РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2013 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Л.А.,
с участием помощника прокурора города Краснотурьинска Дранициной В.В.,
представителя ответчика ТОИОГВ СО – УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску Гаёвой О.В., действующей по доверенности от <данные изъяты>,
при секретаре Гостищевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Краснотурьинска в интересах <ФИО>1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску о возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действующий в интересах <ФИО>1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее - ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»), Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску (далее – ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Краснотурьинску) и просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность выделить ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» для приобретения (строительства, реконструкции) Хабибрахмановой Д.С. жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения и распределить приобретённое (построенное, реконструированное) жилое помещение <ФИО>1; возложить на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанность приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения <ФИО>1, заключив с ним договор найма специализированного жилого помещения, распределённого <ФИО>1, площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность принять меры для регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» на жилое помещение, приобретённое для <ФИО>1 и зачислить жилое помещение, приобретённое для <ФИО>1 в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области; возложить на ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г. Краснотурьинску обязанность предоставить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» предложение по распределению жилого помещения <ФИО>1 и обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного <ФИО>1
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Краснотурьинска в ходе проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что <ФИО>1, которая относится к категории детей-сирот, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на основании приказа ТОИОГВ СО – УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № 300. По настоящее время <ФИО>1 жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот не представлено, несмотря на то, что такое право на него у <ФИО>1 возникло.
Поскольку в силу ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1 ст. 19 Закона Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», Постановлений Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП и от 24.04.2013 № 527-ПП предусмотрена обязанность исполнительных органов по месту жительства лиц, относящихся к категории дети-сироты, обеспечить их жильем по достижению возраста 18 лет или по окончании их пребывания в учреждениях образования, социального обслуживания и др., <ФИО>1, как лицо, относящееся к категории дети-сироты, которому исполнилось 18 лет, не имеющее закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или занимаемого им по договору социального найма, имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора города Краснотурьинска Драницина В.В. требования прокурора города Краснотурьинска поддержала по доводам изложенном в иске и просит их удовлетворить.
В дополнение в обоснованию иска Драницина В.В. пояснила, что в прокуратуру г.Краснотурьинска обратилась <ФИО>1 по вопросу не предоставления ей жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей. Родители <ФИО>1, <ФИО>2 и <ФИО>3 в отношении нее лишены родительских прав по судебным решениям от <дата обезличена> и <дата обезличена> соответственно. Постановлением Главы Муниципального образования города Ивдель Свердловской области от <дата обезличена> <ФИО>1 была переведена в группу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, за которой жилое помещение закреплено не было, в виду его отсутствия у родителей несовершеннолетней. Собственного жилья у истца не имеется. В ходе проведения проверки по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что <ФИО>1 поставлена на жилищный учет как нуждающаяся в получении жилья 12.04.2013. Поскольку <ФИО>1 относится к категории детей - сирот, ей исполнилось 18 лет, она не имеет закрепленного жилого помещения, то она обладает правом на получение жилья по договору социального найма в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако <ФИО>1 жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения не предоставлено, хотя право на его получение у истца возникло. В связи с чем, исковое требование прокурора подлежит удовлетворению.
В судебное заседание истец <ФИО>1 не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
С учетом мнения участников судебного процесса, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску Гаёва О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что <дата обезличена> <ФИО>1 принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с чем, был издан приказ ТОИОГВ СО – УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску от 12.04.2013 № 300.
При этом, основанием для заключения с детьми – сиротами договора найма специализированных жилых помещений являются Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, что указано в п. 8 Порядка предоставления жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП. Данным Порядком и Положением о ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по городу Краснотурьинску на Управление социальной политики по г. Краснотурьинску возложены полномочия по учету детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, внесению предложений по распределению жилых домов, а Государственный специализированный жилищный фонд подготавливает приказ о распределении детям - сиротам жилых помещений, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области непосредственно распределяет жилые помещения, издавая приказ. Соответственно, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Государственный специализированный жилищный фонд. Управление социальной политики осуществляет лишь подписание договоров детьми - сиротами, которым уже распределены жилые помещения.
Представитель ТОИОГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску Гаёва О.В. считает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку оно не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Представитель ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Коновалова Э.В., действующая на основании доверенности от 15.03.2013, в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда письменный отзыв на требования прокурора города Краснотурьинска в интересах <ФИО>1, в котором содержится ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В обоснование возражений она указала, что на основании Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Свердловской области приняты Областные законы от 07.12.2012 № 95-ОЗ «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области» и от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», а также внесены изменения в Областные законы от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» и от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области». С целью реализации вышеназванных федеральных и областных законов, которыми изменен порядок и основания предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством Свердловской области приняты постановления от 16.04.2013 № 491-ПП и от 24.04.2013 № 527-ПП, согласно которым распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в соответствии с бюджетной росписью которого ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств, заключает соответствующие бюджетные контракты и договоры найма специализированных жилых помещений. К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, согласно установленному порядку относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. В силу подп. 2 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области № 491-ПП, п. 9, п. 10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в приобретении (строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам, а также в предоставлении таких жилых помещений лицам, относящемся к данной категории, и заключении с ними договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, находящегося в оперативном управлении ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не участвует. Соответственно, требование прокурора о возложении обязанности на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области принять меры для регистрации права оперативного управления ГКУ СО «Жилищный фонд строительства» на жилое помещение, приобретенное для ребенка-сироты не соответствуют положениям ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Кроме того, зачисление жилых помещений, приобретенных для детей-сирот в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области и учет таких помещений, согласно установленному порядку, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет после строительства (приобретения) жилых помещений для указанной категории граждан и представления в Министерство документов, указанных в п. 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 527-ПП, во внесудебном порядке.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствии с установленным порядком не наделено полномочиями по совершению сделок, связанных с передачей жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, или изданию правовых актов, которые порождают гражданскую правоспособность, то необоснованным является привлечение Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области к участию в деле в качестве ответчика и возложении обязанности по совершению действий, носящих учетный характер.
Представитель ответчика, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Кучинскайте Д.П., действующая по доверенности от 22.11.2013, в судебное заседание не явилась, направив в адрес суда письменный отзыв указав, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждения Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительство и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд. В связи с тем, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а согласно ст. ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации к субъекту гражданского права Свердловской области применяются нормы юридического лица, в том числе в судах, где от ее имени выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющих статус этих органов, и область отвечает по своим обязательствам имуществом, то иски надлежит предъявлять к субъекту Российской Федерации Свердловской области, которая определяет своего представителя в судах в установленном порядке. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Так же согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения. Согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области - Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. По их мнению права истца не нарушены, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей - сироти детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заваленных истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении разбирательства дела в адрес суда не направлял. При этом ответчик о времени и месте судебного заседания извещен путем направления судебной повестки и размещения соответствующей информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда,
С учетом мнения участвующих в деле лиц и надлежащего извещения сторон, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно справке, подписанной ведущим специалистом отдела опеки и попечительства Адинистрации Ивдельского городского округа, за <ФИО>1 Постановлением Главы городского округа Ивдель жилая площадь не закреплялась, поскольку у родителей несовершеннолетней жилья не имелось (л.д.23).
Постановлением Главы Ивдельского городского округа от <дата обезличена> № <ФИО>1 была принята на учет граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда по внеочередному списку (л.д.14).
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Из анализа вышеуказанных письменных материалов дела следует, что <ФИО>1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и фактически не имеет закрепленного за ней жилья.
Из Сообщений СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиал «Ивдельское БТИиРН» (л.д. 25) и Ивдельского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес обезличен> (л.д. 24) следует, что право собственности на недвижимое имущество в <адрес обезличен> за <ФИО>1 не зарегистрировано.
Из приказа ТОИОГВ СО - УСП МСП <адрес обезличен> от <дата обезличена> № следует, что <дата обезличена> <ФИО>1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот (л.д.7).
Данные обстоятельства не оспорено ответчиками.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата обезличена> № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата обезличена> № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Статьей 26 Областного закона <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от <дата обезличена> № 100-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ранее, а при отсутствии такого права – на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и <адрес обезличен>.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата обезличена> № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, действие положений ст. 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 6 ст. <адрес обезличен> «Об учёте граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>» от <дата обезличена> № 17-03, учёту для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> подлежат, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот.
В соответствии с п. 1 ст. 19 названного Закона территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти <адрес обезличен> управлениями социальной политики Министерства социальной политики <адрес обезличен> составляются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>.
Согласно Постановлению <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 491-ПП к исполнительным органам государственной власти, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, относится Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен> (п.1). Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется за счёт средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке (п.2).
Порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан определён Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей», согласно которому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес обезличен>. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам является ГКУ <адрес обезличен> «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с абз. 4 п. 3 названного Порядка предоставление жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес обезличен>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее 45 квадратных метров.
Действие настоящего Порядка распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Закона.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность исполнительных органов по месту жительства лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить жилым помещением указанных лиц по достижении ими возраста 18 лет или по окончании их пребывания в учреждениях образования, социальных учреждений и т.д.
При этом по смыслу положений законодательства жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется такой категории граждан по достижении ими 18 лет либо по окончании образовательных учреждений при отсутствии у них жилья или права пользования жилым помещением.
Учитывая, что <ФИО>1 относится к категории детей-сирот и ей исполнилось 18 лет, при этом она не имеет ни закрепленного жилого помещения, ни жилого помещения на праве собственности, истец обладает правом на получение жилья по договору найма специализированного жилищного фонда в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ приведенного законодательства позволяет суду сделать вывод, что обязанность по приобретению и предоставлению жилья истцу за счет средств областного бюджета возлагается на их главного распорядителя - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как уполномоченного исполнительного органа государственной власти по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, а также по содержанию таких жилых помещений, и как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных для приобретения жилья данной категории лиц.
При этом, уполномоченным органом по приобретению и содержанию жилых помещений, заключению договоров найма специализированных жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, является их получатель - Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в силу вышеуказанных норм наделено полномочиями по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем внесения сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц и по управлению данными жилыми помещениями, а жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и оперативного управления Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Соответственно доводы представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенные в письменном отзыве о необоснованности заявленных прокурором требований являются не состоятельными.
При этом, доводы представителя ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску Гаёвой О.В. о том, что Управление с учетом характера спорных правоотношений не является надлежащим ответчиком, суд находит заслуживающими внимания.
Как указано выше, Министерство социальной политики Свердловской области является уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету лиц, относящихся к указанной категории, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску в силу п.9 Порядка предоставления жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП осуществляет подписание договоров детьми-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми распределены жилые помещения.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области 12.04.2013 издан приказ за номером 300, которым <ФИО>1 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Поскольку для <ФИО>1 жилое помещение на день рассмотрения данного гражданского дела не приобретено, право собственности за Свердловской областью на него не зарегистрировано, как и право оперативного управления Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», которым, соответственно, не оформлен договор найма, отсутствует и обязанность ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области обеспечить подписание данного договора <ФИО>1
В связи с чем, суд считает, что ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области по иску прокурора подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора города Краснотурьинска в интересах <ФИО>1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
- выделить денежные средства Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» для приобретения (строительства, реконструкции) <ФИО>1, <дата обезличена> года рождения, жилого помещения не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения,
- распределить приобретенное (построенное, реконструированное) жилое помещение <ФИО>1;
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства»
- приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения <ФИО>1,
- заключить с <ФИО>1 договор найма специализированного жилого помещения, распределённого ему, площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения;
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность
- принять меры для регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» на жилое помещение, приобретённое для <ФИО>1;
- зачислить жилое помещение, приобретённое для <ФИО>1 в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области,
в удовлетворении иска к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его постановления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: Судья Л.А. Арефьева
Решение в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2013 года.
СОГЛАСОВАНО:
Судья Л.А. Арефьева