Дело № 2 - 1861/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2015 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Козловой Н.А.,
при секретаре Шаровой О.О.,
с участием представителя истцов по доверенности Селивановой М.В.,
представителя ответчика по доверенности Сафоновой Е.Ю.,
представителя третьего лица по доверенности Щедриной Н.Д.,
30 марта 2015 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халимовой М.С. и Шеина В.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново о перерасчете земельного налога,
установил:
Халимова М.С. и Шеин В.А. обратились в суд с иском к ИФНС России по г. Иваново, в котором просили обязать ответчика произвести перерасчет земельного налога, начисленного истцам на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>Б, площадью 14990 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые (административные, производственно-складские) здания (литер А1, А2, А3, А4, А5), кадастровый номер 37:24:040928:130, за период 2011, 2012, 2013, 2014 гг., из расчета кадастровой стоимости земельного участка в размере 10341205 руб., установленной на 01.01.2007.
Иск обоснован тем, что решением Арбитражного суда ивановской области кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере 10341205 руб. Однако, ответчик ИФНС России по г. Иваново письмом от 23 января 2015 года отказало истцам в перерасчете земельного налога исходя из указанной стоимости за период с 20112 по 2014 г.г..
В судебное заседание истцы Халимова М.С. и Шеин В.А. не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили.
В судебном заседании представитель истцов Селиванова М.В. уточнила исковые требования, просила обязать ответчика произвести перерасчет земельного налога, начисленного истцам на земельный участок за период 2012,2013 г из расчета кадастровой стоимости в сумме 10341205 руб., установленной на 01.01.2007.
Представитель ответчика ИФНС России по г. Иваново Сафонова Е.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Ивановской области в кадастр не внесена. В кадастр 26.11.2014 года внесена новая утвержденная кадастровая стоимость земельного участка 10361387,80 руб., которая будет применяться с 01 января 2015 года.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области Щедрина Н.Д. решение оставила на усмотрение суда, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:130 в соответствии с п. 2.1.17. Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости равного 2 241,93 руб./кв.м., утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 27.08.2009 № 249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20 муниципальных районов и городских округов Ивановской области» и составила 33 606 530,70 руб. (акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 01.02.2010). Указанная величина кадастровой стоимости данного земельного участка была внесена в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» №221 -ФЗ от 24.07.2007. На основании решения Арбитражного суда Ивановской области от 27.10.2014г. по делу № А17-72/2014, вступившим в законную силу 28.11.2014г., в соответствии с которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:130 равной его рыночной стоимости в размере 10 341 205 руб.. Филиалом в ГКН были внесены изменения относительно значения кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 10 341205 руб. Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость в размере 10 341 205 руб. актуальна с даты её утверждения - 28.11.2014, то есть с даты вступления вышеуказанного решения суда в законную силу. В соответствии с Приказом Департамента Управления имуществом Ивановской области от 25.11.2014 № 105 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ивановской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:130 утверждена в размере 10 361 387,80 руб., которая в установленном законом порядке внесена в ГКН.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
Истцы Халимова М.С. и Шеин В.А. являются собственниками по 1/ 2 доли каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 14 990 кв. м с кадастровым номером 37:24:040928:130, расположенного по адресу: <адрес>Б.
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 28 ноября 2014 года – 10 361 387,80 руб., затем 26.11.2014 года утверждена кадастровая стоимость земельного участка – 10341 205 руб.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27 октября 2014 года установлена кадастровая стоимость земельного участка истцов равная рыночной в размере 10341 205 руб.
Письмом от 23 января 2015 года ИФНС России по г. Иваново отказало истцам в перерасчете земельного налога за 2011-2013 г.г. в соответствии с решением Арбитражного суда Ивановской области от 27 октября 2014 года.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
На основании п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 "Правил проведения кадастровой оценки земель", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.I Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20).
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на налоговые правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка.
Именно с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время.
Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу по соответствующему иску.
Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка в порядке п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации направлено на будущее время, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Принимая во внимание положения приведенных выше норм права, и учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, суд приходит к выводу о том, что перерасчет земельного налога ретроспективно не осуществляется.
Следовательно, вступление в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области от 27 октября 2014 года не может являться основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды (с 2012 по 2013 г.г.), исходя из той кадастровой стоимости, которая установлена судебным актом от 27 октября 2014 года.
Учитывая изложенное, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иванова в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись Н.А. Козлова