Решение от 16.10.2017 по делу № 33-9589/2017 от 06.10.2017

Судья Бутуханов А.В.

Судья-докладчик Трофимова Е.Н.                                  по делу 33-9589/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2017 года                                               г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Ринчинова Б.А., Трофимовой Е.Н.,

при секретаре Малковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Акционерному обществу «Вершина» о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и природоохранного законодательства,

по апелляционному представлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц на решение Боханского районного суда Иркутской области от 3 августа 2017 года,

установила:

Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой по результатам проведения в 2016 году проверки исполнения законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов в части формирования, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутского, Шелеховского, Боханского, Ангарского районов в деятельности акционерного общества «Вершина» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, выразившиеся в неосуществлении внутрихозяйственного охотустройства путём разработки схемы использования и охраны охотугодья.

Неисполнение ответчиком требований законодательства о разработке схемы использования и охраны охотничьего угодья, не только незаконно, но и не позволяет обеспечить рациональное использование объектов животного мира и охрану среды их обитания, что свидетельствует о не исполнении охотпользователем надлежащим образом своих обязательств по сохранению, охране и воспроизводству охотничьих ресурсов.

С учётом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неосуществлении внутрихозяйственного охотустройства охотничьего угодья и обязать в срок до 01.05.2018 устранить допущенные нарушения путём составления схемы использования и охраны охотничьего угодья.

Решением Боханского районного суда Иркутской области от 3 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении Западно-Байкальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

Вывод суда о том, что ОАО «Вершина» осуществляет внутрихозяйственное охотустройство, является необоснованным.

Судом сделаны неверные выводы о том, что представленные генеральным директором ОАО «Вершина» Артемцевым А.И. пояснения и письменные доказательства, свидетельствуют об осуществлении ОАО «Вершина» внутрихозяйственного охотустройства.

Судом необоснованно сделана ссылка на постановление мирового судьи от 12.11.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Вершина», согласно которому ОАО «Вершина» исполняет обязанностей по осуществлению внутрихозяйственного устройства, поскольку указанное решение мирового судьи основано на ненадлежащем составлении должностным лицом Службы предписания. Вместо «схемы использования и охраны охотничьего угодья» ОАО «Вершина» предписано разработать «проект внутрихозяйственного устройства охотничьих угодий», то есть документ, формально не предусмотренный приказом Минприроды № 559. В связи с чем, использование в данном случае принципа преюдиции не допустимо.

            Ссылка суда на невозможность понудить к совершению определённых действий в связи с неверным наименованием ответчика, как акционерного общества «Вершина», не обоснована, так как данный факт является технической ошибкой и мог быть устранён в ходе судебного разбирательства.

       Возражений на апелляционное представление не поступило.

В судебное заседание не явились надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела ответчик и третье лицо Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области, которые об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, заслушав прокурора Скоробогатову Н.А., поддержавшую доводы представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права (п. 3 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О животном мире", "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

Статьей 25 Федерального закона "Об охоте..." предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.

Кроме того, статьей 39 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в целях обеспечения осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предусмотрено осуществление внутрихозяйственного охотустройства. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

Как следует из материалов дела, охотхозяйственное соглашение №47 от 18.06.2015 г. заключено Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области с ОАО «Вершина». По п.1.1 соглашения ОАО «Вершина» (охотпользователь) обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, а Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░ ░.2.1.1 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.8.2.8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ «░░░░░░░", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░.11 ░ ░.12 ░░.39 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.07.2009, №209-░░ «░░ ░░░░░…», ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░    ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18.05.2017 ░. (░.░.12) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░. ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328, 329, 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.

        ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 18.06.2015 ░., №47.

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 18.06.2015 ░., №47.

         ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░

░░░░░                                                                                                ░.░. ░░░░░░░░

                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░

33-9589/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Западно-Байкальская межрайонная прокуратура
Ответчики
АО Вершина
Другие
Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Трофимова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
16.10.2017Судебное заседание
24.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017Передано в экспедицию
16.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее