Производство № 2а-442/2020
Дело (УИД) 28RS0021-01-2020-000737-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 22 сентября 2020 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к Трофимовой Наталье Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Амурской области обратилась с административным иском к Трофимовой Н.А.. о взыскании задолженности по страховым взносам, в обоснование которого указала, что должник ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы являлась индивидуальным предпринимателем с указанным видом деятельности по коду ОКВЭД 52.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. В связи с тем, что Трофимова Наталья Александровна была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то обязана на основании п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ (действующего в период до 01.01.2017 года), ст. 419 НК РФ, за указанный период, обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Трофимова Наталья Александровна в период с 09.02.2011 года по 08.07.2016 года являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с п. 2 части 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в редакции, действовавшей в рассматриваемый период до ДД.ММ.ГГГГ. Должник прекратил предпринимательскую деятельность ДД.ММ.ГГГГ (дата государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП). Согласно ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ, должнику в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, почтовой связью простой корреспонденцией направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № от 11.10.2017 года со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, реестр об отправке и уведомление о вручении отсутствуют. В установленные в требовании сроки требования Трофимовой Н.А. не исполнены. Общая задолженность по страховым взносам с учетом пени 4.111 рублей 29 копеек. Определением суда от 23.01.2020 г. Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Амурской области было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и сборам с Трофимовой Натальи Александровны. Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, таким образом срок для обращения в суд с исковым заявлением не позднее 09.05.2018 года. На основании изложенного, просит восстановить пропущенный срок для подачи иска и взыскать с Трофимовой Натальи Александровны задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до ДД.ММ.ГГГГ год в сумме: 3.796 рублей 85 копеек; задолженность по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме: 0,52 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 314 рублей 44 копейки, итого к взысканию 4.111 (четыре тысячи сто одиннадцать) рублей 29 копеек.
В судебное заседание не явились административный истец и административный ответчик, хотя о времени и месте судебного заседания извещены своевременно надлежащим образом. Административный истец ИФНС России № 7 по Амурской области согласно заявления просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд, в соответствии во ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть административно дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Трофимова Наталья Александровна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы являлась индивидуальным предпринимателем с указанным видом деятельности по коду ОКВЭД 62.10 - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Таким образом, Трофимова Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с п. 2 части 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в редакции, действовавшей в рассматриваемый период до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что Трофимова Н.А.. была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то обязана на основании п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ (действующего в период до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 419 НК РФ, за указанный период, обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Таким образом, административный иск подан органом контроля за уплатой страховых взносов - МИФНС России № 7 по Амурской области, наделенным в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как установлено статьей 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.57 Конституции РФ, ст.3, подп.1 п.1 ст.23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования : индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300.000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
С 01.01.2017 г. страховые взносы и принципы обложения ими устанавливает Налоговый кодекс РФ, при этом утратил силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
При наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, возникших до 01.01.2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, возникших до 01.01.2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
За административным ответчиком числится задолженность по пене по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3.796 рублей 85 копеек.
В силу ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.
Как видно из материалов дела Трофимова Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела статус индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ, Трофимовой Н.А.. в целях соблюдения до судебного порядка урегулирования спора, Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов: № от 11.10.2017 года со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно требованию № от 11.10.2017 года и расчета сумм пени, задолженность Трофимовой Н.А. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 3.796 рублей 85 копеек, задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 314 рублей 44 копейки.
Требования в установленные сроки ответчиком Трофимовой Н.А. не были исполнены.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом требований статьи 22 Закона N 212-ФЗ, проверив порядок и сроки направления требования, приходит к выводу, что административным истцом соблюдена процедура взыскания недоимки по страховым взносам.
Вместе с тем, пунктами 1 и 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Часть 3 ст. 48 НК РФ предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ положений статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как установлено судом, требованием № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику Трофимовой Н.А.. предложено уплатить задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, административный истец в суд с административными иском обратился только 03 августа 2020 года (административное исковое заявление направлено по почте), то есть по истечении установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки с момента истечения срока об уплате налога. Таким образом, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления суду не представлено.
Также установлено, что определением мирового судьи Амурской области по Сковородинскому районному судебному участку № 1 от 23 января 2020 года в выдаче судебного приказа ФНС № 7 по Амурской области отказано в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении заявленных требований и взыскании с Трофимовой Н.А. в пользу ИФНС России № 7 по Амурской области задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени в размере 4.111 рублей 29 копеек..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Амурской области к Трофимовой Наталье Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Судья Н.Б. Федорчук