Дело № 2 – 3202\ 23 за 2012г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Марковой К.Л., с участием прокурора Ивановой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой В.Н. к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Федорова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, где состояла на различных должностях. С ДД.ММ.ГГГГ истец была переведена на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о том, что ее должность будет сокращена в соответствии со структурой Министерства, утвержденной распоряжением главы Республики Карелия от 10.01.2012 года № 1-р, штатным расписанием и в связи с изменением функциональных обязанностей (трудовой функции) и контракт с ней будет прекращен на основании п. 6 с.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе». ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истицей был прекращен. Федорова В.Н, с увольнением не согласна, поскольку ответчиком не были выполнены требования законодательства, а именно, ей не была предоставлена вакантная должность, ее не направляли на переподготовку, тогда как согласно данных официального сайта Министерства, ДД.ММ.ГГГГ объявлялся конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, в том числе была вакантной должность <данные изъяты>. В указанном отделе, который до переименования назывался <данные изъяты>, где истец работала с сентября 2010 года по июль 2011 года в должности <данные изъяты>. Незаконное увольнение причинило истцу нравственные страдания, в связи с чем, просит взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., а также возместить судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика исковые требования не признали, указав, что порядок увольнения истца соблюден. Подтвердили, что на момент увольнения истца в Министерстве имелось несколько вакантных должностей; истец могла участвовать в конкурсе на замещение этих вакантных должностей в общем порядке. Предоставление истцу работы по одной из вакантных должностей вне конкурса противоречит требованиям законодательства. Просили в иске отказать.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Правовые, организационные и финансово-экономические основаны государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон).
Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона), предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который помимо обусловленных характером их деятельности прав и обязанностей и соответствующих ограничений включаются и определенные гарантии.
В отличие от ранее действовавшего правового регулирования, которое основывалось на применении к отношениям, связанным с государственной службой, трудового законодательства Федеральный закон исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе. Такой подход оправдан, с одной стороны, спецификой государственно-служебных отношений, обусловливающей необходимость установления специального правового статуса государственного гражданского служащего, а с другой стороны - их сходством с трудовыми отношениями в той мере, в какой осуществление профессиональной деятельности предполагает обеспечение государственной защиты.
В ст.4 Федерального закона определены основные принципы гражданской службы, в том числе равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, имущественного и должностного происхождения, а также других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; профессионализм и компетентность гражданского служащего; стабильность гражданской службы.
В соответствии с указанным принципом положения частей 1 - 3 статьи 31 Федерального закона предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и в конечном счете направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.11.2011г. № 25-П.
Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты) и группы должности (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие).
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы (ст.9 Федерального закона).
Квалификационные требования к должностям гражданской службы отражены в ст. 12 Федерального закона.
В соответствии со ст. 14 указанного закона одними из основных прав гражданских служащих является профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; должностной рост на конкурсной основе; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
В соответствии со ст.22 Федерального закона по общему правилу поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. В частности, в соответствии с подп. 4 п.2 ст. 22 Федерального закона конкурс не проводится при сокращении должностей гражданской службы в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
Судом установлено, что истец состояла на государственной гражданской службе в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия с ДД.ММ.ГГГГ в различных должностях, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ истец была переведена на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Из пояснений сторон, а также материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец была письменно уведомлена о предстоящем увольнении в связи с предстоящим сокращением должности <данные изъяты>.
Согласно сведениям официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия 19.01.2012 года был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Карелия старшей группы должностей категории «специалисты» (5 должностей). Согласно представленного ответчиком перечня вакансий, за период с 16.01.2012 года по 20.03.2012 года имелось 16 вакансий должностей, в том числе <данные изъяты>.
В силу ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности увольнения возлагается на ответчика. За период с 20 января 2012 года (со дня уведомления о предстоящем увольнении) по день увольнения ответчиком истцу не предлагались имевшиеся вакантные должности, не требующие проведения конкурса. При этом, ответчиком не представлено суду доказательств невозможности занятия указанных вакансий истцом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, указанных выше правовых норм в их взаимосвязи, суд полагает, что увольнение истца произведено незаконно; Федорова В.Н. подлежит восстановлению на работе в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчиком нарушено право истца на труд, чем истцу причинены нравственные страдания, в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб., в удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ ответчиком истцу подлежат возмещению понесенные расходы по оплате услуг представителя, с учетом принципа разумности и справедливости, в размере <данные изъяты> руб., расходы подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Федоровой В.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконными увольнение Федоровой В.Н. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, по п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и восстановить Федоровой В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ в прежней должности.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития РК в пользу Федоровой В.Н. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., в удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья - О.В.Витухина
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 23 мая 2012 года.