Дело № 2-1742/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Жуковой М.В.,
с участием истца Берсанова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берсанова А.И. к администрации городского округа «Город Чита» о включении жилого дома в состав наследства, признании права собственности,
установил:
Берсанов А.И. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что после смерти <данные изъяты> его бабушки Г.Г.Р. открылось наследство в виде принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Отец истца – Б.И.С. фактически принял наследство и подал заявление в государственную нотариальную контору, однако свои права не оформил. <данные изъяты> Б.И.С. умер. В выдаче свидетельства о праве на наследства истцу было отказано ввиду непредставления подлинника правоустанавливающего документа. Решением Центрального районного суда г. Читы от 1 февраля 2005 года установлен факт владения и пользования на праве собственности указанного домовладения за Г.Г.Р. Однако в оформлении наследственных прав нотариусом было отказано, поскольку право собственности на дом за отцом признано не было. На основании изложенного истец просил: включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Б.И.С., умершего <данные изъяты>, жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Г.Г.Р., умершей <данные изъяты> признать за Берсановым А.И. право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования по закону после смерти Б.И.С., умершего <данные изъяты>.
Определением суда от 25 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Берсанов Е.И., Берсанова Е.И.
В судебном заседании истец Берсанов А.И. исковые требования поддержал по изложенным основаниям, пояснив, что после смерти Г.Г.Р. наследство в виде спорного жилого дома принял его отец Б.И.С. После смерти отца наследство принял истец, его брат Берсанов И.С. и сестра Берсанова Е.И. наследство не принимали, с их матерью отец развелся. После смерти отца в доме проживала мать истца, после ее смерти в 2013 году дом используется истцом как дача.
Третье лицо Берсанов Е.И. в предыдущем судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, поддержав доводы истца; в настоящее судебное заседание не явился.
Третье лицо Берсанова А.И., представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита», третье лицо нотариус Сибринина В.В., извещенные надлежащим образом, в суд не явились, возражений по иску не направили.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Изучив материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ).
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 ГК РФ); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, Г.Г.Р. принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Г.Г.Р. умерла <данные изъяты> (л.д. 10). Наследником первой очереди после ее смерти являлся ее сын Б.И.С. (л.д. 12).
<данные изъяты> Б.И.С. обратился к нотариусу Ингодинского района г. Чита с заявлением о принятии наследства после смерти Г.Г.Р., в том числе жилого дома по адресу: <адрес>. Вместе с тем сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство в наследственном деле не имеется (л.д. 42-49).
<данные изъяты> Б.И.С. умер (л.д. 11), не успев зарегистрировать свое право собственности на жилой дом. Наследниками первой очереди после его смерти являлись дети: Берсанов А.И., Берсанов Е.И. и Берсанова Е.И..
Решением Центрального районного суда г. Читы от 1 февраля 2005 года установлен факт владения и пользования на праве собственности домовладений, состоящего из жилого дома <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, двух сараев, ворот за Г.Г.Р. на основании договора купли-продажи от 08.05.1970 между Ф.Г.Х. и Г.Г.Р.. Судом установлено, что после смерти Б.И.С. Берсанов А.И. обращался в нотариальный орган с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Однако в выдаче указанного свидетельства о праве на наследство по закону было отказано в связи с тем, что для выдачи данного документа необходим правоустанавливающий документ на отчуждаемое имущество, тогда как Бесановым А.И. была представлена копия договора купли-продажи, удостоверенного 08.05.1970 года (л.д. 16-18).
Согласно ответам нотариуса Сибрининой В.В., Новопашиной О.В., нотариальной палаты Забайкальского края наследственных дел к имуществу Б.И.С. не имеется (л.д. 42, 69, 71).
В ходе настоящего судебного разбирательства также установлено, что после смерти отца Б.И.С. истец Берсанов А.И. фактически принял наследство, приняв меры к сохранению жилого дома, в котором проживала его мать, в настоящее время домом пользуется сам Берсанов А.И., производит за свой счет ремонт, вносит плату за жилой дом, ухаживает за земельным участком. Данное обстоятельство подтверждено пояснениями третьего лица Берсанова Е.И.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец фактически принял наследство, иные наследники первой очереди на наследственное имущество не претендуют, принадлежавший наследодателю Г.Г.Р. указанный жилой дом подлежит включению в состав наследственного имущества независимо от государственной регистрации права собственности наследодателя и за истцом следует признать право собственности на наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Берсанова А.И. удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Г.Г.Р., умершей <данные изъяты>, и Б.И.С., умершего <данные изъяты>, жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать за Берсановым А.И. право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Мотивированное решение составлено 24 ноября 2017 года.