дело № 2-1561/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 22 декабря 2016 года
Зейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
с участием истца Синдеевой Т.В.,
при секретаре Легкой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синдеевой Т.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Синдеева Т.В. и САГ являлись собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>.
Согласно договору дарения от 10 июля 2014 года САГ подарил ? доли в праве совместной собственности на указанный жилой дом Синдеевой Т.В. <Дата обезличена> САГ умер, однако переход права собственности не был зарегистрирован.
Истец Синдеева Т.В. обратилась с иском в суд, с учетом уточнения требований просит признать за ней право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, указанные требования поддержала к комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи; к остальным ответчикам (Рудневой В.А., ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области) - требования не поддерживает.
Истец Синдеева Т.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала.
Ответчик Руднева В.А., представители ответчиков: КУМИ г. Зеи, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области, Управления Росреестра по Амурской области, третье лицо Бабушкина Т.Г., представитель третьего лица МО МВД России «Зейский» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли, свое мнение по уточненным требованиям не выразили.
Выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В судебном заседании установлено, что Синдеева Т.В. и САГ являлись собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статье 574 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года.
Из материалов дела следует, что 10 июля 2014 года между САГ и Синдеевой Т.В. заключен договор дарения, согласно которому САГ безвозмездно передал в личную собственность Синдеевой Т.В. ? доли в праве совместной собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, а Синдеева Т.В. приняла в дар от дарителя указанное имущество.
Договор дарения ? доли спорной квартиры заключен сторонами в письменной форме, между сторонами были согласованы существенные условия данного договора: предмет, порядок передачи имущества, Синдеевой Т.В. было выражено согласие получить в дар от САГ спорную квартиру.
В соответствии с приведенными изменениями действующего законодательства спорный договор дарения доли в праве совместной собственности на жилой дом государственной регистрации не подлежал.
<Дата обезличена> САГ умер, однако переход права собственности по указанному договору дарения не был зарегистрирован.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из норм Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 13, п. 7 ст. 16), в процессе регистрации правообладатель (или доверенное лицо) участвует при подаче заявления о государственной регистрации права, с которым представляются и все необходимые документы. В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются компетентными органами, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется. Стороны могут лишь отозвать свое заявление до внесения записи о регистрации в реестр.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Даритель САГ лично участвовал в заключении договора дарения, чем выразил свою волю на заключение и государственную регистрацию перехода права собственности по сделке к одаряемой, однако возможностью государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество при жизни не воспользовался, оснований для отказа в государственной регистрации перехода данного права судом не установлено. В настоящее время регистрация перехода права собственности на указанное жилое помещение не может быть произведена в установленном законом порядке в связи со смертью Синдеева А.Г.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
По смыслу закона впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону, в том числе в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени муниципальных образований выступают их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, переход выморочного имущества к муниципальному образованию закреплен императивно, от муниципального образования не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства (п. 1 ст. 1152 ГК РФ), возможность отказаться от принятия наследства у муниципального образования отсутствует (п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
Как и при наследовании имущества другими наследниками, выморочное имущество считается принадлежащим муниципальному образованию с момента открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Таким образом, муниципальное образование становится собственником выморочного имущества в силу прямого указания закона при наличии юридических фактов, предусмотренных законом: смерть наследодателя и открытие наследства; отсутствие (отказ, лишение права наследования) наследников как по закону, так и по завещанию в отношении всего наследственного имущества или его части.
Учитывая, что спорное имущество наследниками по закону не принято, КУМИ г. Зеи, имеющий предполагаемое право претендовать на спорное имущество, полагая его выморочным по признаку не принятия наследниками наследства, и являющийся надлежащим ответчиком по данному иску, на данное имущество не претендует, а также принимая во внимание отсутствие нарушения прав и законных интересов других лиц, а также наличие права собственности у Синдеевой Т.В. на ? доли в праве собственности на спорное жилое помещение, суд находит исковые требования Синдеевой Т.В. о признании за ней права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Синдеевой Т.В. удовлетворить.
Признать за Синдеевой Т.В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>
Судья Е.В. Охотская