Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-636/2021 от 19.02.2021

Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33-636/2021

№ 2-1726/2020

№ 2-1729/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Фоминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Инны Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты; по иску Костиной Оксаны Владимировны к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 10 декабря 2020 г., которым исковые требования истцов удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав лиц, участвующих по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, материалы гражданского дела, судебная коллегия

установила:

Смирнова И.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, о взыскании единовременной компенсационной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании трудового договора от 14 января 2020 г., заключенного на неопределенный срок, работает на постоянной основе в должности фельдшера скорой медицинской помощи структурного подразделения бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее - БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ») в структурном подразделении Отрадинская районная больница, расположенном по адресу: Орловская область, Мценский район, с. Отраднинское, д. 25.

<дата> Смирнова И.А. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации

от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», как прибывшей на работу в сельский населенный пункт, которое было оставлено без удовлетворения, ей было предложено повторно подать данное заявление.

23 июля 2020 г. истцу было отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в связи с отсутствием должности фельдшера скорой медицинской помощи в Перечне вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, утвержденном приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 6 июля 2020 г. № 510 «Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работником в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 г.» (далее - приказ от 6 июля 2020 г. № 510), в редакции приказа от 16 июля 2020 г. № 561.

Ссылаясь на изложенное, обосновывая свои доводы нормами Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. №115-н «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)», просит суд признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., обязать Департамент здравоохранения Орловской области заключить договор на предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты и выплатить ее.

Костина О.В. обратилась в суд с аналогичным иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании бессрочного трудового договора от 19 февраля 2020 г. работает на постоянной основе в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи структурного подразделения бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Залегощенская центральная районная больница» (далее - БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ») в структурном подразделении

Моховская амбулатория, расположенном по адресу: Орловская область, Залегощенский район с. Моховое, ул. Кооперативная, д. 24.

Ссылаясь на аналогичные обстоятельства отказа Смирновой И.А. ответчиком в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640, нормы законодательства, регулирующего ее право на получение данной выплаты, просила суд признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., обязать Департамент здравоохранения Орловской области заключить с ней договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., выплатить денежные средства ей.

Определением суда гражданские дела по искам Костиной О.В., Смирновой И.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области объединены в одно производство.

Представитель Департамента здравоохранения Орловской области Пензева М.И. исковые требования истцов не признала, указав, что примерный перечень должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год установлен приказом Минздрава России от 21 февраля 2020 г. № 115н. На основании данного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации ответчиком разработан приказ от 6 июля 2020 г. № 510. В соответствии с пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 534н должность фельдшера скорой медицинской помощи не относится к числу лиц, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем 16 июля 2020 г. в приказ Департамента здравоохранения Орловской области № 510 внесены изменения приказом № 561.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного.

Указывает, что истцы прибыли на работу в сельскую местность в 2020 году, в связи с чем положения частей 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ применению не подлежат.

Приводит довод о том, что вопрос разработки и утверждения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, относится к компетенции Департамента здравоохранения Орловской области.

Обращает внимание, что должность фельдшера скорой медицинской помощи в перечне вакантных должностей медицинских работников,

утвержденном на 2020 год приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 6 июля 2020 г. № 510 в редакции приказа от 16 июля 2020 г. № 561, отсутствует.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерация»).

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. № 1347 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» возрастные ограничения до 50 лет исключены.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов здравоохранения», предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.

Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Согласно пункту 4 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт «а» пункта 5 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил, однократно по одному из оснований, указанных подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1640 Департаментом здравоохранения Орловской области разработан приказ от 1 апреля 2019 г. № 207 «Об утверждении программного реестра должностей медицинских работников в учреждениях здравоохранения Орловской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году».

Согласно данного приказа в перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году были включены: должность заведующей фельдшерско- акушерского пункта – фельдшера БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ» (пункт 7), а также должность фельдшера скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» (пункт 31).

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании трудового договора с работником № 2285 от 14 января 2020 г. Смирнова И.А. принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», в структурное подразделение работодателя Отрадинская районная больница (пункты 1, 2 договора). Работа является для работника основной, на неопределенный срок (пункты 4, 5 договора).

На основании трудового договора № 4-20 от 19 февраля 2020 г. Костина О.В. принята на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ», в структурное подразделение работодателя Моховская амбулатория (пункты 1, 2 договора). Работа является для работника основной, бессрочно (пункт 3 договора).

Смирнова И.А. 24 апреля 2020 г., Костина О.В. в марте 2020 г., как медицинские работники, прибывшие на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в медицинских организациях и отвечающие критериям Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат, обратились в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлениями о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Кроме того, 11 марта 2020 г. БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ» направило обращение в Департамент здравоохранения Орловской области о включении в программный реестр должностей медицинских работников в медицинские организации, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год в связи с поступлением на работу фельдшера должность фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи в Моховскую амбулаторию.

Установлено, что заявления истцов в установленный Порядком срок зарегистрированы и рассмотрены по существу не были.

Письмами от 2 июня 2020 г. № 4-2/1231, 6 июля 2020 г. № С-4602 Департамент здравоохранения Орловской области дал ответ Смирновой И.А. о проведении экспертизы проекта постановления Правительства Орловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 182 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо в города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области», также предложил ей повторно подать заявление.

Костиной О.В. на ее обращения ответчиком были даны аналогичные ответы.

Письмами Департамента здравоохранения Орловской области от 23 июля 2020 г. Смирновой И.А. и Костиной О.В. в удовлетворении указанных заявлений было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 534н должность фельдшера скорой медицинской помощи не относится к числу должностей, при замещении которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, в связи с чем, приказом № 561 от 16 июля 2020 г. в приказ Департамента здравоохранения Орловской области № 510 от 6 июля 2020 г. «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году» внесены изменения, которыми указанная должность исключена из Перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год.

Обращаясь с настоящими исками, истцы полагали отказы ответчика в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконными.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждении здравоохранения права на получение единовременной компенсационной выплаты, произвольный отказ от осуществления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым и удовлетворил заявленные требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Спорные правоотношения сторон возникли в связи с реализацией истцами, как медицинскими работниками, переехавшими на работу в сельскую местность, права на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640, которым утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Правительством Орловской области принято постановление от 1 апреля 2019 № 182 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области» (вместе с «Перечнем удаленных и труднодоступных территорий Орловской области, на которых расположены сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа») (далее - Порядок).

В соответствии в пунктом 2 Порядка право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей для врача и 0,5 млн. рублей для фельдшера (далее - Порядок, единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники (на дату представления заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка), являющиеся гражданами Российской Федерации: прибывшие (переехавшие) на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек (далее - учреждения здравоохранения), и заключившие с учреждением здравоохранения трудовой договор на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, ежегодно утверждаемый приказом Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент); не имеющие неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за

исключением трудоустройства в медицинскую организацию с укомплектованностью штата менее 60 процентов); не реализовавшие свое право на получение единовременной компенсационной выплаты; заключившие с учреждением здравоохранения договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Как установлено судом первой инстанции, Смирнова И.А. и Костина О.В. являются медицинскими работниками, имеющими специальное медицинское образование, прибыли на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в медицинских организациях и отвечали критериям существующего Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат.

На основании трудовых договоров от 14 января 2020 г. Смирнова И.А. была принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», в Отрадинскую районную больницу, а Костина О.В. 19 февраля 2020 - на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ», в Моховскую амбулаторию.

Указанные должности были включены в приказ Департамента здравоохранения Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 207 «Об утверждении программного реестра должностей медицинских работников в учреждениях здравоохранения Орловской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году».

Истцы, трудоустраиваясь на работу в сельскую местность, с учетом действия приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 207, рассчитывали на получение компенсационных выплат, что и явилось одним из оснований их переезда на работу в сельскую местность.

Кроме того, Смирнова И.А. и Костина О.В. обратились в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлениями на предоставление единовременной денежной выплаты до издания приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 6 июля 2020 г. № 510 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году», согласно которому приказ Департамента здравоохранения Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 207 утратил силу.

При этом ответчиком был нарушен порядок рассмотрения и принятия решений по заявлениям истцов

Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Правительством Орловской области постановлением от 1 апреля 2019 № 182, заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с прилагаемыми к нему документами регистрируется в Департаменте в день поступления.

Пунктами 6, 7 Порядка предусмотрено, что Департамент в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Основаниями для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты являются: несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 2 настоящего Порядка; представление документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, не в полном объеме и (или) с нарушением установленных настоящим Порядком требований.

Решение об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты оформляется в виде письма руководителя Департамента (с указанием причин отказа) и направляется почтовым отправлением с уведомлением медицинскому работнику в течение 3 календарных дней со дня принятия такого решения.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между Департаментом, медицинским работником и учреждением здравоохранения, с которым медицинским работником заключен трудовой договор, заключается договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Как установлено судом, первичные обращения истцов к ответчику о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты имели место в марте - апреле 2020 года, однако в установленном законом порядке они рассмотрены не были, решения по ним не принимались.

Ссылка ответчика на то, что на момент обращения истцов проводилась экспертиза проекта постановления Правительства Орловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 182 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо в города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области» несостоятельна, поскольку поступившие обращения подлежали рассмотрению в соответствии с установленным Порядком.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что на момент соответствующих обращений истцов, последние соответствовали критериям, установленным пункту 2 Порядка.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, не допускается отказ государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично правовых обязательств.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).

Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.

По изложенным основаниям, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика.

Право истцов на предоставление им единовременной компенсационной выплаты в первую очередь связано в силу приведенного выше правового регулирования с фактом прибытия медицинского работника в сельскую местность, расположенную на территории Орловской области, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, его соответствия критериям и требованиям установленного Порядка и обращения такого работника до 16 июля 2020 г. (дата внесения изменений в Перечень) с приложением необходимых документов в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Смирновой И.А. и Костиной О.В. все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты на момент обращения к ответчику, были соблюдены, ввиду этого выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.

Ссылка ответчика на письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. (л.д.38-39) несостоятельна, поскольку оно носит рекомендательный характер, тогда как пункт 2 приказа Министерства здравоохранения России от 21 февраля 2020 г. № 115н «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико - санитарную помощь, при замещении которых

осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)», утвержденного в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 указанных выше Правил, предусматривает должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), включающие и должность фельдшера скорой медицинской помощи.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 10 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33-636/2021

№ 2-1726/2020

№ 2-1729/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2021 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Фоминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Инны Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты; по иску Костиной Оксаны Владимировны к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 10 декабря 2020 г., которым исковые требования истцов удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., выслушав лиц, участвующих по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, материалы гражданского дела, судебная коллегия

установила:

Смирнова И.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, о взыскании единовременной компенсационной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании трудового договора от 14 января 2020 г., заключенного на неопределенный срок, работает на постоянной основе в должности фельдшера скорой медицинской помощи структурного подразделения бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее - БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ») в структурном подразделении Отрадинская районная больница, расположенном по адресу: Орловская область, Мценский район, с. Отраднинское, д. 25.

<дата> Смирнова И.А. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации

от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», как прибывшей на работу в сельский населенный пункт, которое было оставлено без удовлетворения, ей было предложено повторно подать данное заявление.

23 июля 2020 г. истцу было отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в связи с отсутствием должности фельдшера скорой медицинской помощи в Перечне вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, утвержденном приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 6 июля 2020 г. № 510 «Об утверждении Перечня вакантных должностей медицинских работником в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 г.» (далее - приказ от 6 июля 2020 г. № 510), в редакции приказа от 16 июля 2020 г. № 561.

Ссылаясь на изложенное, обосновывая свои доводы нормами Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. №115-н «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)», просит суд признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., обязать Департамент здравоохранения Орловской области заключить договор на предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты и выплатить ее.

Костина О.В. обратилась в суд с аналогичным иском к Департаменту здравоохранения Орловской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании бессрочного трудового договора от 19 февраля 2020 г. работает на постоянной основе в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи структурного подразделения бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Залегощенская центральная районная больница» (далее - БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ») в структурном подразделении

Моховская амбулатория, расположенном по адресу: Орловская область, Залегощенский район с. Моховое, ул. Кооперативная, д. 24.

Ссылаясь на аналогичные обстоятельства отказа Смирновой И.А. ответчиком в предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640, нормы законодательства, регулирующего ее право на получение данной выплаты, просила суд признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., обязать Департамент здравоохранения Орловской области заключить с ней договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., выплатить денежные средства ей.

Определением суда гражданские дела по искам Костиной О.В., Смирновой И.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области объединены в одно производство.

Представитель Департамента здравоохранения Орловской области Пензева М.И. исковые требования истцов не признала, указав, что примерный перечень должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год установлен приказом Минздрава России от 21 февраля 2020 г. № 115н. На основании данного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации ответчиком разработан приказ от 6 июля 2020 г. № 510. В соответствии с пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 534н должность фельдшера скорой медицинской помощи не относится к числу лиц, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем 16 июля 2020 г. в приказ Департамента здравоохранения Орловской области № 510 внесены изменения приказом № 561.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области просит об отмене решения суда, как незаконного.

Указывает, что истцы прибыли на работу в сельскую местность в 2020 году, в связи с чем положения частей 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ применению не подлежат.

Приводит довод о том, что вопрос разработки и утверждения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, относится к компетенции Департамента здравоохранения Орловской области.

Обращает внимание, что должность фельдшера скорой медицинской помощи в перечне вакантных должностей медицинских работников,

утвержденном на 2020 год приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 6 июля 2020 г. № 510 в редакции приказа от 16 июля 2020 г. № 561, отсутствует.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерация»).

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. № 1347 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» возрастные ограничения до 50 лет исключены.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов здравоохранения», предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.

Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Согласно пункту 4 Правил субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт «а» пункта 5 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил, однократно по одному из оснований, указанных подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1640 Департаментом здравоохранения Орловской области разработан приказ от 1 апреля 2019 г. № 207 «Об утверждении программного реестра должностей медицинских работников в учреждениях здравоохранения Орловской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году».

Согласно данного приказа в перечень вакантных должностей медицинских работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году были включены: должность заведующей фельдшерско- акушерского пункта – фельдшера БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ» (пункт 7), а также должность фельдшера скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» (пункт 31).

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании трудового договора с работником № 2285 от 14 января 2020 г. Смирнова И.А. принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», в структурное подразделение работодателя Отрадинская районная больница (пункты 1, 2 договора). Работа является для работника основной, на неопределенный срок (пункты 4, 5 договора).

На основании трудового договора № 4-20 от 19 февраля 2020 г. Костина О.В. принята на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ», в структурное подразделение работодателя Моховская амбулатория (пункты 1, 2 договора). Работа является для работника основной, бессрочно (пункт 3 договора).

Смирнова И.А. 24 апреля 2020 г., Костина О.В. в марте 2020 г., как медицинские работники, прибывшие на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в медицинских организациях и отвечающие критериям Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат, обратились в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлениями о предоставлении единовременной денежной выплаты.

Кроме того, 11 марта 2020 г. БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ» направило обращение в Департамент здравоохранения Орловской области о включении в программный реестр должностей медицинских работников в медицинские организации, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год в связи с поступлением на работу фельдшера должность фельдшера скорой медицинской помощи отделения скорой медицинской помощи в Моховскую амбулаторию.

Установлено, что заявления истцов в установленный Порядком срок зарегистрированы и рассмотрены по существу не были.

Письмами от 2 июня 2020 г. № 4-2/1231, 6 июля 2020 г. № С-4602 Департамент здравоохранения Орловской области дал ответ Смирновой И.А. о проведении экспертизы проекта постановления Правительства Орловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 182 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо в города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области», также предложил ей повторно подать заявление.

Костиной О.В. на ее обращения ответчиком были даны аналогичные ответы.

Письмами Департамента здравоохранения Орловской области от 23 июля 2020 г. Смирновой И.А. и Костиной О.В. в удовлетворении указанных заявлений было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 534н должность фельдшера скорой медицинской помощи не относится к числу должностей, при замещении которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, в связи с чем, приказом № 561 от 16 июля 2020 г. в приказ Департамента здравоохранения Орловской области № 510 от 6 июля 2020 г. «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году» внесены изменения, которыми указанная должность исключена из Перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год.

Обращаясь с настоящими исками, истцы полагали отказы ответчика в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконными.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждении здравоохранения права на получение единовременной компенсационной выплаты, произвольный отказ от осуществления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым и удовлетворил заявленные требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Спорные правоотношения сторон возникли в связи с реализацией истцами, как медицинскими работниками, переехавшими на работу в сельскую местность, права на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640, которым утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Правительством Орловской области принято постановление от 1 апреля 2019 № 182 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области» (вместе с «Перечнем удаленных и труднодоступных территорий Орловской области, на которых расположены сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа») (далее - Порядок).

В соответствии в пунктом 2 Порядка право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей для врача и 0,5 млн. рублей для фельдшера (далее - Порядок, единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники (на дату представления заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка), являющиеся гражданами Российской Федерации: прибывшие (переехавшие) на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тысяч человек (далее - учреждения здравоохранения), и заключившие с учреждением здравоохранения трудовой договор на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год, ежегодно утверждаемый приказом Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент); не имеющие неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за

исключением трудоустройства в медицинскую организацию с укомплектованностью штата менее 60 процентов); не реализовавшие свое право на получение единовременной компенсационной выплаты; заключившие с учреждением здравоохранения договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Как установлено судом первой инстанции, Смирнова И.А. и Костина О.В. являются медицинскими работниками, имеющими специальное медицинское образование, прибыли на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в медицинских организациях и отвечали критериям существующего Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат.

На основании трудовых договоров от 14 января 2020 г. Смирнова И.А. была принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ», в Отрадинскую районную больницу, а Костина О.В. 19 февраля 2020 - на должность фельдшера отделения скорой медицинской помощи в БУЗ Орловской области «Залегощенская ЦРБ», в Моховскую амбулаторию.

Указанные должности были включены в приказ Департамента здравоохранения Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 207 «Об утверждении программного реестра должностей медицинских работников в учреждениях здравоохранения Орловской области и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2019 году».

Истцы, трудоустраиваясь на работу в сельскую местность, с учетом действия приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 207, рассчитывали на получение компенсационных выплат, что и явилось одним из оснований их переезда на работу в сельскую местность.

Кроме того, Смирнова И.А. и Костина О.В. обратились в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлениями на предоставление единовременной денежной выплаты до издания приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 6 июля 2020 г. № 510 «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения Орловской области, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей) в 2020 году», согласно которому приказ Департамента здравоохранения Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 207 утратил силу.

При этом ответчиком был нарушен порядок рассмотрения и принятия решений по заявлениям истцов

Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Правительством Орловской области постановлением от 1 апреля 2019 № 182, заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с прилагаемыми к нему документами регистрируется в Департаменте в день поступления.

Пунктами 6, 7 Порядка предусмотрено, что Департамент в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Основаниями для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты являются: несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 2 настоящего Порядка; представление документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, не в полном объеме и (или) с нарушением установленных настоящим Порядком требований.

Решение об отказе в предоставлении единовременной компенсационной выплаты оформляется в виде письма руководителя Департамента (с указанием причин отказа) и направляется почтовым отправлением с уведомлением медицинскому работнику в течение 3 календарных дней со дня принятия такого решения.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между Департаментом, медицинским работником и учреждением здравоохранения, с которым медицинским работником заключен трудовой договор, заключается договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Как установлено судом, первичные обращения истцов к ответчику о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты имели место в марте - апреле 2020 года, однако в установленном законом порядке они рассмотрены не были, решения по ним не принимались.

Ссылка ответчика на то, что на момент обращения истцов проводилась экспертиза проекта постановления Правительства Орловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 1 апреля 2019 г. № 182 «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо в города с населением до 50 тысяч человек на территории Орловской области» несостоятельна, поскольку поступившие обращения подлежали рассмотрению в соответствии с установленным Порядком.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что на момент соответствующих обращений истцов, последние соответствовали критериям, установленным пункту 2 Порядка.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, не допускается отказ государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично правовых обязательств.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).

Таким образом, при наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления на основании трудового договора трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке таких работников является недопустимым.

По изложенным основаниям, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика.

Право истцов на предоставление им единовременной компенсационной выплаты в первую очередь связано в силу приведенного выше правового регулирования с фактом прибытия медицинского работника в сельскую местность, расположенную на территории Орловской области, с целью осуществления в этой местности трудовой деятельности в учреждении здравоохранения на основании трудового договора, его соответствия критериям и требованиям установленного Порядка и обращения такого работника до 16 июля 2020 г. (дата внесения изменений в Перечень) с приложением необходимых документов в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Смирновой И.А. и Костиной О.В. все установленные нормативными правовыми актами условия для получения спорной выплаты на момент обращения к ответчику, были соблюдены, ввиду этого выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными.

Ссылка ответчика на письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. (л.д.38-39) несостоятельна, поскольку оно носит рекомендательный характер, тогда как пункт 2 приказа Министерства здравоохранения России от 21 февраля 2020 г. № 115н «Об утверждении примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико - санитарную помощь, при замещении которых

осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей)», утвержденного в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 указанных выше Правил, предусматривает должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), включающие и должность фельдшера скорой медицинской помощи.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 10 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-636/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнова Инна Александровна
Костина Оксана Владимировна
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Прозецкая Жанна Владимировна
Министерство здравоохранения Российской Федерации
БУЗ Орловской области Мценская ЦРБ
БУЗ Орловской области Залегощенская центральная районная больница
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.02.2021Передача дела судье
10.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее