Судья - Поцелуйко М.Ю. дело № 33-44601/2019
№ 2-7434/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Палянчук Т.А., Гончаровой С.Ю.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при ведении протокола помощником судьи Миловой Е.Н.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности < Ф.И.О. > на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 29 августа 2019 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
установила:
Завалишин Г.Д. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором, с учетом уточнения первоначально заявленных требований, просил признать право собственности на земельный участок 1 000 кв.м., предназначенный под индивидуальное жилищное строительство, из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <...>, в соответствии с характеристиками, согласно чертежа границ земельного участка подготовленного кадастровым инженером < Ф.И.О. >, на испрашиваемый земельный участок <...>, указав что, решение суда является основанием для государственной регистрации за истцом права собственности на земельный участок, а так же для постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с чертежами границ, изготовленных кадастровым инженером < Ф.И.О. >
Исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации города Краснодара от 19.11.1992 года № <...> совхоз «Калининский» был реорганизован и на его базе были организованы ТОО «Капитал», «Российской», «Овощевод», «Росток», «Агровид», «Агробытсервис», ТОО «Росток», которым был предоставлен в долевую собственность земельный участок для сельскохозяйственного использования. Истец работал в Ассоциации «Возрождение» и поэтому стал учредителем Ассоциации «Возрождение», в которую входили СП «Росток», «Капитал», «Овощевод», «Российское». Решением общего собрания работников Ассоциации «Возрождение» им было передано в собственность по 2,0 га из земель сельскохозяйственного назначения. На общем собрании работников Ассоциации «Возрождение» от 27.03.1993 года было решено ходатайствовать о выделении из ранее переданных земельных паев, участков для учредителей непосредственно под строительство с правом наследования в размере 0,2 га, из них 0,1 га под ИЖС с правом наследования и 0,1 га для развития пос. <...>. Постановлением главы администрации города Краснодара от 26.01.1994 года за № <...> площадь земельных паев была сокращена до 1,8 га и изъяты земельные участки, общей площадью 206 га. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Краснодара и Калининская поселковая администрация обязаны были выдать правоустанавливающие документы на земельные участки, предназначенные для ИЖС. Администрацией города Краснодара было принято постановление от 23.06.1994 года № <...> на основании которого должны были выдать свидетельство на земельный пай сельскохозяйственного назначения мерою 1,8 га, вместо ранее выделенных 2,0 га. Истец обратился в Калининскую поселковую администрацию за получением свидетельства о предоставлении земельного участка мерою 0,1 га под индивидуальное жилищное строительство. Истцу выделен земельный участок по адресу: <...>. С момента предоставления земельного участка, а именно с 1993 года, истец стал использовать земельный участок для личных целей, в основном использовать под огород, распоряжается им, как своим собственным. Истец неоднократно обращался в Калининскую поселковую администрацию муниципального образования город Краснодар с требованием о выдаче документов на земельный участок, однако получил отказ со ссылкой на отсутствие архивных документов, в связи с чем, был вынужден обратиться с иском в суд.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 29 августа 2019 года исковые требования Завалишина Г.Д. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель органа местного самоуправления по доверенности < Ф.И.О. > просит решение районного суда отменить, полагая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Письменные возражения на эту апелляционную жалобу не поступали.
Заслушав представителя Завалишина Г.Д. по доверенности < Ф.И.О. >, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации города Краснодара от 19.11.1992 года № 565, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», совхоз «Калининский» был реорганизован и на его базе были организованы ТОО «Капитал», «Российской», «Овощевод», «Росток», «Агровид», «Агробытсервис», ТОО «Росток» было предоставлено в коллективно-долевую собственность для сельскохозяйственного использования земельный участок в размере 1 538 га, 69 га. Было решено передать в введение Калининского поселкового Совета для предоставления гражданам в пользование, аренду или собственность, 166 га - зачислить в фонд перераспределения земель города Краснодара под коллективные огороды.
Завалишин Г.Д. работал в Ассоциации «Возрождение», и поэтому стал учредителем Ассоциации «Возрождение», в которую входили СП «Росток», «Капитал», «Овощевод», «Российское». Решением общего собрания работников Ассоциации «Возрождение» ему было передано в собственность по 2,0 га из земель сельскохозяйственного назначения.
На общем собрании работников Ассоциации «Возрождение» от 27.03.1993 года было решено ходатайствовать о выделении из ранее переданных земельных паев, участков для учредителей непосредственно под строительство с правом наследования в размере 0,2 га, из них 0,1 га под индивидуальное жилищное строительство с правом наследования и 0,1 га для развития <...>.
Постановлением главы администрации города Краснодара от 26.01.1994 года за № 70 (далее - Постановление № 70) площадь земельных паев была сокращена до 1,8 га и изъяты земельные участки, общей площадью 206 га. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Краснодара и Калининская поселковая администрация обязаны были выдать правоустанавливающие документы на земельные участки, предназначенные для ИЖС.
Удовлетворяя исковые требования Завалишина Г.Д., суд первой инстанции исходил из того, что у истца - собственника земельного пая сельскохозяйственного назначения, в соответствии с пунктом 3 указанного выше Постановления № 70, площадь земельного участка сельскохозяйственного назначения уменьшилась до 1,8 га, взамен ранее выделенных 2,0 га, 0,1 га от паевого земельного участка истец вынужден был отдать на развитие инфраструктуры города, а оставшиеся 0,1 га Калининская поселковая администрация обязана передать, без учета нуждаемости на получение жилья из расчета 0,1 га на каждого члена сельхозпредприятия и обеспечить выдачу документов, удостоверяющих права на землю пунктом 5 Постановления № 70.
Судебная коллегия находит, что с указанными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Краснодара от 23.06.1994 года №675 комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Краснодара обязали изготовить и выдать свидетельства на право собственности на землю рабочим, служащим и пенсионерам сельскохозяйственных предприятий «Росток», «Овощевод», «Капитал», «Российское» согласно приложению № 1, 2, 3, 4.
Согласно этому приложению истцу предоставлена в собственность доля в праве общей долевой собственности в размере 1,8 га.
Постановлением № 70 из земель общей долевой собственности изъят земельный участок 206 га, с согласия общих собраний собственников земель и предоставлены в ведение Калининской поселковой администрации.
Согласно пункту 5 вышеуказанного постановления Калининской поселковой администрации подлежало предоставить членам товариществ согласно предоставляемым спискам земельные участки 0,1 га и обеспечить выдачу удостоверяющих их право на землю документов.
Постановление № 70 на сегодняшний день является действующим, в связи с чем, Завалишин Г.Д. вправе в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью по 0,1 га. Однако данное право истцом не реализовано.
При этом суд также не учел, что истцом доказательств возникновения соответствующего права на спорный земельный участок не представлены, как и не представлены списки лиц, которые наделялись земельными участками, либо иные правоудостоверяющие документы, выданные во исполнение Постановления № 70.
Из материалов дела также усматривается, что кадастровым инженером < Ф.И.О. > проведено исследование земельного участка, находящегося в пользовании Завалишина Г.Д., и подготовлен чертеж границ земельного участка и его описание, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>.
В силу положений, закрепленных в статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию, при этом границы земельного участка, определенные в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства являются индивидуализирующим признаком, позволяющим определить земельный участок как индивидуально определенную вещь, которую возможно включить в гражданский оборот.
Земельным кодексом Российской Федерации (в том числе со вступившими 01.03.2015 года (статья 39.11) в законную силу изменениями) бремя по проведению кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка, или уточнение местоположения его границ, а также по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка возлагается на лицо, заинтересованное в предоставлении данного участка.
Из смысла части 1 статьи 5 Закона о регистрации усматривается, что идентификация объектов недвижимости осуществляется по кадастровому номеру такого объекта.
Таким образом, до прохождения государственного кадастрового учета, присвоения земельному участку кадастрового номера в Едином государственном реестре недвижимости, а также уточнения площади и местоположения границ, земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав в виду того, что не отвечает признаками индивидуальной определенной вещи.
Помимо этого действующим земельным законодательством регламентирован порядок предоставления земельных участков.
Так, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего кодекса.
Частью 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
При этом, образование земельного участка как нового объекта недвижимости осуществляется по заявлению заинтересованных лиц органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предоставления земельного участка истцом не соблюден.
Положениями пункта 2 статьи 9, пункта 2 статьи 10 и пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в пределах административных границ муниципального образования город Краснодар функции собственника, в части распоряжения землей, осуществляет в настоящем случае администрация муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу статьей 6 и 35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 48 Устава муниципального образования город Краснодар администрация муниципального образования город Краснодар осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования город Краснодар.
При данных обстоятельствах, поскольку судебное постановление не должно подменять решение органа местного самоуправления, в вопросах, которые закон относит к его компетенции, у суда первой инстанции отсутствовали какие-либо правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1, частями 2 - 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения, в соответствии с которым Завалишину Г.Д. следует в иске отказать.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить.
Решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 29 августа 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, резолютивную часть которого изложить в следующей редакции:
В удовлетворении исковых требований Завалишина Г.Д, к администрации муниципального образования город Краснодар о признании права собственности на земельный участок отказать.
Председательствующий -
Судьи -