Дело № 2-155/2017 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года с.Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.,
при секретаре Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Косинского муниципального района и МУ «Отдел образования Косинского муниципального района» о возложении обязанности выделить денежные средства для оснащения МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» помещениями медицинского блока, оборудованием, медицинской техникой в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чураковская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделить помещения для медицинского блока и оснастить их в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н
у с т а н о в и л :
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования иска мотивированы тем, что по результатам соответствующей проверки установлено, что образовательное учреждение МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» не обеспечено в полном объеме оборудованием, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н. Прокурор полагает, что осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью несовершеннолетних и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
В судебном заседании истец исковые требования уточнил и поддержал в полном объеме, просил обязать Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел образования администрации Косинского муниципального района» выделить денежные средства для оснащения МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» помещениями медицинского блока, оборудованием, медицинской техникой в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязать МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» выделить помещения для медицинского блока и оснастить их в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласился.
Представитель МУ «Отдел образования Косинского муниципального района» ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» является малокомплектной школой, права несовершеннолетних по оказанию им первой медицинской помощи не нарушаются, поскольку в школе созданы все необходимые условия для оказания медицинской помощи несовершеннолетним, есть медицинские аптечки и в шаговой доступности находится ФАП.
Представитель администрации Косинского муниципального района ФИО3 исковые требования не признала в полном объеме, при этом не оспаривала общие положения об оказании медицинской помощи, предусмотренные и в Законе «Об образовании РФ» и в Законе «Об образовании <адрес>». Полагает, что существующий в настоящее время в Чураковской школе формат оказания медицинской помощи, не противоречит действующему законодательству, поэтому считает нецелесообразным тратить бюджетные средства на обустройство и оснащение медицинского блока в школе. Просит также учесть, что в настоящее время на согласовании в Министерстве образования <адрес> находится проект приказа «О случаях оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях», устанавливающий, что при отсутствии медицинского кабинета в образовательных организациях плановая первичная медико-санитарная помощь обучающимся будет осуществляться на ФАП.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 3 статьи 41 названного Закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
В силу пункта 4 указанного Порядка Минздрава России оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (пункт 8 Порядка). Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 9 Порядка).
В соответствии с пунктом 11 вышеуказанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N3 к настоящему Порядку).
Исходя из пункта 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
Из материалов дела следует, что прокурором <адрес> была проведена проверка МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» на предмет исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности учащихся при осуществлении образовательной деятельности.
По результатам проверки установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует медицинский блок и медицинское оборудование, чем нарушен Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 822н.
Доказательств, которые опровергали бы выводы прокуратуры, полученные по результатам проведения соответствующей проверки, в материалы дела не представлено.
Отсутствие в МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» медицинского блока, оснащенного необходимым медицинским оборудованием, влечет за собой нарушение прав на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся в данном учебном учреждении.
Таким образом, судом установлено, что образовательной организацией не созданы условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся.
Наличие фельдшерско-акушерского пункта в шаговой доступности от школы не освобождает образовательную организацию от предусмотренной ст.41 ФЗ «Об образовании» обязанности предоставить медицинской организации безвозмездно помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества – Администрацией Косинского муниципального района, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и дошкольного образования на территории района отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления.
МУ «Отдел образования администрации Косинского муниципального района» осуществляет организационно-контрольные функции и является главным распорядителем бюджетных средств, формирует и утверждает муниципальное задание МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству, а права и интересы обучающихся подлежат защите.
Ссылки ответчиков на экспертные заключения по оценке готовности общеобразовательного учреждения к началу нового 2017-2018 учебного года, согласно которым названная школа признана готовой к учебному году, на лицензии, а также на СанПиН 2.4.1178-02, допускающие организацию медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях учащихся школ, расположенных в сельской местности, суд признает несостоятельными.
Пункт 2.3.22 СанПиН 2.4.1178-02, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. N 44, предусматривает обязательное обустройство медицинского кабинета в школе.
В пункте 4.21СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189, также содержат требование об обустройстве медицинского кабинета. Абзацем 2 данного пункта допускается в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.
Вместе с тем п. 4 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" разделяет обязанность по медицинскому обслуживанию учащихся, которую обеспечивают исполнением органы здравоохранения, и обязанность образовательного учреждения предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Обязанность по представлению такого помещения исполняется путем оборудования медицинских кабинетов в школах. Эта обязанность не отменяется в связи с вступлением с 01.09.2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10, которые допускают медицинское обслуживание учащихся сельских школ на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, но не исключают в связи с этим исполнение обязанности по оборудованию в школе медицинского кабинета, предназначенного, в том числе, и для оказания экстренной медицинской помощи.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время на согласовании в Министерстве образования <адрес> находится проект приказа «О случаях оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях», устанавливающий, что при отсутствии медицинского кабинета в образовательных организациях плановая первичная медико-санитарная помощь обучающимся будет осуществляться на ФАП, не могут быть признаны как основание для отказа в иске. При этом суд исходит из того, что на момент вынесения решения исполнительным органом субъекта федерации <адрес> нормативно-правовые акты, касающиеся спорного вопроса, не приняты. В случае их принятия при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, действующий ГПК РФ не лишает сторон права постановки перед судом вопроса об изменении порядка и способа исполнения судебного решения.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленные в судебном заседании сроки исполнения возложенных на ответчиков обязанностей являются реальными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел образования администрации Косинского муниципального района» выделить денежные средства на оснащение МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» помещениями медицинского блока, оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» выделить помещения для медицинского блока и оснастить их оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.
Федеральный судья-подпись.
Верно.
Федеральный судья Е.А.Зубова