Дело № 5-1321/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 ноября 2019 года г. Ухта
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Логинов С.С., при секретаре Филипповой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: ...., дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 29 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», юридический адрес: ...., ИНН ...., ОГРН ....,
установил:
В Ухтинский городской суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении
юридического лица – федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 29 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее по тексту – ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми).
Из протокола об административном правонарушении № ...., составленного <...> г. начальником Ухтинского городского отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми; заместителем главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г. Ухта, с подчиненной ему территорией, следует, что <...> г. Ухтинским городским отделом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, в связи с поступившим обращением ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, был проведен рейдовый осмотр территории МОГО «Ухта» в районе ИК-29 .... с целью проверки информации (сведений) о нарушениях обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и угрозе негативного воздействия на окружающую среду, поступившей от юридического лица.
По результатам рейдового осмотра в отношении исправительного учреждения возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование в ходе которого, установлено, что в нарушение требований ст. ст. 34, 39, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ст. ст. 11, 12, 24.6, 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ при осуществления деятельности ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми произведено накопление отходов производства и потребления вне специально оборудованных мест на территории, прилегающей к жилой зоне и ремонтно-механической зоне, осуществляется сжигание отходов на контейнерной площадке, расположенной у административного корпуса по адресу: ...., при этом не обеспечены безопасные для окружающей среды условия накопления отходов, а именно:
1) на участке (координаты мест осмотра .... с.ш., .... в.д.) непосредственно на почве вдоль автодороги размещены два навала, разделенных тропинкой, смешанных (несортированных) отходов производства и потребления: отходы деревянных изделий, отходы мебели, отходы строительных материалов (доски, обломки шифера, деревянных конструкций, линолеума и т.п.), мешки с мусором, отходы бытовой техники, металлолом, металлоконструкции, ветошь, отходы пластиковой и стеклянной упаковки, и т.п. Высота навалов достигает .... м. Размер участка несанкционированной свалки около .... м на .... м, площадь около .... кв.м;
2) на участке рядом с несанкционированной свалкой (координаты мест осмотра .... с.ш., .... в.д.) непосредственно на почве расположен открытый автомобильный полуприцеп с государственным номером .... КМ в котором размещены смешанные (несортированные) отходы производства и потребления: отходы деревянных изделий, отходы строительных материалов (доски, обломки шифера, деревянных конструкций и т.п.), мешки с мусором, металлолом, ветошь, отходы пластиковой и стеклянной упаковки, и т.п. Высота навала в кузове полуприцепа достигает .... м, объем около .... куб.м;
3) на участке (координаты мест осмотра .... с.ш., .... в.д.) рядом с отдельно стоящим одноэтажным строением непосредственно на почве размещены смешанные (несортированные) отходы производства и потребления: отходы деревянных изделий, фрагменты автомобильных сидений, металлолом, ветошь, отходы пластиковой упаковки, автопокрышки и т.п. Высота навалов достигает .... м. Размер участка несанкционированной свалки около .... м на .... м, площадь около .... кв.м;
4) на открытой территории ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми рядом с административным корпусом по адресу: ...., <...> г. в .... сотрудником исправительного учреждения осуществлялось сжигание отходов на контейнерной площадке (координаты мест осмотра: .... с.ш., .... в.д.). При этом средства тушения огня у сотрудника учреждения отсутствовали.
Административным органом действия юридического лица ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, то есть нарушение действующего законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Представитель привлекаемого лица Лютикова О.П. в судебном заседании вину исправительного учреждения в совершении административного правонарушения не признала, вместе с тем наличие несанкционированных мест размещения отходов на территории учреждения в период рейдового осмотра не оспаривала.
Начальник Ухтинского городского отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми Толпекина Г.В., составившая протокол об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, выступая в суде, вину юридического лица в совершении правонарушения считала доказанной.
Заслушав представителя привлекаемого лица, должностное лицо, исследовав представленные материалы и оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Обязанность выполнять требования природоохранного законодательства установлена ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Так согласно пункту 1 указанной статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (п. п. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ и ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Факт нарушения юридическим лицом ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми действующего законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, подтверждается следующими письменными доказательствами: протоколом № .... об административном правонарушении от <...> г.; актом осмотра, обследования территории МОГО «Ухта» от <...> г. № ....; фотоматериалами; пояснениями представителя привлекаемого лица, а также другими материалами проверки в совокупности со всеми иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства, полагаю, что вина ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми в совершении правонарушения, выразившейся в несоблюдении обязательных требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, доказана и сомнений не вызывает. При этом доказательств того, что юридическим лицом принимались все возможные от него меры по соблюдению вышеуказанных требований, в материалах дела не имеется.
Доводы представителя привлекаемого лица о том, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены, не свидетельствует об отсутствии в действиях исправительного учреждения состава административного правонарушения, поскольку устранение юридическим лицом нарушений произошло после их установления проведенной проверкой.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом характера совершенного правонарушения, принимая во внимание тот факт, что ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми является исправительным учреждением для лиц, осужденных к лишению свободы, ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд полагает возможным не назначать ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми наказание в виде административного приостановления деятельности и ограничиться административным штрафом.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей раздела второго настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При определении размера штрафа, суд полагает необходимым учесть, то обстоятельство что ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми является федеральным казенным учреждением, финансируемым из федерального бюджета. При таких обстоятельствах, с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа, в размере .... руб.
Вместе с тем, оснований полагать, что совершенное правонарушение, выразившееся в несоблюдении обязательных требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, является малозначительным, не имеется.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ.
Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Выявленные в результате проведенной проверки нарушения в деятельности ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми ставят под угрозу безопасность окружающей среды и как следствие здоровье человека, противоречат цели предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления.
В силу изложенного, вменяемое правонарушение не может быть признано малозначительным.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать юридическое лицо – федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 29 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере .... рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: .....
Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо предъявить в канцелярию Ухтинского городского суда Республики Коми (....).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С. С. Логинов
УИД: 11RS0005-01-2019-005487-24