Судья Горбачева Т.Н. Дело №33-3263/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2018г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Старцевой С.А., Наместниковой Л.А.
при секретаре Цукановой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Тарасова Юрия Анатольевича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения,
по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2018г., которым постановлено:
«Исковые требования Тарасова Юрия Анатольевича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании за ним права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения удовлетворить.
Признать за Тарасовым Юрием Анатольевичем право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. №21-0З «О статусе депутатов Орловского областного Совета народных депутатов».
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить выплату дополнительного материального обеспечения Тарасову Юрию Анатольевичу с 01 марта 2016г.».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности Пензевой М.И., представляющей также интересы третьего лица Департамента финансов Орловской области, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца Тарасова Ю.А. по доверенности Симонова Р.М., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тарасов Ю.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения.
В обоснование заявленных требований указывал, что он являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов с 24 марта 2002г., с 18 декабря 2002г. по 21 марта 2007г. на профессиональной постоянной основе замещал должность заместителя председателя Орловского областного Совета народных депутатов.
С 22 декабря 2014г. истцу назначена пенсия по старости.
По его заявлению с 01 января 2015г. в соответствии с Законом Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ «О статусе депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» (далее - Закон Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ), в редакции от 02 ноября 2012г., истцу назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.
С 01 марта 2016г. ответчиком со ссылкой на п. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ, в редакции от 08 февраля 2016г., была прекращена истцу выплата дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем Тарасов Ю.А. считал нарушенными его социальные права и законные интересы.
Указывал, что прекращение выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку закон, которым внесены изменения в п.7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ не содержит указаний о распространении его действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления указанного закона в силу.
04 июля 2018г. Тарасов Ю.А. обратился в адрес ответчика с требованием возобновить выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, на что 11 июля 2018г. получил отказ.
На основании изложенного, с учетом представленных уточнений, просил суд признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета, предусмотренное п.7 ст. 21 Закон Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ и обязать ответчика Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить ему выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 марта 2016г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об отказе в иске.
Ссылается на то, что Тарасов Ю.А. достиг пенсионного возраста не в период осуществления им полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на постоянной профессиональной основе, в связи с чем не имеет права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 Устава Орловской области установлено, что депутаты областного Совета народных депутатов осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областного Совета народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.
Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Уставом (Основным Законом) Орловской области и законом области.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 24 марта 2002г.Тарасов Ю.А. являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов. С 18 декабря 2002г. по 21 марта 2007г. Тарасов Ю.А. на профессиональной постоянной основе замещал должность заместителя председателя Орловского областного Совета народных депутатов.
С 22 декабря 2014г. Тарасову Ю.А. назначена пенсия по старости.
С 01 января 2015г. на основании Закона Орловской области от 08 января 1997 г. № 21-ОЗ Тарасову Ю.А. было установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты пожизненно.
Уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 31 марта 2016 г. № Тарасову Ю.А. выплата назначенного ему дополнительного материального обеспечения прекращена с 1 марта 2016г. в соответствии с п. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ, в редакции Закона Орловской области от 08 февраля 2016 № 1914-ОЗ, поскольку в период осуществления полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на профессиональной постоянной основе истец не достиг пенсионного возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком неправомерно принято решение о прекращении истцу выплаты дополнительного материального обеспечения с 01 марта 2016г., в связи с чем удовлетворил исковые требования Тарасова Ю.А. о признании за ним права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч.7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ и обязал Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).
Закон Орловской области от 08 января 1997 г. №21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Согласно части 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета. Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Таким образом, на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета Тарасов Ю.А. соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации. При этом, федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона №184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.
Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ внесены изменения, согласно которым право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.Н.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления данного акта в законную силу.
При таких обстоятельствах, с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.
Поскольку Тарасов Ю.А. приобрел право на доплату к пенсии до вступления в силу изменений в закон, на момент назначения пенсии соответствовал критериям, предъявляемым к нему Законом Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии), то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о том, что Тарасов Ю.А. достиг пенсионного возраста не в период осуществления им полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на постоянной профессиональной основе, в связи с чем не имеет права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства и представленных доказательств, оснований для ее переоценки не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2018г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Горбачева Т.Н. Дело №33-3263/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2018г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.
судей Старцевой С.А., Наместниковой Л.А.
при секретаре Цукановой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Тарасова Юрия Анатольевича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения,
по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2018г., которым постановлено:
«Исковые требования Тарасова Юрия Анатольевича к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании за ним права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты и возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения удовлетворить.
Признать за Тарасовым Юрием Анатольевичем право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. №21-0З «О статусе депутатов Орловского областного Совета народных депутатов».
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить выплату дополнительного материального обеспечения Тарасову Юрию Анатольевичу с 01 марта 2016г.».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения представителя Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности Пензевой М.И., представляющей также интересы третьего лица Департамента финансов Орловской области, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца Тарасова Ю.А. по доверенности Симонова Р.М., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тарасов Ю.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о возобновлении выплаты дополнительного материального обеспечения.
В обоснование заявленных требований указывал, что он являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов с 24 марта 2002г., с 18 декабря 2002г. по 21 марта 2007г. на профессиональной постоянной основе замещал должность заместителя председателя Орловского областного Совета народных депутатов.
С 22 декабря 2014г. истцу назначена пенсия по старости.
По его заявлению с 01 января 2015г. в соответствии с Законом Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ «О статусе депутатов Орловского областного Совета народных депутатов» (далее - Закон Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ), в редакции от 02 ноября 2012г., истцу назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.
С 01 марта 2016г. ответчиком со ссылкой на п. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ, в редакции от 08 февраля 2016г., была прекращена истцу выплата дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем Тарасов Ю.А. считал нарушенными его социальные права и законные интересы.
Указывал, что прекращение выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку закон, которым внесены изменения в п.7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ не содержит указаний о распространении его действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления указанного закона в силу.
04 июля 2018г. Тарасов Ю.А. обратился в адрес ответчика с требованием возобновить выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты, на что 11 июля 2018г. получил отказ.
На основании изложенного, с учетом представленных уточнений, просил суд признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета, предусмотренное п.7 ст. 21 Закон Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ и обязать ответчика Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить ему выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с 01 марта 2016г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об отказе в иске.
Ссылается на то, что Тарасов Ю.А. достиг пенсионного возраста не в период осуществления им полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на постоянной профессиональной основе, в связи с чем не имеет права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации вправе устанавливать социальные и иные гарантии деятельности депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 1999 г.
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 Устава Орловской области установлено, что депутаты областного Совета народных депутатов осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областного Совета народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.
Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Уставом (Основным Законом) Орловской области и законом области.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 24 марта 2002г.Тарасов Ю.А. являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов. С 18 декабря 2002г. по 21 марта 2007г. Тарасов Ю.А. на профессиональной постоянной основе замещал должность заместителя председателя Орловского областного Совета народных депутатов.
С 22 декабря 2014г. Тарасову Ю.А. назначена пенсия по старости.
С 01 января 2015г. на основании Закона Орловской области от 08 января 1997 г. № 21-ОЗ Тарасову Ю.А. было установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты пожизненно.
Уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 31 марта 2016 г. № Тарасову Ю.А. выплата назначенного ему дополнительного материального обеспечения прекращена с 1 марта 2016г. в соответствии с п. 7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ, в редакции Закона Орловской области от 08 февраля 2016 № 1914-ОЗ, поскольку в период осуществления полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на профессиональной постоянной основе истец не достиг пенсионного возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком неправомерно принято решение о прекращении истцу выплаты дополнительного материального обеспечения с 01 марта 2016г., в связи с чем удовлетворил исковые требования Тарасова Ю.А. о признании за ним права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с ч.7 ст. 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ и обязал Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).
Закон Орловской области от 08 января 1997 г. №21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Согласно части 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета. Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Таким образом, на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета Тарасов Ю.А. соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации. При этом, федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона №184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.
Законом Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ внесены изменения, согласно которым право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.Н.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления данного акта в законную силу.
При таких обстоятельствах, с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.
Поскольку Тарасов Ю.А. приобрел право на доплату к пенсии до вступления в силу изменений в закон, на момент назначения пенсии соответствовал критериям, предъявляемым к нему Законом Орловской области от 08 января 1997г. № 21-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии), то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы жалобы о том, что Тарасов Ю.А. достиг пенсионного возраста не в период осуществления им полномочий депутата Орловского областного Совета народных депутатов на постоянной профессиональной основе, в связи с чем не имеет права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства и представленных доказательств, оснований для ее переоценки не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2018г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи