Дело №2-833/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года г.Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной ДА.,
с участием прокурора Котельникова А.П.,
при секретаре Ванюта Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Амдермасервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства,
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Амдермасервис» (далее по тексту – Предприятие) о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения МУП «Амдермасервис» природоохранного законодательства об обращении с отходами производства и потребления и об охране земель, в результате которой были выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства. Выданное 28.07.2016 Управлением Роспотребнадзором по НАО предписание о необходимости ответчику согласовать установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленный срок не исполнено, в связи с чем, юридическое лицо 05.07.2017 привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб. Однако до настоящего момента Предприятием предписание не исполнено, в связи с чем просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.12.2018 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, было установлено, что в результате перекачки дизельного топлива с танкера в резервуарный парк МУП «Амдермасервис» 23.09.2017 произошел разлив в природную среду 10 м.куб. топлива, площадь загрязнения ориентировочно составляет 150 кв.м. Отделом государственного экологического надзора по требованию прокуратуры была проведена внеплановая проверка, по результатам Предприятию выдано предписание, согласно которому последнее обязано разработать проект восстановления нарушенных земель, выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами, земель. Однако до настоящего времени МУП «Амдермасервис» меры к устранению нарушений не приняты, в связи с чем просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.06.2019 разработать проект восстановления нарушенных земель и выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами земель на участке берег-аэропорт п.Амдерма.
В судебном заседании прокурор Котельников А.П. заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил срок, который необходимо предоставить ответчику для разработки проекта восстановления нарушенных земель и выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами земель – до 01.09.2018.
Ответчик МУП «Амдермасервис» в судебное заседание своего представителя не направил, согласно направленного заявления просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Также просил увеличить срок исполнения обязанности для разработки проекта восстановления нарушенных земель и выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами земель – до 01.10.2018.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст.18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 5,6 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п. 1 ст.39 Федерального закона N 7-ФЗ).
Из материалов дела следует, что согласно целям создания МУП «Амдермасервис», содержащихся в п.3.1 Устава Предприятия, оно создано для обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ МО «Поселок Амдерма», обеспечения населения и организаций, расположенных на территории данного муниципального образования, обеспечения осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг для нужд МО «Поселок Амдерма».
Для достижения целей, указанных в п. 3.2 Устава, Предприятие осуществляет в том числе следующие виды деятельности: управление и эксплуатация жилого фонда, распределение воды среди различных потребителей, производство общестроительных работ по возведению зданий, уборка территории и аналогичная деятельность, иную деятельность.
Судом установлено, что в период с 15.05.2017 по 09.06.2017 Управлением Росприроднадзора по НАО в отношении МУП «Амдермасервис» проведена внеплановая проверка по исполнению ранее выданного предписания №24 от 28.07.2016, по результатам которой составлен акт №22 и ответчику 09.06.2017 выдано предписание №22 согласно которому на Предприятие в срок до 01.05.2018 возложена обязанность обеспечить выполнение требований ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части согласования в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Поскольку в ходе проверки было установлено, что ответчиком в установленный срок предписание №24 от 28.07.2016 государственного органа не выполнено, то МУП «Амдермасервис» постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ненецкого автономного округа от 05.07.2017 привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, несмотря на указанные обстоятельства, ответчиком до настоящего момента проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не отправлен на утверждение в уполномоченный орган, доказательств обратного вопреки ст. 56 ГПК РФ суду не представлено и фактически стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, поскольку законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, тогда как данная обязанность ответчиком не исполнена, то суд находит исковые требования в указанной части подлежащими удовлетворению.
Прокурором также заявлены требования о возложении на МУП «Амдермасервис» обязанности разработать проект восстановления нарушенных земель и выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами земель на участке берег-аэропорт п.Амдерма, разрешая которые, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктом 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусматривается обязанность лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя) обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила рекультивации земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", в п.3 Правил указано, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 4 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В силу положений п. 2 ст. 46 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Судом установлено, что 23.09.2017 в результате перекачки дизельного топлива с танкера в резервуарный парк МУП «Амдермасервис» произошел разлив в природную среду 10 м.куб. топлива, площадь загрязнения ориентировочно составляет 150 кв.м. Отделом государственного экологического надзора по требованию прокуратуры была проведена внеплановая проверка, по результатам которой Предприятию выдано предписание №07-03/2017, согласно которому последнее обязано разработать проект восстановления нарушенных земель, выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами, земель.
Однако до настоящего времени МУП «Амдермасервис» меры к устранению нарушений не приняты, что также ответчиком в процессе рассмотрения не оспаривалось и подтверждается представленными доказательствами.
В свою очередь неисполнение такой обязанности ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Амдермасервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды и об охране земель подлежат удовлетворению.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Суд полагает обоснованным установить ответчику, предложенные прокурором сроки для исполнения возлагаемых обязанностей - до 01.12.2018 и до 01.09.2019 соответственно, считая данные сроки разумными и достаточными для устранения выявленных нарушений.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Амдермасервис» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Амдермасервис» в срок до 01 декабря 2018 года разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и направить их на утверждение в уполномоченный орган.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Амдермасервис» в срок до 01 сентября 2019 года разработать проект восстановления нарушенных земель и выполнить мероприятия по рекультивации нарушенных, загрязненных нефтепродуктами земель на участке берег-аэропорт п. Амдерма.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Амдермасервис» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Нарьян-Марский городской суд
Председательствующий Д.А.Яровицына
Копия верна
Судья Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2018 года