Решение по делу № 2-155/2017 ~ М-161/2017 от 02.10.2017

Дело № 2-155/2017 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года с.Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.,

при секретаре Кочкуровой Л.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Косинского муниципального района и МУ «Отдел образования Косинского муниципального района» о возложении обязанности выделить денежные средства для оснащения МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» помещениями медицинского блока, оборудованием, медицинской техникой в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Чураковская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности выделить помещения для медицинского блока и оснастить их в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н

у с т а н о в и л :

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования иска мотивированы тем, что по результатам соответствующей проверки установлено, что образовательное учреждение МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» не обеспечено в полном объеме оборудованием, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н. Прокурор полагает, что осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью несовершеннолетних и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил и поддержал в полном объеме, просил обязать Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел образования администрации Косинского муниципального района» выделить денежные средства для оснащения МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» помещениями медицинского блока, оборудованием, медицинской техникой в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обязать МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» выделить помещения для медицинского блока и оснастить их в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласился.

Представитель МУ «Отдел образования Косинского муниципального района» ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» является малокомплектной школой, права несовершеннолетних по оказанию им первой медицинской помощи не нарушаются, поскольку в школе созданы все необходимые условия для оказания медицинской помощи несовершеннолетним, есть медицинские аптечки и в шаговой доступности находится ФАП.

Представитель администрации Косинского муниципального района ФИО3 исковые требования не признала в полном объеме, при этом не оспаривала общие положения об оказании медицинской помощи, предусмотренные и в Законе «Об образовании РФ» и в Законе «Об образовании <адрес>». Полагает, что существующий в настоящее время в Чураковской школе формат оказания медицинской помощи, не противоречит действующему законодательству, поэтому считает нецелесообразным тратить бюджетные средства на обустройство и оснащение медицинского блока в школе. Просит также учесть, что в настоящее время на согласовании в Министерстве образования <адрес> находится проект приказа «О случаях оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях», устанавливающий, что при отсутствии медицинского кабинета в образовательных организациях плановая первичная медико-санитарная помощь обучающимся будет осуществляться на ФАП.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно части 3 статьи 41 названного Закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.

В силу пункта 4 указанного Порядка Минздрава России оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (пункт 8 Порядка). Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 9 Порядка).

В соответствии с пунктом 11 вышеуказанного Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N3 к настоящему Порядку).

Исходя из пункта 11.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 во всех общеобразовательных организациях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

Из материалов дела следует, что прокурором <адрес> была проведена проверка МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» на предмет исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности учащихся при осуществлении образовательной деятельности.

По результатам проверки установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует медицинский блок и медицинское оборудование, чем нарушен Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 822н.

Доказательств, которые опровергали бы выводы прокуратуры, полученные по результатам проведения соответствующей проверки, в материалы дела не представлено.

Отсутствие в МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» медицинского блока, оснащенного необходимым медицинским оборудованием, влечет за собой нарушение прав на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся в данном учебном учреждении.

Таким образом, судом установлено, что образовательной организацией не созданы условия для организации медицинского обслуживания несовершеннолетних обучающихся.

Наличие фельдшерско-акушерского пункта в шаговой доступности от школы не освобождает образовательную организацию от предусмотренной ст.41 ФЗ «Об образовании» обязанности предоставить медицинской организации безвозмездно помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества – Администрацией Косинского муниципального района, вопросы обеспечения и организации общедоступного бесплатного общего, в том числе и дошкольного образования на территории района отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления.

МУ «Отдел образования администрации Косинского муниципального района» осуществляет организационно-контрольные функции и является главным распорядителем бюджетных средств, формирует и утверждает муниципальное задание МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку деятельность МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству, а права и интересы обучающихся подлежат защите.

Ссылки ответчиков на экспертные заключения по оценке готовности общеобразовательного учреждения к началу нового 2017-2018 учебного года, согласно которым названная школа признана готовой к учебному году, на лицензии, а также на СанПиН 2.4.1178-02, допускающие организацию медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях учащихся школ, расположенных в сельской местности, суд признает несостоятельными.

Пункт 2.3.22 СанПиН 2.4.1178-02, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. N 44, предусматривает обязательное обустройство медицинского кабинета в школе.

В пункте 4.21СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189, также содержат требование об обустройстве медицинского кабинета. Абзацем 2 данного пункта допускается в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

Вместе с тем п. 4 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" разделяет обязанность по медицинскому обслуживанию учащихся, которую обеспечивают исполнением органы здравоохранения, и обязанность образовательного учреждения предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Обязанность по представлению такого помещения исполняется путем оборудования медицинских кабинетов в школах. Эта обязанность не отменяется в связи с вступлением с 01.09.2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10, которые допускают медицинское обслуживание учащихся сельских школ на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях, но не исключают в связи с этим исполнение обязанности по оборудованию в школе медицинского кабинета, предназначенного, в том числе, и для оказания экстренной медицинской помощи.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время на согласовании в Министерстве образования <адрес> находится проект приказа «О случаях оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях», устанавливающий, что при отсутствии медицинского кабинета в образовательных организациях плановая первичная медико-санитарная помощь обучающимся будет осуществляться на ФАП, не могут быть признаны как основание для отказа в иске. При этом суд исходит из того, что на момент вынесения решения исполнительным органом субъекта федерации <адрес> нормативно-правовые акты, касающиеся спорного вопроса, не приняты. В случае их принятия при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, действующий ГПК РФ не лишает сторон права постановки перед судом вопроса об изменении порядка и способа исполнения судебного решения.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что заявленные в судебном заседании сроки исполнения возложенных на ответчиков обязанностей являются реальными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел образования администрации Косинского муниципального района» выделить денежные средства на оснащение МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» помещениями медицинского блока, оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ «Чураковская основная общеобразовательная школа» выделить помещения для медицинского блока и оснастить их оборудованием, мебелью, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 822н, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.

Федеральный судья-подпись.

Верно.

Федеральный судья Е.А.Зубова

2-155/2017 ~ М-161/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МБОУ Чураковская ООШ
МУ Отдел образования администрации Косинского муниципального района
Администрация Косинского муниципального района
Суд
Косинский районный суд Пермского края
Судья
Зубова Евгения Алексеевна
Дело на странице суда
kosinsky--perm.sudrf.ru
02.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2017Передача материалов судье
05.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2017Судебное заседание
30.11.2017Судебное заседание
05.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2018Дело оформлено
02.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее