Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-519/2019 (2а-5970/2018;) ~ М-5631/2018 от 30.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    04 февраля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Марковой Н.В.

при секретаре Кретининой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-519\2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Тишиной К.О. о взыскании задолженности по налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Тишиной К.О. о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, ей было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 7 680,00 руб.

Представитель административного истца Володина И.М., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. в котором указала, что налог на имущество рассчитан в соответствии со ст. 408 НК РФ и с учетом кадастровой стоимости имущества (помещения), расположенного по адресу г. Тольятти <адрес>, в размере 7 679 654 руб. Заявление об изменении указанной стоимости было подано 15.12.2017 года, в связи с чем, расчет налога с учетом измененной кадастровой стоимости подлежит исчислению с 01 января 2017 года.

Административный ответчик Тишина К.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно, суду представила письменные пояснения, в которых просит рассмотреть дело в ее отсутствие, отказав в удовлетворении заявленных требований, поскольку объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Тольятти, <адрес> находился в собственности ответчика только в период с 03.11.2016 года по 16.11.2016 года. Последующим собственником ФИО6 кадастровая стоимость данного объекта на основании решения Самарского областного суда от 02.02.2018 года уменьшена до 3 866 088 руб. и распространяется на период 2016 года.

В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела и просивших рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Тишиной Кристины Олеговны было направлено налоговое уведомление № 32344683 от 21.09.2017 года о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2016 год в размере 1 304 руб., земельный налог за 2016 год в размере 168,00 руб., налог на имущество за 2016 года в общем размере 9 238,00 руб. Установлен срок оплаты до 01.12.2017 года.

Факт направления в адрес налогоплательщика указанного уведомления подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 13.10.2017 года.

В связи с неуплатой в полном размере в установленный срок налога в адрес Тишиной К.О. было направлено требование об уплате налога на имущество в размере 7 680,00 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 06.02.2018 года, что подтверждается требованием № 59133 по состоянию на 19.12.2017 года.

Указанное требование также содержит обязанность по уплате пени за нарушение сроков оплаты налога на имущество в размере 35,77 руб.

Факт направления в адрес налогоплательщика указанного требования подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 19.01.2018 года.

Данное требование было оставлено без исполнения, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанного налога в размере 7 680 руб. 23.05.2018 года мировым судьей судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 08.06.2018 года был отменен на основании заявления Тишиной К.О.

После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд 30.11.2018 года, то есть в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.

В соответствии со ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

    Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате.

Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости имущества

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

К - понижающий коэффициент (при применении ставки налога на имущество 1,2 % применяется только коэффициент 1).

Из материалов административного дела следует, что налогоплательщику Тишиной К.О. было выставлено налоговое требование об уплате, в том числе, налога на имущество в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Дзержинского 25А.

Налог исчислен за 1 месяц 2016 года с учетом кадастровой стоимости объекта в размере 7 679 564 руб., налоговой ставки равной 1,2% и понижающего коэффициента равного 1.

Инвентаризационная стоимость применена не была, поскольку оспариваемое имущество во владении Тишиной К.О. в 2014 году отсутствовало.

По существу примененная налоговым органом формула исчисления налога на имущество административным ответчиком оспорена не была.

Между тем, административным ответчиком заявлено о неверном исчислении налога на имущество в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес>, поскольку решением Самарского областного суда от 02.02.2018 года кадастровая стоимость указанного объекта установлена в размере 3 866 088 руб.

Указанные доводы судом не принимаются, поскольку в силу положений п. 1 и п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции, действующей на момент исчисления налога и выставления налогового требования административному ответчику) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из вышеуказанных норм закона следует, что в случае изменения кадастровой стоимости недвижимого имущества, измененная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Суд отмечает, что Федеральным законом от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 403 НК РФ внесены изменения, вышеуказанные положения данной нормы изложены в следующей редакции:

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, указанным законом изменен порядок применения кадастровой стоимости для налогообложения объектов капитального строительства. В случае оспаривания кадастровой стоимости сведения о ее новом значении (рыночной стоимости здания, строения, сооружения, помещения) установленном решением комиссии при управлении Росреестра или суда, будут учитываться при определении налоговой базы, начиная с периода налогообложения объекта недвижимости по оспоренной кадастровой стоимости.

Однако при рассмотрении данного спора данные положения применимы быть не могут, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

    

То есть, учет сведений о новой кадастровой стоимости, установленной решением комиссии при управлении Росреестра или суда, с периода налогообложения объекта недвижимости по оспоренной кадастровой стоимости, производится только начиная с 01 января 2019 года, на предыдущие периоды действие указанных изменений не распространяется.

Из представленного суду Апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 июля 2018 года следует, что данным определением оставлено без изменения решение Самарского областного суда от 02.02.2018 года, которым удовлетворены требования ФИО6В., установлена кадастровая стоимость нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес>, равной 3 866 088 руб., а также определена дата обращения ФИО6 в суд – 15.12.2017 года.

Таким образом, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости было подано 15.12.2017 года, следовательно, измененная кадастровая стоимость объекта не подлежит применению при взыскании недоимки по имущественному налогу, начисленному за 2016 налоговый период по требованию № 59133 от 19.12.2017 года.

В связи с изложенным, суд считает, что налоговым органом верно рассчитан налог на имущество за 2016 налоговый год, то есть без учета положений решения Самарского областного суда от 02.02.2018 года.

Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату ею недоимки по налогу на имущество за 2016 налоговый период, предоставлены не были, судом данные доказательства не были добыты.

Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество за 2016 год в размере 7 680,00 руб.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Тишиной Кристины Олеговны в пользу государства сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 680 рублей.

Взыскать с Тишиной Кристины Олеговны в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2019 года.

Председательствующий:

2а-519/2019 (2а-5970/2018;) ~ М-5631/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области
Ответчики
Тишина К.О.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Маркова Н. В.
Дело на сайте суда
centralny--sam.sudrf.ru
14.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2019Судебное заседание
08.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2018Регистрация административного искового заявления
30.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019Подготовка дела (собеседование)
29.04.2019Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
13.05.2019Судебное заседание
30.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело оформлено
01.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее