Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 марта 2016 года
Приволжский районный суд <адрес>
в составе:
судьи Писарева С.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-271/2016 по административному исковому заявлению Администрации муниципального района <адрес> к Отделу судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением Отделу судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>, на основании постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ, было возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения является исполнительский сбор в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением администрацией муниципального района <адрес> решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению благоустроенного жилья ФИО2, в срок, установленный для добровольного исполнения. В администрацию копия Постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Для исполнения решения суда в установленный законом срок не было возможности, в связи с тем, что жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, в специализированном жилищном фонде муниципального района <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствовали.
Субвенция на исполнение отдельных государственных полномочий <адрес> по обеспечению предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам социального найма специализированных жилых помещений на покупку жилого помещения для предоставления ФИО2 из бюджета <адрес> в бюджет муниципального района <адрес> поступила лишь в 2015 году.
Решение суда по предоставлению ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, было исполнено администрацией района в декабре 2015 года.
При таких обстоятельствах, <адрес> исполнение подобных решений суда возможно только после получения выделенных субвенций, в связи, с чем исполнение поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета и не может быть исполнено по независящим от администрации причинам, кроме того для исполнения судебного акта необходимо соблюдение процедуры приобретения и предоставления жилых помещений, совершения в связи с этим комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
Поэтому считает, что оснований для взыскания с <адрес> исполнительского сбора не имеется, так как ее вины в нарушении сроков исполнения решения суда не имеется, поскольку причиной неисполнения обязательства являлось недостаточное, несвоевременное финансирование со стороны <адрес>.
Просит суд освободить Администрацию муниципального района <адрес> от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального района <адрес>, ФИО3 поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям.
Представитель административного ответчика, ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Суду доверяют, просят вынести решение на усмотрение суда.
Заслушав представителя административного истца, ФИО3, исследовав материалы административного дела, суд считает необходимым заявленные требования, Администрации муниципального района <адрес>, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что решением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию муниципального района <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> УФССП по <адрес> возбуждено возбуждении исполнительное производства №-ИП о взыскании с администрации муниципального района <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей, за неисполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Суд, принимая во внимание, что на администрацию муниципального района <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направляются на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых администрации муниципального района <адрес> на формирование специализированного жилищного фонда.
Денежные средства, запланированные для формирования специализированного жилищного фонда, поступили в бюджет муниципального района <адрес> лишь в октябре 2015 года.
В связи с чем, решение Приволжского районного суда <адрес> о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, исполнено администрацией муниципального района <адрес> только в декабре 2015 года.
Таким образом, наличие виновного противоправного бездействия должника - администрации муниципального района <адрес> в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок нельзя признать правильным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности заявленных требований администрацией муниципального района <адрес> об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 358 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации муниципального района <адрес> к Отделу судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального района <адрес> от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца.
Судья: С.Н. Писарев