Дело № 10RS0011-01-2020-000703-34 (2а-1363/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.03.2020 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия к Годареву Дмитрию Леонидовичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Годареву Дмитрию Леонидовичу (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей.
Требования мотивированы тем, что за административным ответчиком был зарегистрирован земельный участок, однако налогоплательщик не в полном объеме исполняет обязанность по уплате земельного налога (далее – Налог) за 2014-2016 гг., в связи с чем образовалась задолженность. С учетом изложенного Инспекция просит взыскать: 149,00 руб. – недоимка за 2014 г, 447,00 руб. – недоимка за 2015 г, 447,00 руб. – недоимка за 2016 г. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Определением от 27.03.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
За административным ответчиком с 08.09.2014 зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 1524 кв.м., имеющий вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения для садоводства, расположенный на территории Рыборецкого вепсского сельского поселения в <данные изъяты> имеющий кадастровый номер <данные изъяты> (далее – спорный объект), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2014 равнялась 132481,32 руб., а постановлением Правительства Республики Карелия от 26.12.2014 № 410-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Республики Карелия» (далее – постановление № 410-П), опубликованным 31.12.2014, его кадастровая стоимость определена равной 148910,04 руб.
О необходимости уплатить Налог налогоплательщик был уведомлен направлявшимися в его адрес заказными письмами налоговыми уведомлениями, которые в силу п. 4 ст. 52 НК РФ (здесь и далее на момент возникновения соответствующих правоотношений) считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, а также посредством личного кабинета налогоплательщика:
– от 05.06.2015 об уплате в срок до 01.10.2015 земельного налога за 2014 г в сумме 149,00 руб. (далее – уведомление от 05.06.2015);
– от 05.08.2016 об уплате в срок до 01.12.2016 земельного налога за 2015 г в сумме 447,00 руб. (далее – уведомление от 05.08.2016);
– от 09.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 земельного налога за 2016 г в сумме 447,00 руб. (далее – уведомление от 09.09.2017).
Направленными заказными письмами Инспекцией по месту регистрации налогоплательщика требованиями (которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма), а также посредством личного кабинета налогоплательщика, административному ответчику предложено уплатить в срок до:
– 29.01.2016 недоимку по земельному налогу за 2014 г в сумме 149,00 руб., пени – 1,08 руб. (требование от 27.10.2015);
– 27.04.2017 недоимку по земельному налогу за 2015 г. в сумме 447,00 руб., пени – 12,96 руб. (требование от 27.02.2017);
– 07.08.2018 недоимку по земельному налогу в сумме 447,00 руб., пени – 22,53 руб. (требование от 21.06.2018).
Ввиду отсутствия сведений об исполнении обязанности, вытекающей из вышеуказанных требований, Инспекция 19.08.2019 обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа, в принятии которого было отказано определением от 23.08.2019 в связи с пропуском срока.
Инспекция обратилась с настоящим административным иском 27.01.2020.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по требованию от 27.10.2015 уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд находит, что названные Инспекцией причины не могут являться основанием для восстановления пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Соответственно, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу административного искового заявления в части взыскания задолженности по требованию от 27.10.2015, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению налогового органа в суд с требованиями о взыскании с плательщика недоимки и пени по земельному налогу по требованию от 27.10.2015, не имеется, что является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В части взыскания недоимки и пени по земельному налогу за 2015-2016 гг. по требованиям от 27.02.2017 и 21.06.2018 срок, установленный пп. 48, п. 70 НК РФ не пропущен (в том числе, учитывая, что размер недоимки и пени по каждому требованию не превышал 500 руб.).
Таким образом, в силу п. 4 ст. 12, п. 2 ст. 15, 389, 390, 393, 394, 396 НК РФ, решения 26.11.2014 № 4 IX сессии III созыва Совета Рыборецкого вепского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Рыборецкого вепского сельского поселения», на административном ответчике с месяца, в котором возникло право собственности, лежит обязанность по уплате земельного налога.
При этом, поскольку постановлением № 410 кадастровая стоимость спорного объекта увеличена, с учетом положений ст. 5 НК РФ и правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 17-П, установленная им кадастровая стоимость, как увеличивающие обязанности налогоплательщика, подлежат применению с налогового периода 2016 г, поскольку указанное постановление было опубликовано менее, чем за месяц до начала 2015 г.
Данных о наличии установленных п. 5 ст. 391 НК РФ оснований для уменьшения налоговой базы не имеется, притом что положения пп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ на налоговые периоды 2015-2016 гг. не распространяется.
С учетом характера и кадастровой стоимости спорного объекта, установленного постановлением № 410, на административном ответчике лежит обязанность по уплате Налога (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ):
– за 2015 г в сумме 397,00 руб. = 132481,32 руб. * 0,3 % * 6 мес. / 12 – до 01.12.2016;
– за 2016 г в сумме 447,00 руб. = 148910,04 руб. * 0,3 % * 6 мес. / 12 – до 01.12.2017.
Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком своих обязательств по уплате налога в полном объеме, на что было указано в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, не представлено.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С учетом размера подлежащей взысканию недоимки, подлежат взысканию пени:
– на недоимку 2015 г в сумме 11,65 руб. = 397,00 руб. * 10 % / 300 * 88 дней (с 02.12.2016 по 27.02.2017);
– на недоимку 2016 г в сумме 22,53 руб. = 447,00 руб. * 8,25 % / 300 * 16 дней (период с 02.12.2017 по 17.12.2017) + 447,00 руб. * 7,75 % / 300 * 56 дней (период с 18.12.2017 по 11.02.2018) + 447,00 руб. * 7,5 % / 300 * 42 дня (с 12.02.2018 по 25.03.2018) + 447,00 руб. * 7,25 % / 300 * 87 дней (с 26.03.2019 по 20.06.2018),
а всего пени в сумме 34,18 руб. = 11,65 руб. + 22,65 руб.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, пропорционально размеру удовлетворенных требований (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Годарева Дмитрия Леонидовича (последнее известное место жительство на территории Российской Федерации – <данные изъяты> г. Петрозаводск, Республика Карелия):
– в доход бюджета 878,18 руб., в том недоимку по земельному налогу за 2015 г в сумме 397,00 руб., недоимку по земельному налогу за 2016 г в сумме 447,00 руб., пени за периоды с 02.12.2016 по 27.02.2017 и с 02.12.2017 по 20.06.2018 включительно в сумме 34,18 руб.,
– государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 325,00 руб.
В удовлетворении оставшихся требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева