Решение по делу № 2-638/2014 ~ М-589/2014 от 06.05.2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Слюдянка

04 июля 2014г. Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Жулидовой Н.Г.,

при секретаре Гвасалии М.Г.,

с участием истца Западно-Байкальского межрайонного прокурора Калинина А.М.,

ответчика Открытого акционерного общества « Байкальский ЦБК» в лице представителей по доверенности от 04.12.2013 г. № Ю-8/218 Высоцкого А.Ф., по доверенности от 17.12.2013 г. № Ю-8/220 Чепурыгина Д.М., по доверенности от 20.06.2014 г. № Ю-8/321 Найда Л.Е.,

третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (Управление Роспироднадзора по Иркутской области) в лице представителя по доверенности № 3/02-2797 от 15.07.2013 г. Ахиезера И.В., а так же представителя по доверенности от 30.06.2014 г. № 3102-2625 Гусаровой С.В.

третьего лица ФГБУ науки Лимнологический институт Сибирского отделения Российской Академии наук (ЛИН СО РАН) в лице представителя по доверенности № 5 от 19.05.2014 г. Сутурина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-638/2014 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Байкальский ЦБК» об обязании при осуществлении очистки сточных вод обеспечить соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в них путем возобновления биологической очистки данных вод с помощью восстановления активного ила,

у с т а н о в и л :

Прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – ОАО БЦБК ) о возложении обязанности при осуществлении сбросов в озеро Байкал сточных вод обеспечить соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ путем восстановления погибшего активного ила на очистных сооружениях.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате плановой прокурорской проверки соблюдения ОАО БЦБК требований природоохранного законодательства 24.10.2014 года выявлены нарушения технологии обеспечения нормального функционирования очистных сооружений, а именно гибели активного ила на биологических очистных сооружениях БЦБК, что привело к ухудшению качества очистки сточных вод и факт осуществления ответчиком сброса загрязняющих веществ в окружающую среду ( озеро Байкал ) с превышением нормативно допустимых пределов концентраций вредных веществ, т.е. без очистки до нормативного качества.

Сложившаяся ситуация ведет к необратимым последствиям в виде загрязнения водного объекта, который отнесен ЮНЕСКО к объектам мирового природного наследия и может нанести существенный вред рыбным запасам озера, являющегося объектом рыбохозяйственного значения высшей категории. Сброс в озеро Байкал недостаточно очищенных сточных вод нарушает интересы неопределенного круга лиц на благоприятною окружающую среду, а так же интересы Российской Федерации, взявшей на себя международные обязательства по охране экосистемы озера Байкал.

С учетом уточнений прокурор просил обязать ответчика при осуществлении очистки сточных вод обеспечить соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в них путем возобновления биологической очистки данных вод с помощью восстановления активного ила.

В судебном заседании Западно-Байкальский межрайонный прокурор Калинин А.М. поддержал уточненные исковые требования. Дополнил, что с сентября 2013 года деятельность предприятия остановлена, однако сброс промышленных сточных вод с гидротехнических сооружений БЦБК, предназначенных для размещения отходов производства и потребления (золошламонакопителя и осадконакопителей) продолжается и может быть завершен только после рекультивации карт. Очистка этих вод предусмотрена технологическим регламентом. Мероприятия по ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК, которые будут проводиться за счет государства, предусматривают использование существующих очистных сооружений.

Однако в ходе проведенных в декабре 2013 и мае 2014 года проверок установлено, что очистные сооружения БЦБК с 19.03.2014 года не функционируют, биологическая очистка не выполняет функции очистки сточных вод и приходит в негодность, при этом стоки сбрасываются в озеро Байкал напрямую через врезку в трубопровод, минуя очистные сооружения.

Ответчик ОАО БЦБК в лице представителей Высоцкого А.Ф., Чепурыгина Д.М. с исковыми требованиями не согласились, указывая, что прокурором избран несостоятельный способ защиты права, не доказан факт осуществления БЦБК сбросов производственных сточных вод в озеро Байкал. ОАО БЦБК не является водопользователем озера Байкал, 13.09.2013 года производство было остановлено. 14.10.2013 года вода на комбинате была закрыта, сбрасываются только хозяйственно-бытовые стоки и стоки с карт, которые не являются промышленными стоками. Обязанность по очистке и сбросу сточных вод ОАО БЦБК лежит на МУП «Канализационные очистные сооружения Байкальского муниципального образования (далее – МУП КОС БМО)», поскольку пруд-аэратор, с которого были отобраны пробы, с 24.10.2013 года находится в его пользовании, и в соответствии с договором от 28.02.2014 года он ответственен за очистку сточных вод БЦБК. Кроме того, предприятие находится в последней стадии процедуры банкротства, в соответствии с проектной документацией реализации мероприятий по ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК, разработанной по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы, содержимое гидротехнических сооружений подлежит очистке третьими лицами за счет государства, соответственно, восстанавливать работу очистных сооружений должно государство. Так же просил учесть, что только для очистки надшламовых вод с карт ( единственных стоков ), активный ил в таких объемах, как указывает прокурор, неработающему предприятию не нужен, существующей в настоящее время биологической очистки достаточно.

Третье лицо ФГБУ Лимнологический институт СО РАН в лице представителя по доверенности Сутурина А.Н., полагал исковые требования обоснованными, указал, что биологическая очистка сточных вод основана на способности микроорганизмов, составляющих активный ил, использовать для питания, находящиеся в сточных водах органические вещества. Активный ил на очистных сооружениях БЦБК находится в угнетенном состоянии, деградирует и не может выполнять функции очистки сточных вод. Впоследствии после закрытия ОАО БЦБК очистные сооружения должны продолжать работать до полной рекультивации карт. После остановки работы очистных сооружений химическую очистку возможно возобновить сразу при помощи химикатов, для приведения биологических очистных сооружений БЦБК в рабочее состояние требуется провести специальные мероприятия по восстановлению видового и количественного состава активного ила, которые займут длительное время (около шести месяцев).

Представители третьего лица Управления Роспироднадзора по Иркутской области Ахиезер И.В. и Гусарова С.В. исковые требования поддержали, указывая, что пруд-аэратор принадлежит ОАО БЦБК на праве собственности, является неотъемлемой частью сети транспортировки сточных вод, поступающих в озеро Байкал. Договором аренды сооружений (пруда-аэратора и др.) и договором на оказание услуг по очистке сточных вод, заключенных между ОАО БЦБК и МУП КОС БМО, сброс промышленных сточных вод не предусмотрен. Между тем, сброс сточных вод, поступающих с золошламонакопителя и осадконакопителей продолжается, он может быть прекращен только после завершения процедуры рекультивации карт. В настоящее время проектная документация реализации мероприятий по ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК, проходит экологическую экспертизу в Росприроднадзоре. В соответствии с проектом технологический процесс очистки надшламовой воды предусматривает использование существующих очистных сооружений («малого» потока). Однако очистные сооружения не функционируют, сточные воды с золошламонакопителя и осадконакопителей по врезке, минуя очистные сбрасываются в озеро. До ликвидации ответчик обязан производить очистку этих вод.

Выслушав пояснения сторон, проанализировав в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации представленные в дело доказательства, допросив свидетеля А., суд приходит к выводу о том, что исковые требования с учетом уточнений подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В силу статьи 1 пункта 2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением юридическими лицами (природопользователями) требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с требованием о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, понуждении к исполнению федерального законодательства, если этого требуют интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с абзацем 4 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 2 ст. 39 указанного Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 42 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (пункт 1); при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (пункт 2).

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Судом установлено, что ОАО «Байкальский ЦБК» в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства допустил гибель активного ила в некоторых аэротенках, что повлекло останов биологической очистки. Отсюда биологическая очистка очистных сооружений не выполняет функции очистки сточных вод, что создает угрозу причинения вреда природному объекту - уникальной экологической системе озера Байкал и соответственно неопределенному кругу лиц.

Так, ответчик имел разрешение № *** на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) озеро Байкал, выданное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 16.08.2013 № *** со сроком водопользования до 31.12.2013 года.

Производственная деятельность предприятия приостановлена с 13.09.2013 года в соответствии с приказом № *** от 13.09.2013 года (т. 1 л.д. 218).

Между тем, из пояснений сторон и технологического регламента очистки сточных вод установлено, что предприятие имеет ряд гидротехнических сооружений (карт), предназначенных для размещения отходов производства и потребления, в том числе карты золошламоотвала, где отходы хранятся под надшламовыми водами (объем надшламовых вод около 2 088 085м ?) и карты-осадконакопители (таяние снежного покрова, ливневые осадки), стоки вод с которых в соответствии с разделом 5 технологического регламента № *** очистки сточных вод, должны поступать на очистные сооружения ОАО БЦБК (т. 2 л.д. 1-64).

В соответствии с технологическим регламентом очистка производственных сточных вод и хозяйственно-бытовых стоков включает следующие стадии очистки: биологическую, химическую очистку, пруды-отстойники, пруд-аэратор и рассеивающий выпуск ( 2 оголовка) инженерное устройство которого обеспечивает 20-30 кратное разбавление стоков природной водой. Очищенные стоки сбрасываются в озеро Байкал.

Проектная мощность очистных сооружений 269 800 м?/сут. Очистные сооружения включают в себя два самостоятельных потока сооружений биологической очистки: сооружения «малого» потока мощностью 25 200 м?/сут. и сооружения «большого» потока мощностью 244 600 м?/сут. Сточные воды поступают на биологическую очистку по двум потокам : «черному» и «белому». Биологическая очистка сточных вод основана на способности микроорганизмов, составляющих активный ил, использовать для питания находящиеся в сточных водах органические вещества (кислоты, спирты, белки, углеводы). На сооружения химической очистки биологически очищенные сточные воды поступают одним потоком. Затем осветленная вода из смесителя № *** поступает на доочистку в пруды отстойники, расположенные последовательно: пруд-отстойник № 2 (V = 114 000 м?), потом в пруд-отстойник № 1 (V = 80 000 м?). Из прудов-отстойников осветленная вода поступает в пруд-аэратор и из него по двум трубопроводам, расположенным по дну озера Байкал, через рассеивающий выпуск при 40-60 кратном разбавлении сбрасывается в озеро Байкал (т. 2 л.д. 1-64).

Таким образом, ОАО БЦБК имело техническую возможность произвести на очистных сооружениях очистку сточных вод до тех параметров, которые были установлены природоохранными органами.

По результатам проверки, проведенной Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой 15.12.2014 года при участии Управления Роспироднадзора по Иркутской области, за период с 01.07.2013 года по 10.11.2013 года были зафиксированы превышения концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах ОАО БЦБК по сравнению с допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в пределах от 2 до 40 раз.

В ходе анализа данных локального мониторинга ОАО БЦБК за 3 квартал 2013 года компетентным органом установлено, что фактический сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по различным ингредиентам превысил нормативно допустимый предел и исчислен тоннами ( раздел 2.3 заключения Росприроднадзора т. 1 л.д. 10-20 ).

При проверке, проведенной 18.12.2014 года ФГБУН Лимнологический институт СО РАН по результатам исследования состава сточных вод в пруде-аэраторе, стоков после биологической и химической очистки, установлено, что биологическая и химическая очистка сточных вод БЦБК практически не действует. Большая часть блоков очистных сооружений была разморожена, что подтверждается фотоснимками (рис 8, 10), на оставшихся биота была погублена и очистные сооружения не функционировали.

На основании актов отбора проб и протоколов анализа химического состава, установлено, что активный ил (выполняющий процесс биологической очистки) частично разрушается, его сообщество упростилось, количество видов микроорганизмов сократилось и не могло выполнять функции очистки сточных вод. Состав сточных вод в пруде-аэраторе перед сбросом в озеро Байкал соответствовал усредненному составу стоков БЦБК и МУП КОС БМО. В стоках БЦБК была повышенная общая минерализация. В составе сточных вод в пруде-аэраторе отмечено превышение концентраций большинства элементов от 2 до 15 раз в сравнении с составом прибрежной байкальской воды (т. 1 л.д. 118-132).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что система очистки сточных вод, эксплуатируемая ответчиком, с 01.07.2013 года не обеспечивала очистку этих вод до установленных нормативов, что является нарушением пункта 2 статьи 39 Водного кодекса РФ, обязывающего водопользователя содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Как следует из материалов дела, 20.12.2012 года ОАО БЦБК признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Срок конкурсного производства продлен до 03.12.2014 года (т. 1 л.д. 234-237). В связи с этим, государство приняло на себя обязательства по ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК.

21.08.2012 года Постановлением Правительства РФ N 847 (ред. от 26.12.2013) утверждена федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» (далее – Программа). Проектной документацией (т. 1 л.д. 97-107), разработанной по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках данной Программы, предусмотрена рекультивация карт с использованием существующих очистных сооружений БЦБК для биологической и химической очистки.

29.04.2014 года решением Общественного совета по вопросам охраны окружающей среды при Правительстве Иркутской области была создана рабочая группа для оценки возможности использования сооружений и оборудования ОАО БЦБК при осуществлении мероприятий в рамках реализации проекта по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.

В ходе осмотра рабочей группой 06.05.2014 года сооружений и оборудования ОАО БЦБК установлено, что работа очистных сооружений остановлена 19.03.2014 года. Очистные сооружения «большой поток» не работают, но находятся в рабочем состоянии, и сохраняется возможность их запуска в теплый период времени 2014 года. «Малый поток» очистных сооружений, куда поступали производственные сточные воды «черного потока», был исключен из системы очистки и не работает ( т. 1 л.д. 109-114, т. 2 л.д. 121, 125).

При осмотре комплекса очистных сооружений установлены факты коррозийного разрушения элементов и коммуникаций сооружений, в резервуарах, сохранивших жидкое содержимое, на поверхности жидкости наблюдались всплывшие остатки активного ила (с верхней стороны подсохшие и заветренные, с образовавшейся сухой корочкой), что так же подтверждается фотоснимками ( т. 2 л.д. 122-124).

Этот факт представителями ответчика не оспаривался. Они указывали, что для запуска очистных сооружений достаточно ила, который находится в других аэротенках.

Далее, при осмотре очистных сооружений было установлено, что усреднители № 1-3 (сооружения для усреднения стоков, отдувки токсичных газов и распределения в лотки аэротенков) и аэротенки № 1-4 ( железобетонные четырехкоридорные резервуары, предназначенные для процесса очистки смеси сточной воды и активного ила аэрацией ) большого «белого» потока не работали, заполнены илом и сточными водами от 1/3 до 1/2 высоты сооружения. Вторичный отстойник большого «белого» потока № 1 не эксплуатировался длительное время, зарос растительностью, № 2, 3, 4, 5 заполнены на 1/4 сточными водами и иловым осадком. Воздуховная и насосная станции находились в рабочем состоянии, частично работали, подавалось напряжение, воздух подавался в первый аэротенк.

Отстойники обесцвечивания (химическая очистка) 6 шт. были практически опорожнены и не работали. Смеситель № 3 (подача щелока, нейтрализация стоков) не работал, стоков не было.

В пруд-аэратор поступала осветленная вода от золошамонакопителя карты № 11 (из прудов-отстойников № 1 и № 2 ) и очищенные хозяйственно-бытовые сточные воды МУП КОС БМО, которые после смешения в пруде-аэраторе через глубинный самотечный выпуск сбрасывались в озеро Байкал. Объем стоков не определялся.

При этом, вода с золошамонакопителя и осадконакопителя карты № 11 поступала напрямую в пруды-отстойники, минуя очистные сооружения по врезке в трубопровод белого потока далее с перемычкой от белого потока в сбросной коллектор, что также подтверждается фотоснимками ( т. 2 л.д. 126-128).

Кроме того, согласно информации Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу к протоколам гидробиологического анализа активного ила от 12.05.2014 № 73-75, составленным экспертной организацией – филиалом ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону в ходе внеплановой выездной проверки Департамента в отношении ОАО БЦБК, было установлено, что в аэротенках очистных сооружений № 1, 4 биологическая очистка неполная, в аэротенке № 2 активного ила практически нет ( т. 1 л.д. 167-176, т. 2 л.д. 118).

Как показала проверка, имеющиеся у ответчика очистные сооружения работают неэффективно: биологическая очистка очистных сооружений не выполняет функции очистки сточных вод, химическая очистка не действует, производственные сточные воды, поступающие с карт через врезку минуя очистные сооружения, сбрасываются в пруд-аэратор и через выпуск поступают в озеро Байкал.

Доказательств обратному ответчиком не представлено. Ссылка ответчика на то, что сбросы сточных вод с золошламонакопителя и осадконакопителей не являются ответственностью БЦБК, поскольку загрязнения поступают в пруд-аэратор, который арендует МУП КОС БМО и он же ответственен за очистку сточных вод БЦБК на основании заключенных договоров, является несостоятельной, поскольку МУП КОС БМО, арендуя с 01.01.2014 года по 01.12.2014 года пруд-аэратор, 01.03.2014 года на период действия договора аренды приняло на себя обязательство по очистке только хозбытовых сточных вод в соответствии с установленными нормативами, сброс производственных сточных вод договором не предусмотрен.

Допрошенная в качестве свидетеля А., являясь заместителем директора технолога МУП КОС БМО, показала, что городские очистные сооружения не имеют возможности очищать промышленные стоки БЦБК. Сброс сточных вод из пруда-аэратора в озеро контролируется МУП КОС БМО только по веществам, предусмотренным разрешением.

Показания свидетеля А. об этом объективно подтверждаются договором на оказание услуг по транспортировке очищенных хозбытовых сточных вод, заключенным между МУП «Канализационные очистные сооружения Байкальского муниципального образования» и ОАО «Байкальский ЦБК».

Так, из п. 1 договора видно, что предметом договора является оказание услуг по транспортировке очищенных хозбытовых сточных вод, поступающих от БЦБК ( л.д. 67 т. № 2).

Доказательств обратному ответчик не представил и ходатайств об их истребовании не заявлял.

То обстоятельство, что ОАО БЦБК с января 2014 года не является водопользователем, правового значения для дела не имеет, поскольку с учетом специфики производства (эксплуатации опасных производственных объектов) и хранения отходов производства сброс промышленных сточных вод с гидротехнических сооружений БЦБК (золошламонакопителя и осадконакопителей) может быть завершен только после рекультивации карт. Очистка этих сточных вод должна производиться до рекультивации карт. В целях реализации проекта ликвидации отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК, БЦБК должно передать государству в лице компетентных органов существующие очистные сооружения.

Доводы представителей ответчика о том, что ил восстанавливается сам и этого достаточно, чтобы не приостанавливалась биологическая очистка, являются голословными, ничем объективно не подтверждаются. У суда нет оснований не доверять имеющимся в деле доказательствам, представленным компетентными органами, в т.ч. Лимнологическим институтом и Росприроднадзором.

При этом суд учитывает, что проектная документация реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия на окружающую среду проходит государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзоре, сроки начала реализации проекта не определены, процедура банкротства ОАО БЦБК не завершена, предприятие не ликвидировано, поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» с целью обеспечения экологической безопасности в настоящее время и в будущем (при рекультивации карт ) ответчик обязан содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения.

При таких обстоятельствах, поскольку указанные действия общества существенно нарушают экологические требования при ликвидации производственных объектов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Способ защиты нарушенного права путем возложения на нарушителя обязанности по совершению определенных действий не противоречит установленным ст. ст. 10, 11, 12 Гражданского кодекса РФ пределам и способам защиты гражданских прав. Доводы представителей ответчика о том, что истец не указал способ восстановления нарушенного права, представляются необоснованными, поскольку как усматривается из искового заявления, требования иска включали в себя восстановление положения существовавшего до нарушения права (возобновление биологической очистки активным илом).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Байкальский ЦБК» об обязании при осуществлении очистки сточных вод обеспечить соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в них путем возобновления биологической очистки данных вод с помощью восстановления активного ила удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Байкальский ЦБК» обеспечить соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах путем возобновления их биологической очистки активным илом.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом.

Судья : подпись.

2-638/2014 ~ М-589/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Западно-Байкальская межрайонная прокуратура
Ответчики
Открытое акционерное общество «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»
Другие
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области
Суд
Слюдянский районный суд Иркутской области
Судья
Жулидова Наталья Геннадьевна
Дело на странице суда
sludiansky--irk.sudrf.ru
06.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2014Передача материалов судье
08.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2014Подготовка дела (собеседование)
20.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2014Судебное заседание
18.06.2014Судебное заседание
04.07.2014Судебное заседание
30.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2014Дело оформлено
27.10.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее