 ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ).
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░І ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░Џ░… ░Ѓ ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░І ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ ░І░Ђ░µ░ј░µ░Ѕ░░ ░░░Ћ░Ѕ░Њ 2004 ░і░ѕ░ґ░° ░Ђ“ ░°░ї░Ђ░µ░»░Њ 2007 ░і░ѕ░ґ░°, ░ѕ░‚ ░░░ј░µ░Ѕ░░ ░Ѕ░°░Ѕ░░░ј░°░‚░µ░»░Џ (░Ђ░°░±░ѕ░‚░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Џ) ░І░‹░Ѓ░‚░ѓ░ї░°░»░ѕ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ ░░ ░‚░ѕ ░¶░µ ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░µ ░»░░░†░ѕ (░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░Њ ░°░ї░ї░°░Ђ░°░‚░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>), ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░І ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░і░ѕ░ґ░° ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░»░° ░ї░µ░Ђ░µ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░° ░Ѕ░° ░ґ░Ђ░ѓ░і░ѓ░Ћ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░ѓ, ░° ░Ѕ░µ ░ѓ░І░ѕ░»░µ░Ѕ░°.
░Ј░І░ѕ░»░µ░Ѕ░° ░¶░µ ░є ░ґ░Ђ░ѓ░і░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Ћ, ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░»░° ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“, ░є░ѕ░і░ґ░° ░І ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░ї░µ░Ђ░µ░І░ѕ░ґ░° ░ї░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░░░»░° ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░ѓ ░І ░њ░‘░Ј ░«░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░°░Ђ░…░░░І ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>░». ░ћ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ, ░Ќ░‚░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░І░ѕ░»░Њ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѕ░µ░ї░ѕ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░€░µ░Ѓ░‚░І░ѕ░І░°░»░░ 12 ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹, ░‡░‚░ѕ ░░ ░Џ░І░░░»░ѕ░Ѓ░Њ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░є░°░·░° ░µ░№ ░І ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░░ ░ї░µ░Ѕ░Ѓ░░░░ ░ї░ѕ ░І░‹░Ѓ░»░ѓ░і░µ ░»░µ░‚.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░ѕ░»░°░і░°░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░ѕ░‚░є░°░· ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј, ░° ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 67, 194 - 198 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░“░»░°░і░ѕ░»░µ░І░ѕ░№ ░¤░░ћ6 ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░± ░ѕ░‚░є░°░·░µ ░І ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░░ ░ї░µ░Ѕ░Ѓ░░░░ ░░ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░░░‚░Њ ░ї░µ░Ѕ░Ѓ░░░Ћ ░·░° ░І░‹░Ѓ░»░ѓ░і░ѓ ░»░µ░‚ ░░ ░ґ░ѕ░ї░»░°░‚░ѓ ░є ░ї░µ░Ѕ░Ѓ░░░░ ░·░° 23 ░і░ѕ░ґ░° 1 ░ј░µ░Ѓ░Џ░† 24 ░ґ░Ѕ░Џ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚░°░¶░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ѕ░±░Ђ░°░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░ќ░° ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ї░ѕ░ґ░°░Ѕ░° ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░¶░°░»░ѕ░±░° ░І ░’░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ: