Решение по делу № 2-2133/2017 от 17.02.2017

Дело № 2- 2133/2017 «24» марта 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,

при секретаре судебных заседаний Коваленко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А. Б. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,

                                            

у с т а н о в и л:

истец Петров А.Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем жилого помещения – <адрес> в г. Архангельске. В указанном жилом помещении также зарегистрированы Петрова И.В. - жена, Петрова Ю.А. –дочь, Петров В.Д. – внук. Жилой <адрес> признан непригодным для проживания. До настоящего времени другого жилого помещения взамен непригодного жильцам не предоставлено. Просит предоставить ему на состав семьи из четырех человек благоустроенное применительно к условиям города Архангельска жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.

В судебном заседании истец Петров А.Б., заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Веселкова Е.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица Петрова И.В., Петрова Ю.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено право гражданина на жилище.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Петровым А.Б. и мэрией г. Архангельска был заключен договор социального найма (л/с ), предметом которого явилось предоставление нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат в коммунальной квартире (доме) общей площадью 73,9/45,7 кв.м., в том числе жилой площадью 53,8/33,4 кв.м., расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечение предоставления за плату коммунальных услуг.

Как следует из поквартирной карточки в вышеуказанном жилом помещении зарегистрирован наниматель Петров А.Б., его жена – Петрова И.В., дочь – Петрова Ю.А. и внук – Петров В.Д.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в г. Архангельске аварийный и подлежит сносу. Проведение капитального ремонта здания экономически нецелесообразно.

Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ р Администрации территориального округа Варавино – Фактория поручено
обеспечить жильцов <адрес>, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, жилыми помещениями маневренного фонда; совместно с отделом анализа и развития городского хозяйства службы заместителя мэра города по городскому хозяйству предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, по мере поступления жилой площади жилые помещения по договорам социального найма. После обеспечения жильцов дома жилыми помещениями маневренного фонда снести <адрес>.

Распоряжением заместителя мэра города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ р внесены изменения в распоряжение заместителя мэра города от ДД.ММ.ГГГГ р «О мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в <адрес>». В соответствии со статьями 86, 87, 99, 100 и 106 Жилищного кодекса Российской Федерации и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ : отделу по учету и распределению жилой площади службы заместителя мэра города по городскому хозяйству поручено отселить в течение двух лет жильцов <адрес>, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; предложить жильцам, обеспеченным иными жилыми помещениями в городе Архангельске, отселиться в имеющиеся жилые помещения; предоставить жильцам <адрес> в городе Архангельске, не отселенным на момент внесения изменений в настоящее распоряжение и занимающим жилые помещения по договорам социального найма, до ДД.ММ.ГГГГ благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах города Архангельска, по договорам социального найма. После освобождения жилых помещений муниципальному учреждению муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчет­ный центр" организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в городе Архангельске для решения вопроса о сносе дома в установленном законом порядке.

Таким образом, жилое помещение, которое занимает истец на основании договора социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Разрешая вопрос о предоставлении истцу и членам его семьи жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53, 55 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании пункта 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

При этом согласно статье 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 года № 441-27-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – учет нуждающихся в жилых помещениях).

Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец и члены его семьи не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости данных лиц в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям части 2 статьи 49 ЖК РФ.

При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии факта признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Как усматривается из материалов дела, истец и члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят и малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Данные факты подтверждаются ответом департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ , сообщением Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ .

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Петрова А.Б. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                  р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Петрова А. Б. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течении одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска

Судья                                                                                          Н.С. Моисеенко

Мотивированное решение составлено 29 марта 2017 года

Копия верна

Судья Н.С. Моисеенко

2-2133/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Петров А.Б.
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Петрова Ю.А.
Петрова И.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
17.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2017Передача материалов судье
22.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2017Судебное заседание
29.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее