УИД 36RS0№-38
Дело №
Строка 2.101
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Сенчаковой Н.В.,
с участием прокуроров Харламовой К.В., Шепелевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области о взыскании единовременной выплаты в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Сергиенко В.В. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с исковым заявлением к ГУ МЧС России по Воронежской области, указывая, что проходил службу в должности старшего инструктора (спасателя) <данные изъяты> по <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей в результате ДТП получил травму, которая согласно справке ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № относится к тяжкому увечью.
Согласно заключению ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу были поставлены диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: «<данные изъяты>
На основании статьи 826, 27в. 25г. 66г, 72г, 26г графы 111 расписания болезней (приложение N I к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГг. №) установлена категория годности к службе (военной службе), годности к службе в должности (по военно-учетной специальности) «<данные изъяты>
После очередного обращения за медицинской помощью в листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ. в графе «приступить к работе.. ..» должностными лицами ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» было указано «нуждается в прохождении ВВК».
В тоже время при решении вопроса о выдаче направления на прохождение ВВК ответчиком неоднократно предоставлялась противоречивая информация о возможности (невозможности) прохождения Сергиенко В.В. ВВК по месту жительства, то есть в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату выдачи листка нетрудоспособности) Сергиенко В.В. дважды проходил обследование в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» (справка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключение от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ за № ответчиком истцу было направлено уведомление о необходимости госпитализации в отделение неврологии клиники № ФГБУ ВЦЭРМ им A.M. Никифорова.
ДД.ММ.ГГГГ из департамента кадровой политики МЧС России Сергиенко В.В. было направлено информационное письмо №, в котором сказано, что решение о направление сотрудника ФПС в то или иное медицинское учреждение принимает начальник Главного управления, при этом в конкретном случае начальнику Главного управления МЧС России по <адрес> было рекомендовано направить истца именно в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
15.01.2019г. исх. <данные изъяты> ответчиком было выдано направление во ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» за №.
Ведомственными приказами МЧС России определены случаи, в которых сотрудник ФПС подлежит направлению в ФГБУ ВЦЭРМ им A.M. Никифорова, так в п. 12 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка представления сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" указано, что «сотруднику, подлежащему увольнению со службы в ФПС ГПС по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, может выдаваться направление в федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицине имени A.M. Никифорова» МЧС России (далее - ФГБУ ВЦЭРМ) для освидетельствования ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе»».
Считает, что поскольку в данном случае вопрос об увольнении по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе (пункт 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ) не стоял, а требовалось выяснить возможность выполнения служебных обязанностей после временной нетрудоспособности, то основания для прохождения ВВК в ФГБУ ВЦЭРМ у истца отсутствовали.
После выдачи ответчиком направления на ВВК № от 15.01.2019г. Сергиенко В.В. было реализовано право на прохождение ВВК по месту жительства, то есть в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
Заключением ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Сергиенко В.В. были установлены диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии): «<данные изъяты> Категория годности к службе (военной службе), годности к службе в должности (по военно-учетной специальности) и др. На основании статьи 43а, 246, 25в, 81 в, 27в, 44а, 72г, 66д, 26г графы III расписания болезней (приложение № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №) и графы - дополнительных требований (приложение № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №). Д - не годен к службе в ФПС ГПС».
Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> №-НС от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. был уволен со службы по п.1 ч.3 ст.83 (в связи с болезнью) на основании заключения ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением на выплату единовременного пособия в связи получением увечья при выполнение служебных обязанностей, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы.
Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес Сергиенко В.В. был отправлен ответ №, в котором указано, что истец не имеет права на данную выплату, так как им было получено заключение ВВК в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», а не в ФГБУ ВЦЭРМ.
Указывает, что в настоящее время не имеет возможности пройти освидетельствование в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ, так как данная процедура не предусмотрена для бывших сотрудников ФПС. Кроме того, как следует из письма директора ФГБУ ВЦЭРМ в адрес Врио заместителя начальника регионального центра ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, повторное освидетельствование Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Полагает, что по независящим от истца причинам в настоящее время он лишен возможности пройти ВВК в ФГБУ ВЦЭРМ, и как следствие реализовать свое право на получение единовременной выплаты.
Считая свои права нарушенными, просит взыскать с ГУ МЧС России по <адрес> в свою пользу единовременную выплату в возмещение вреда здоровью в размере 2 000 000 (двух миллионов) рублей 00 коп.
В судебное заседание истец Сергиенко В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т.1 л.д.39).
Представитель истца по доверенности Васнева Е.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях с дополнениями (т.1 л.д.120-126, т.2 л.д.69-82, 108-111).
Представитель ответчика по доверенности Греков А.В. против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д.101-107), ссылался на то, что подпунктом «г» п. 28 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. Приказом МЧСРоссии от ДД.ММ.ГГГГ N 280, для принятия решения о выплате единовременного пособия необходимо заключение ВВК ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. ФИО8 МЧС России, устанавливающее причинную связь повреждения здоровья в формулировке «военная травма», однако им представлено заключение ВВК «Медико-санитарная часть МВД России по Воронежской области», кроме того повреждение здоровья было получено Сергиенко В.В. по его вине, астатья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает последующее взыскание суммы единовременного пособия с виновных лиц.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО8 МЧС России, уведомленное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, согласно которому направление Сергиенко В.В. на военно-врачебную экспертизу осуществлялось вразрез с требованиями приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, ЦВВК МЧС России не обладает полномочиями на проведение военно-врачебной экспертизы после увольнения сотрудника и не пересматривает заключения ВВК, выданные ВВК других органов и учреждений(т.1 л.д.73-74).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора Харламовой К.В., полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Частью 10 статьи 12 названного закона предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 данной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 этой статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение приведенных положений федеральных законов приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Названные Правила определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники, работники), проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах - органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России), а также учреждениях и организациях, находящиеся в ведении МЧС России (далее - учреждения и организации), или членам их семей в целях возмещения вреда, причиненного при:
а) исполнении должностных обязанностей, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами МЧС России, в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;
б) выполнении приказов и распоряжений руководителя органа, учреждения;
в) участии в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем органа, учреждения;
г) следовании к месту службы (командировки) и обратно, нахождении в служебной командировке;
е) организации и осуществлении тушения пожаров, и проведении аварийно-спасательных работ (пункт 1 Правил).
Согласно п.2 Правил сотруднику выплачивается единовременное пособие при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) (далее - единовременное пособие в случае повреждения здоровья сотрудника).
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника (работника) на рассмотрение комиссии представляются следующие документы:
а) рапорт (письменное заявление) сотрудника (работника) на имя руководителя органа, учреждения, в котором он проходил службу (работал);
б) копии материалов и заключение служебной проверки, указанной в пункте 9 настоящих Правил;
в) для сотрудников - копия документа, подтверждающего прекращение службы по одному из оснований:
в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в ФПС ГПС;
по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
для работников - копия документа, подтверждающего прекращение работы в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений";
г) для сотрудников - копия заключения ВВК ВЦЭРМ с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма";
для работников - копия заключения МСЭ об установлении группы инвалидности и ее причине.
В соответствии с п. 15 Правил решение об отказе в производстве соответствующей выплаты принимается комиссией, если служебной проверкой либо органами дознания, предварительного следствия или судом установлено, что гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) сотрудника и работника, гражданина Российской Федерации наступили:
а) в период нахождения на отдыхе или в отпуске, за исключением гибели (смерти) сотрудника, вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС и в случае, предусмотренном подпунктом "е" пункта 1 настоящих Правил;
б) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) вследствие совершения им умышленного преступления;
г) в результате совершения самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
д) при обстоятельствах, не установленных пунктом 1 настоящих Правил;
е) при обстоятельствах, не подтверждающих причинно-следственную связь случившегося с выполнением служебных обязанностей сотрудником (работником) в ФПС ГПС (не требуется установление причинной связи с выполнением служебных обязанностей в случаях: гибели (смерти) сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС; смерти гражданина Российской Федерации (бывшего сотрудника), наступившей в течение одного года после увольнения в ФПС ГПС вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, Сергиенко В.В., старший прапорщик внутренней службы, проходил службу в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПСЧ-24 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 9.08 часов, у <адрес> произошло столкновение автомобиля АЦ № под управлением ФИО9 и мотоцикла под управлением Сергиенко В.В., следовавших к месту пожара.
В результате ДТП Сергиенко В.В. получил сочетанную травму, относящуюся к тяжелому увечью, о чем ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <адрес>» была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.15).
Заключением по материалам служебной проверки по факту получения травмы, утв. Начальником ПЧ-24 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт получения травмы на производстве старшим инструктором (спасателем) группы экстренного реагирования ПЧ-24 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» старшим прапорщиком внутренней службы Сергиенко В.В. (т.1 л.д.43).
Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», оформленным свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, Сергиенко В.В. был признан «В» - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел, степень ограничения – <данные изъяты> не годен к службе в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования.Необходимо предоставить освобождение от выполнения служебных обязанностей додаты увольнения (т.1 л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ следователем СО по РДТП ГСУ ГУ МВД России по <адрес> по указанным выше фактам было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, в отношении ФИО11 в котором указанона несоответствие действий Сергиенко В.В. требованиям п. 3.2 абз.3 ПДД РФ при совершении маневра обгона впереди идущего транспортного средства, которые могут находиться в причинно-следственной связи с ДТП (т.1 л.д.99-100).
Сергиенко В.В. неоднократно обращался в ГУ МЧС России по <адрес> с рапортами об увольнении в связи с невозможностью выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью (т.1 л.д.127, 128, 129, 130).
Для решения вопроса о годности к службе Сергиенко В.В. направлялся на медицинское освидетельствование.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. был уведомлен о проведении медицинского освидетельствования в ФГБУ ВЦЭРМ и необходимости прибыть в ГУ МЧС России по <адрес> для получения пакета документов на госпитализацию в отделение неврологии с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.95).
В рапортах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. выразил несогласие с направлением в ФГБУ ВЦЭРМ, ссылаясь на невозможность следования по состоянию здоровья и наличие заключения ВВК и невозможность повторного освидетельствования (т.1 л.д.131, 132, 133, 134).
В ответе на обращение начальника ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директором ФГБУ ВЦЭРМ было разъяснено, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании проведения военно-врачебной (военно-летной) экспертизы и медицинского освидетельствования в системе МЧС России» Сергиенко В.В. долен быть направлен в связи с вновь открывшимися обстоятельствами для медицинского освидетельствования в ВВК ФГБУ ВЦЭРМ им ФИО8 МЧС России; вместе с тем, на основании п.107 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №решение о направлении принимает начальник, имеющий право назначения на должность (т.1 л.д.220).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по <адрес> выдало Сергиенко В.В. направление № на медицинское освидетельствование в окружную ВВК ФКУЗ «МЧС России по <адрес>» для решения вопроса о категории годности к службе (т.1 л.д.222).
ДД.ММ.ГГГГ начальник ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» обратился в ГУ МЧС России по <адрес> за разъяснением целесообразности освидетельствования обратившегося в ВВК старшего прапорщика внутренней службы Сергиенко В.В. с целью определения годности к дальнейшей службе, ввиду того, что в соответствии с приказом МСЧ России от ДД.ММ.ГГГГ № сотрудники МЧС, получившие увечья, заболевания при исполнении служебных обязанностей, направляются на освидетельствование в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО8 (т.1 л.д.224).
В ответ на указанное обращение начальником ГУ МЧС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, в котором просит признатьнаправление от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным (т.1 л.д.177).
В ответе ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сергиенко В.В. сообщено, что он подлежит направлению на освидетельствование в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им ФИО8, для получения соответствующего направления следует обратиться в ГУ МЧС России по ВО (т.1 л.д.179).
ДД.ММ.ГГГГ за № ответчик уведомил истца о необходимости госпитализации в отделение неврологии клиники № ФГБУ ВЦЭРМ им A.M. Никифорова (т.1 л.д.173).
На обращение Сергиенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по ВО» по данному вопросу был дан аналогичный ответ (т.1 л.д.170).
Тем не менее, в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им ФИО8 Сергиенко В.В. для прохождения медицинского освидетельствования не проследовал.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом кадровой политики МЧС России Сергиенко В.В. было направлено информационное письмо №, в котором сообщено, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № он подлежит направлению в связи с вновь открывшимися обстоятельствами для медицинского освидетельствования в ВВК ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М,Никифорова МЧС России, вместе с тем, согласно п. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № решение о направлении сотрудника в то или иное лечебное учреждение начальник ГУ МЧС России по <адрес> вправе принять самостоятельно, для решения вопроса о категории годности к службе начальнику ГУ МЧС России по <адрес> рекомендовано выдать направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» (т.1 л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по <адрес> выдало Сергиенко В.В. направление № на медицинское освидетельствование в окружную ВВК ФКУЗ «МЧС России по <адрес>» для решения вопроса о категории годности к службе (т.1 л.д.19).
Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», оформленным свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, Сергиенко В.В. был признан «Д» - <данные изъяты>т.1 л.д.12-14).
Приказом ГУ МЧС России по <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу» старший прапорщик внутренней службы Сергиенко В.В., старший инструктор (спасатель) группы экстренного реагирования ПСЧ № по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по Воронежскойобласти» уволен по пункту 1 части 3 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службыи внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе) (т.1 л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. обратился в ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением о выплате единовременного пособия при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к службе вследствие увечья (т.1 л.д.20).
Решением комиссии ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выплате единовременного пособия было отказано ввиду представления заключения ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», а не ведомственного медицинского учреждения – ВВК ВЦЭРМ, несмотря на наличие увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» (т.1 л.д.21).
По смыслу части 4 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, основанием для выплаты единовременного пособия является увечье или иное повреждение здоровья сотрудника, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей.
Установление причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) в силу пункта 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проводится военно-врачебной экспертизой.
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 61 Федерального закона N 323-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Из изложенного следует, что заключение ВВК с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы или службы в иных органах.
МЧС России учреждено ЦВВК ВЦЭРМ, в котором создана ВВК, организация работы которого регулируется приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № медицинская помощь в полном объеме сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащим спасательных воинских формирований осуществляется по месту прохождения службы в лечебно-профилактических учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации соответственно.
Направление военнослужащих спасательных воинских формирований и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на военно-врачебную комиссию, врачебно-летную комиссию осуществлять в обязательном порядке в ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО8 МЧС России при увольнении их со службы по состоянию здоровья в связи с получением увечья, заболеванием при исполнении служебных обязанностей (в соответствии с пунктом 94, подпунктом "а" Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565) (п. 11 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, предусмотрено, что руководители органов организуют обследование и освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту в органы, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах, и членов их семей, граждан, проходящих военные сборы по линии органов, граждан, имеющих воинское звание офицера и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, граждан, поступающих в военно-учебные заведения органов.
Обследование сотрудников проводится в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти, к которым сотрудники прикреплены на медицинское обеспечение, в объеме не менее объема, установленного пунктом 76 настоящего Положения. В отдельных случаях обследование может проводиться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, к которым сотрудники прикреплены на медицинское обеспечение на основании заключенных договоров об оказании медицинской помощи.
Оценивая вышеприведенные доказательства в их совокупности, суд полагает, что истец отвечал необходимым условиям, предусмотренным частью 4 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, для выплаты ему единовременной денежной компенсации, поскольку он был досрочно уволен со службы в органах государственной противопожарной службы в связи с признанием его негодным к службе вследствие военной травмы, полученной в связи с исполнением служебных обязанностей, что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии о годности сотрудника дальнейшей службе и причинно-следственной связи имеющихся у сотрудника заболеваний в формулировке «военная травма».
Тот факт, что истец был направлен на медицинское освидетельствование не в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №. т.е. не в ФГБУ ВЦЭРМ, а в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» не может служить основанием для умаления социальных гарантий по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством для сотрудников федеральной противопожарной службы.
Военно-врачебную комиссию в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» Сергиенко В.В. прошел по направлению начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № до настоящего времени не оспорено и не отменено. Наличие заключения ВВК является препятствием для прохождения истцом медицинского освидетельствования в ФГБУ ВЦЭРМ, оснований для пересмотра заключения по вновь открывшимся обстоятельствам также не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствие заключения ФГБУ ВЦЭРМ не может являться препятствием для реализации истцом права на получение выплат, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам иработникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей".
Иных оснований для отказа ГУ МЧС России по <адрес> в установлении истцу единовременной денежной компенсации, предусмотренных п. 15 Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 280, не имелось и в судебном заседании таковых не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования Сергиенко В.В. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в пользу Сергиенко Вячеслава Владимировича единовременное пособие в размере 2000000 (Два миллиона) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С.Леденева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
УИД 36RS0№-38
Дело №
Строка 2.101
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2020 года город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Сенчаковой Н.В.,
с участием прокуроров Харламовой К.В., Шепелевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области о взыскании единовременной выплаты в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Сергиенко В.В. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с исковым заявлением к ГУ МЧС России по Воронежской области, указывая, что проходил службу в должности старшего инструктора (спасателя) <данные изъяты> по <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей в результате ДТП получил травму, которая согласно справке ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № относится к тяжкому увечью.
Согласно заключению ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу были поставлены диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: «<данные изъяты>
На основании статьи 826, 27в. 25г. 66г, 72г, 26г графы 111 расписания болезней (приложение N I к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГг. №) установлена категория годности к службе (военной службе), годности к службе в должности (по военно-учетной специальности) «<данные изъяты>
После очередного обращения за медицинской помощью в листке освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ. в графе «приступить к работе.. ..» должностными лицами ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» было указано «нуждается в прохождении ВВК».
В тоже время при решении вопроса о выдаче направления на прохождение ВВК ответчиком неоднократно предоставлялась противоречивая информация о возможности (невозможности) прохождения Сергиенко В.В. ВВК по месту жительства, то есть в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату выдачи листка нетрудоспособности) Сергиенко В.В. дважды проходил обследование в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» (справка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключение от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ за № ответчиком истцу было направлено уведомление о необходимости госпитализации в отделение неврологии клиники № ФГБУ ВЦЭРМ им A.M. Никифорова.
ДД.ММ.ГГГГ из департамента кадровой политики МЧС России Сергиенко В.В. было направлено информационное письмо №, в котором сказано, что решение о направление сотрудника ФПС в то или иное медицинское учреждение принимает начальник Главного управления, при этом в конкретном случае начальнику Главного управления МЧС России по <адрес> было рекомендовано направить истца именно в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
15.01.2019г. исх. <данные изъяты> ответчиком было выдано направление во ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» за №.
Ведомственными приказами МЧС России определены случаи, в которых сотрудник ФПС подлежит направлению в ФГБУ ВЦЭРМ им A.M. Никифорова, так в п. 12 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка представления сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к увольнению со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и Порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта и увольнением со службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" указано, что «сотруднику, подлежащему увольнению со службы в ФПС ГПС по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, может выдаваться направление в федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицине имени A.M. Никифорова» МЧС России (далее - ФГБУ ВЦЭРМ) для освидетельствования ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе»».
Считает, что поскольку в данном случае вопрос об увольнении по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе (пункт 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ) не стоял, а требовалось выяснить возможность выполнения служебных обязанностей после временной нетрудоспособности, то основания для прохождения ВВК в ФГБУ ВЦЭРМ у истца отсутствовали.
После выдачи ответчиком направления на ВВК № от 15.01.2019г. Сергиенко В.В. было реализовано право на прохождение ВВК по месту жительства, то есть в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>».
Заключением ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Сергиенко В.В. были установлены диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии): «<данные изъяты> Категория годности к службе (военной службе), годности к службе в должности (по военно-учетной специальности) и др. На основании статьи 43а, 246, 25в, 81 в, 27в, 44а, 72г, 66д, 26г графы III расписания болезней (приложение № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №) и графы - дополнительных требований (приложение № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №). Д - не годен к службе в ФПС ГПС».
Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> №-НС от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. был уволен со службы по п.1 ч.3 ст.83 (в связи с болезнью) на основании заключения ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением на выплату единовременного пособия в связи получением увечья при выполнение служебных обязанностей, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы.
Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес Сергиенко В.В. был отправлен ответ №, в котором указано, что истец не имеет права на данную выплату, так как им было получено заключение ВВК в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», а не в ФГБУ ВЦЭРМ.
Указывает, что в настоящее время не имеет возможности пройти освидетельствование в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ, так как данная процедура не предусмотрена для бывших сотрудников ФПС. Кроме того, как следует из письма директора ФГБУ ВЦЭРМ в адрес Врио заместителя начальника регионального центра ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, повторное освидетельствование Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Полагает, что по независящим от истца причинам в настоящее время он лишен возможности пройти ВВК в ФГБУ ВЦЭРМ, и как следствие реализовать свое право на получение единовременной выплаты.
Считая свои права нарушенными, просит взыскать с ГУ МЧС России по <адрес> в свою пользу единовременную выплату в возмещение вреда здоровью в размере 2 000 000 (двух миллионов) рублей 00 коп.
В судебное заседание истец Сергиенко В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т.1 л.д.39).
Представитель истца по доверенности Васнева Е.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях с дополнениями (т.1 л.д.120-126, т.2 л.д.69-82, 108-111).
Представитель ответчика по доверенности Греков А.В. против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д.101-107), ссылался на то, что подпунктом «г» п. 28 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. Приказом МЧСРоссии от ДД.ММ.ГГГГ N 280, для принятия решения о выплате единовременного пособия необходимо заключение ВВК ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. ФИО8 МЧС России, устанавливающее причинную связь повреждения здоровья в формулировке «военная травма», однако им представлено заключение ВВК «Медико-санитарная часть МВД России по Воронежской области», кроме того повреждение здоровья было получено Сергиенко В.В. по его вине, астатья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает последующее взыскание суммы единовременного пособия с виновных лиц.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО8 МЧС России, уведомленное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление, согласно которому направление Сергиенко В.В. на военно-врачебную экспертизу осуществлялось вразрез с требованиями приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, ЦВВК МЧС России не обладает полномочиями на проведение военно-врачебной экспертизы после увольнения сотрудника и не пересматривает заключения ВВК, выданные ВВК других органов и учреждений(т.1 л.д.73-74).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора Харламовой К.В., полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников, военнослужащих и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Частью 10 статьи 12 названного закона предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 данной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 этой статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение приведенных положений федеральных законов приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Названные Правила определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники, работники), проходящим службу (работающим) в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органах - органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России), а также учреждениях и организациях, находящиеся в ведении МЧС России (далее - учреждения и организации), или членам их семей в целях возмещения вреда, причиненного при:
а) исполнении должностных обязанностей, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами МЧС России, в течение установленного распорядком дня служебного времени или если это вызвано служебной необходимостью;
б) выполнении приказов и распоряжений руководителя органа, учреждения;
в) участии в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем органа, учреждения;
г) следовании к месту службы (командировки) и обратно, нахождении в служебной командировке;
е) организации и осуществлении тушения пожаров, и проведении аварийно-спасательных работ (пункт 1 Правил).
Согласно п.2 Правил сотруднику выплачивается единовременное пособие при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) (далее - единовременное пособие в случае повреждения здоровья сотрудника).
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника (работника) на рассмотрение комиссии представляются следующие документы:
а) рапорт (письменное заявление) сотрудника (работника) на имя руководителя органа, учреждения, в котором он проходил службу (работал);
б) копии материалов и заключение служебной проверки, указанной в пункте 9 настоящих Правил;
в) для сотрудников - копия документа, подтверждающего прекращение службы по одному из оснований:
в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в ФПС ГПС;
по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;
для работников - копия документа, подтверждающего прекращение работы в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений";
г) для сотрудников - копия заключения ВВК ВЦЭРМ с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма";
для работников - копия заключения МСЭ об установлении группы инвалидности и ее причине.
В соответствии с п. 15 Правил решение об отказе в производстве соответствующей выплаты принимается комиссией, если служебной проверкой либо органами дознания, предварительного следствия или судом установлено, что гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) сотрудника и работника, гражданина Российской Федерации наступили:
а) в период нахождения на отдыхе или в отпуске, за исключением гибели (смерти) сотрудника, вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС и в случае, предусмотренном подпунктом "е" пункта 1 настоящих Правил;
б) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) вследствие совершения им умышленного преступления;
г) в результате совершения самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
д) при обстоятельствах, не установленных пунктом 1 настоящих Правил;
е) при обстоятельствах, не подтверждающих причинно-следственную связь случившегося с выполнением служебных обязанностей сотрудником (работником) в ФПС ГПС (не требуется установление причинной связи с выполнением служебных обязанностей в случаях: гибели (смерти) сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС; смерти гражданина Российской Федерации (бывшего сотрудника), наступившей в течение одного года после увольнения в ФПС ГПС вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ФПС ГПС, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, Сергиенко В.В., старший прапорщик внутренней службы, проходил службу в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПСЧ-24 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 9.08 часов, у <адрес> произошло столкновение автомобиля АЦ № под управлением ФИО9 и мотоцикла под управлением Сергиенко В.В., следовавших к месту пожара.
В результате ДТП Сергиенко В.В. получил сочетанную травму, относящуюся к тяжелому увечью, о чем ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <адрес>» была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.15).
Заключением по материалам служебной проверки по факту получения травмы, утв. Начальником ПЧ-24 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт получения травмы на производстве старшим инструктором (спасателем) группы экстренного реагирования ПЧ-24 по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по <адрес>» старшим прапорщиком внутренней службы Сергиенко В.В. (т.1 л.д.43).
Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», оформленным свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, Сергиенко В.В. был признан «В» - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел, степень ограничения – <данные изъяты> не годен к службе в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования.Необходимо предоставить освобождение от выполнения служебных обязанностей додаты увольнения (т.1 л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ следователем СО по РДТП ГСУ ГУ МВД России по <адрес> по указанным выше фактам было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, в отношении ФИО11 в котором указанона несоответствие действий Сергиенко В.В. требованиям п. 3.2 абз.3 ПДД РФ при совершении маневра обгона впереди идущего транспортного средства, которые могут находиться в причинно-следственной связи с ДТП (т.1 л.д.99-100).
Сергиенко В.В. неоднократно обращался в ГУ МЧС России по <адрес> с рапортами об увольнении в связи с невозможностью выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью (т.1 л.д.127, 128, 129, 130).
Для решения вопроса о годности к службе Сергиенко В.В. направлялся на медицинское освидетельствование.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. был уведомлен о проведении медицинского освидетельствования в ФГБУ ВЦЭРМ и необходимости прибыть в ГУ МЧС России по <адрес> для получения пакета документов на госпитализацию в отделение неврологии с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.95).
В рапортах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. выразил несогласие с направлением в ФГБУ ВЦЭРМ, ссылаясь на невозможность следования по состоянию здоровья и наличие заключения ВВК и невозможность повторного освидетельствования (т.1 л.д.131, 132, 133, 134).
В ответе на обращение начальника ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директором ФГБУ ВЦЭРМ было разъяснено, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании проведения военно-врачебной (военно-летной) экспертизы и медицинского освидетельствования в системе МЧС России» Сергиенко В.В. долен быть направлен в связи с вновь открывшимися обстоятельствами для медицинского освидетельствования в ВВК ФГБУ ВЦЭРМ им ФИО8 МЧС России; вместе с тем, на основании п.107 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №решение о направлении принимает начальник, имеющий право назначения на должность (т.1 л.д.220).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по <адрес> выдало Сергиенко В.В. направление № на медицинское освидетельствование в окружную ВВК ФКУЗ «МЧС России по <адрес>» для решения вопроса о категории годности к службе (т.1 л.д.222).
ДД.ММ.ГГГГ начальник ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» обратился в ГУ МЧС России по <адрес> за разъяснением целесообразности освидетельствования обратившегося в ВВК старшего прапорщика внутренней службы Сергиенко В.В. с целью определения годности к дальнейшей службе, ввиду того, что в соответствии с приказом МСЧ России от ДД.ММ.ГГГГ № сотрудники МЧС, получившие увечья, заболевания при исполнении служебных обязанностей, направляются на освидетельствование в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО8 (т.1 л.д.224).
В ответ на указанное обращение начальником ГУ МЧС по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, в котором просит признатьнаправление от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным (т.1 л.д.177).
В ответе ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сергиенко В.В. сообщено, что он подлежит направлению на освидетельствование в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им ФИО8, для получения соответствующего направления следует обратиться в ГУ МЧС России по ВО (т.1 л.д.179).
ДД.ММ.ГГГГ за № ответчик уведомил истца о необходимости госпитализации в отделение неврологии клиники № ФГБУ ВЦЭРМ им A.M. Никифорова (т.1 л.д.173).
На обращение Сергиенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по ВО» по данному вопросу был дан аналогичный ответ (т.1 л.д.170).
Тем не менее, в ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им ФИО8 Сергиенко В.В. для прохождения медицинского освидетельствования не проследовал.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом кадровой политики МЧС России Сергиенко В.В. было направлено информационное письмо №, в котором сообщено, что в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № он подлежит направлению в связи с вновь открывшимися обстоятельствами для медицинского освидетельствования в ВВК ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М,Никифорова МЧС России, вместе с тем, согласно п. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № решение о направлении сотрудника в то или иное лечебное учреждение начальник ГУ МЧС России по <адрес> вправе принять самостоятельно, для решения вопроса о категории годности к службе начальнику ГУ МЧС России по <адрес> рекомендовано выдать направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» (т.1 л.д.27).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по <адрес> выдало Сергиенко В.В. направление № на медицинское освидетельствование в окружную ВВК ФКУЗ «МЧС России по <адрес>» для решения вопроса о категории годности к службе (т.1 л.д.19).
Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», оформленным свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, Сергиенко В.В. был признан «Д» - <данные изъяты>т.1 л.д.12-14).
Приказом ГУ МЧС России по <адрес> отДД.ММ.ГГГГ №-НС «По личному составу» старший прапорщик внутренней службы Сергиенко В.В., старший инструктор (спасатель) группы экстренного реагирования ПСЧ № по охране <адрес> ФГКУ «1 ОФПС по Воронежскойобласти» уволен по пункту 1 части 3 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службыи внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе) (т.1 л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ Сергиенко В.В. обратился в ГУ МЧС России по <адрес> с заявлением о выплате единовременного пособия при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к службе вследствие увечья (т.1 л.д.20).
Решением комиссии ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выплате единовременного пособия было отказано ввиду представления заключения ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>», а не ведомственного медицинского учреждения – ВВК ВЦЭРМ, несмотря на наличие увечья, иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма» (т.1 л.д.21).
По смыслу части 4 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, основанием для выплаты единовременного пособия является увечье или иное повреждение здоровья сотрудника, исключающие возможность дальнейшего прохождения службы, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей.
Установление причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) в силу пункта 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проводится военно-врачебной экспертизой.
Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 61 Федерального закона N 323-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Из изложенного следует, что заключение ВВК с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы или службы в иных органах.
МЧС России учреждено ЦВВК ВЦЭРМ, в котором создана ВВК, организация работы которого регулируется приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № медицинская помощь в полном объеме сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащим спасательных воинских формирований осуществляется по месту прохождения службы в лечебно-профилактических учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации соответственно.
Направление военнослужащих спасательных воинских формирований и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на военно-врачебную комиссию, врачебно-летную комиссию осуществлять в обязательном порядке в ФГБУ ВЦЭРМ им. ФИО8 МЧС России при увольнении их со службы по состоянию здоровья в связи с получением увечья, заболеванием при исполнении служебных обязанностей (в соответствии с пунктом 94, подпунктом "а" Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565) (п. 11 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Пунктом 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, предусмотрено, что руководители органов организуют обследование и освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту в органы, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах, и членов их семей, граждан, проходящих военные сборы по линии органов, граждан, имеющих воинское звание офицера и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, граждан, поступающих в военно-учебные заведения органов.
Обследование сотрудников проводится в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти, к которым сотрудники прикреплены на медицинское обеспечение, в объеме не менее объема, установленного пунктом 76 настоящего Положения. В отдельных случаях обследование может проводиться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, к которым сотрудники прикреплены на медицинское обеспечение на основании заключенных договоров об оказании медицинской помощи.
Оценивая вышеприведенные доказательства в их совокупности, суд полагает, что истец отвечал необходимым условиям, предусмотренным частью 4 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, для выплаты ему единовременной денежной компенсации, поскольку он был досрочно уволен со службы в органах государственной противопожарной службы в связи с признанием его негодным к службе вследствие военной травмы, полученной в связи с исполнением служебных обязанностей, что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии о годности сотрудника дальнейшей службе и причинно-следственной связи имеющихся у сотрудника заболеваний в формулировке «военная травма».
Тот факт, что истец был направлен на медицинское освидетельствование не в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №. т.е. не в ФГБУ ВЦЭРМ, а в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» не может служить основанием для умаления социальных гарантий по возмещению вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством для сотрудников федеральной противопожарной службы.
Военно-врачебную комиссию в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» Сергиенко В.В. прошел по направлению начальника ГУ МЧС России по <адрес>, заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № до настоящего времени не оспорено и не отменено. Наличие заключения ВВК является препятствием для прохождения истцом медицинского освидетельствования в ФГБУ ВЦЭРМ, оснований для пересмотра заключения по вновь открывшимся обстоятельствам также не установлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствие заключения ФГБУ ВЦЭРМ не может являться препятствием для реализации истцом права на получение выплат, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам иработникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей".
Иных оснований для отказа ГУ МЧС России по <адрес> в установлении истцу единовременной денежной компенсации, предусмотренных п. 15 Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 280, не имелось и в судебном заседании таковых не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования Сергиенко В.В. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сергиенко Вячеслава Владимировича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в пользу Сергиенко Вячеслава Владимировича единовременное пособие в размере 2000000 (Два миллиона) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С.Леденева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ