Дело № 10RS0011-01-2019-010638-89 (2а-8138/2019)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Виноградова Андрея Юрьевича об оспаривании уведомления Администрации Петрозаводского городского округа № 169-2012 от 13.09.2019 года, понуждения к совершению действий,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец по договору купли-продажи является собственником земельного участка, приобретенного 10.07.2009, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер участка №), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки (эксплуатация жилого дома). 22.05.2012 получено разрешение № RU 10301000-169/12 на строительство индивидуального жилого дома (далее - ИЖС) на указанном земельном участке. 05.09.2019 истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее Администрация) с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС), расположенного на указанном земельном участке. Уведомлением Администрации № 169-2012 от 13.09.2019 Виноградову А.Ю. указано на несоответствие параметров построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. С таким решением административный истец не согласен, просит суд признать уведомление № 169-2012 от 13.09.2019 незаконным, отменить его, обязать Администрацию повторно рассмотреть уведомление Виноградова А.Ю.
В судебном заседании Виноградов А.Ю. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 10:01:20 01 28:39, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сулажгорская, д. 94. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 30.10.2009: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки (эксплуатация жилого дома), общая площадь 1384 кв.м. 22.05.2012 административным истцом получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке за № RU 10301000-169/12.
05.09.2019 Виноградов А.Ю. уведомил Администрацию об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Рассмотрев указанное уведомление Администрация направила истцу уведомление №169-2012 от 13.09.2019 о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, основываясь на следующих обстоятельствах: решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее - Правила), которые являются документом градостроительного зонирования, где устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков. В соответствии с Правилами земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи), а также в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории Правил в санитарно-защитной зоне кладбища «Сулажгорское», санитарно-защитной зоне локатора метеостанции по ул. Сулажгорской.
Согласно пунктом 2.8 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов. В соответствии с п. 7 ст. 76 Правил для жилой зоны, расположенной в санитарно-защитной зоне, индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, а любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В соответствие с пп. 1 и 5 п. 1, пп. 5, 9, 12 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков); градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Если земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон (в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования или их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), они могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п. 4 ст. 85 ЗК РФ).
В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство, в частности, такое разрешение не требуется при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 1.1).
С 4 августа 2018 вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" объект индивидуального жилищного строительства, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 04 августа 2018 года), может превышать параметры, указанные в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при условии, если параметры такого объекта соответствуют требованиям указанного разрешения на строительство.
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее также - Минэкономразвития России) 7.11.2018 издало письмо N 32363-ВА/Д23и по вопросу применения положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома (далее - Письмо).
В части 4 Письма разъяснено, что в случае, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до дня вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию такого объекта не требуется (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).
В части 5 Письма разъяснено, что при наличии разрешения на строительство объекта ИЖС застройщик уведомляет об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта ИЖС, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ). В данном случае рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ). Направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта ИЖС требованиям разрешения на строительство объекта ИЖС.
Таким образом, ссылки административного ответчика на то, что земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи), а также в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, п. 7 ст. 76 Правил, в санитарно-защитной зоне кладбища «Сулажгорское», санитарно-защитной зоне локатора метеостанции по ул. Сулажгорской, в которой, индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено, не могут быть признаны состоятельными. Указанные доводы уже были предметом рассмотрения по заявлению Виноградова А.Ю. к Администрации ПГО об обжаловании действий по делу №33-446/2012, Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 30.03.2012 признан незаконным отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресному ориентиру <адрес>, на администрацию возложена обязанность по выдаче такого разрешения.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое Уведомление Администрации Петрозаводского городского округа № 169-2012 от 13.09.2019 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства нельзя признать законным, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).
Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату госпошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Виноградова Андрея Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Администрации Петрозаводского городского округа № 169-2012 от 13.09.2019 года о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства.
Возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, о результатах рассмотрения сообщить в Петрозаводский городской суд и заявителю.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Виноградова Андрея Юрьевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного
месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2019 года.