Решение по делу № 2-4716/2019 ~ 04020/2019 от 02.09.2019

     2-4716/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Оренбург                                                                            23 декабря 2019 года

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,

при секретаре Никитиной Е.Н.,

с участием помощника прокурора Третьяковой А.Е.,

истца Зверев К.С. принимавшего участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи (далее по тексту ВКС),

представителей ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России – Кирсановой Е.А., Стихина Е.А., действующих на основании доверенностей,

представителя ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России - Горюновой Е.К., действующей на основании доверенности от 24.04.2019 года,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверев К.С. к ФКУ МСЧ -56 ФСИН ФИО4,    ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России, УФСИН России по Оренбургской области, Министерству Юстиции по Оренбургской области, ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью,

                                                       УСТАНОВИЛ:

Зверев К.С. обратился в суд с иском о компенсации морального вреда указав, что с 2011 года он отбывает наказание в ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Оренбургской области на территории которой расположен филиал «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России.

В период отбытия наказания он неоднократно обращался к медицинским работникам с просьбой провести его углубленное медицинское обследование для проверки состояния его здоровья, установления точного диагноза заболеваний с последующим направлением ему на медико – социальную экспертизу для установления группы инвалидности.

Ссылаясь на то, что его просьбы о направлении на медико – социальную экспертизу со стороны ответчиков игнорируются, состояние его здоровья продолжает ухудшаться и демонстрирует негативную динамику, у него имеется ряд заболеваний, в том числе телесные повреждения, полученные при огнестрельном ранении грудной клетки, которые в настоящее время прогрессируют и являются причиной возникновения новых заболеваний, что влечет ухудшение состояния его здоровья, указав, что не направление его на полное медицинское обследование и не направление его на медико – социальную экспертизу причиняют ему физические и нравственные страдания, дополнив исковые требования просил суд признать действия ответчиков, которые отказываются провести его полное углубленное медицинское обследование правой руки для проверки состояния здоровья и установления точного диагноза заболевания незаконными и нарушающими его права на получение своевременной качественной адекватной медицинской помощи. Взыскать с ФКУЗ МСЧ – 56 ФСИН России по Оренбургской области за причинение вреда здоровью 300 000,00 рублей, 150 000,00 рублей в качестве компенсации морального вреда, с УФСИН России по Оренбургской области 300 000,00 рублей в счет компенсации за причинение вреда здоровью и 150 000,00 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Впоследствии Зверев К.С. уточнил правовые основания заявленного иска и ссылаясь на то, что медицинская помощь оказывается ему не в полном объеме, а именно, не проводится полное медицинское диагностическое обследование, МРТ брюшной полости, КТ головного мозга, ФГДС желудка и печени, УЗИ поджелудочной железы, обследование сердца и сердечно – сосудистой системы, диагностика ротовой полости, обследование у врача – офтальмолога, что влечет за собой ухудшение состояния его здоровья, просил взыскать с ФКУЗ МСЧ 56 ФСИН России и ФСИН России в счет компенсации за причинение вреда здоровью 800 000,00 рублей и 400 000,00 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Определением суда от 25.09.2019 года с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика Бюро № 5 филиала ФКУ – Главное Бюро МСЭ по Оренбургской области на надлежащего ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области», также к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ФКУ ИК -6 УФСИН России по Оренбургской области, которое впоследствии    на основании определения суда было привлечено в качестве соответчика.

        Определением суда от 03.12.2019 года производство по делу в части требований, предъявленных к ответчикам Министерству здравоохранения    по Оренбургской области и Министерству Финансов РФ в лице УФК по Оренбургской области прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований к указанным ответчикам.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц – связи Зверев К.С. заявленные исковые требования о компенсации морального вреда поддержал с учетом дополненных правовых оснований заявленного иска пояснив, что в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК – 6 УФСИН России по Оренбургской области. В связи с наличием у него различного рода заболеваний он обратился в медицинскую часть № 6 МСЧ -56 ФСИН России по Оренбургской области с заявлением о направлении его на МСЭ с целью установления группы инвалидности поскольку полагает, что у него имеется ряд заболеваний позволяющих ему установить группу инвалидности. Вместе с тем, со стороны ФКУЗ МСЧ – 56 ФСИН России не совершаются действия по его направлению на медицинское освидетельствование с целью установления ему группы инвалидности, не проводятся в должной мере диагностические обследования для установления точных диагнозов и имеющихся у него заболеваний. В настоящее время у него сильные головные боли, правая рука немеет, необходима операция, открываются язвы, имеются проблемы с желудком. Полагает, что бездействие ответчика, связанное с ненадлежащем оказанием ему медицинской помощи, а именно неоказанием медицинской помощи в необходимом объеме, влечет за собой ухудшение его состояния здоровья и причиняет моральный вред. Просил суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России – Кирсанова Е.А., Стихин Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснили, что Звереву К.С. оказывается вся необходимая медицинская первичная доврачебная и медико-санитарная помощь, дважды в год осужденные проходят профилактический    осмотр и в случае    выявления    заболеваний    объем обследования расширяется в соответствии с установленными стандартами.    Зверев К.С. с учетом наличия у него заболеваний получал дополнительное лечение и проходил необходимое обследование. При этом просили учесть, что обследование и лечение назначается не по требованию пациента, а по заключению медицинского работника. Таким образом, само по себе желание или требование о прохождении комплексного обследования основано на внутреннем убеждении и безосновательно. В соответствии с п. 31 приказа Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Осужденным при камерном содержании в учреждении УИС, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов. Звереву К.С. с учетом наличия у него заболеваний, а также его жалоб на состояние здоровья    оказывается вся необходимая, в том числе и дополнительная медицинская помощь, что отражено в медицинской карте больного. Также полагают, доводы истца о том что ему не проводятся исследования являются     необоснованными, поскольку при поступившей жалобы на боль в руке и сердце последнему было проведено исследование ЭКГ. Компьютерная томография проводится по подозрению онкологической    патологии, Звереву К.С. данное исследование не проводилось в виду отсутствия показаний, которые определяются по результатам анализов крови. При наличии каких-либо жалоб он имеет возможность обратиться    через предварительный журнал записи    к врачам. Однако    согласно    записям в предварительном журнале записей Зверева К.С. не содержится, что также косвенно говорит об отсутствии у него проявлений свидетельствующих о прогрессировании    заболеваний. Также просили учесть что с письменным обращением в адрес ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России о направлении на МСЭ Зверев К.С. не обращался, однако несмотря на это Зверев К.С. был направлен на медицинское обследование и по медицинским показаниям он не подлежит представлению на МСЭ. Данное обстоятельство не препятствует истцу самостоятельно обратиться в бюро МСЭ для установления инвалидности. Также пояснили, что несмотря на отсутствие письменного заявления истца о выдаче ему справки об отказе от направления на МСЭ, данная справка будет выдана незамедлительно. Ссылаясь на то, что обострение    заболеваний, имеющихся у Зверева К.С. не связано с действиями или бездействием сотрудников медико – санитарной части, медицинская помощь оказывается в полном объеме, и несмотря на то, что врачебная комиссия ФКУЗ МСЧ - 56 ФСИН России не видит у Зверева К.С. признаков отсутствия стойкой утраты трудоспособности данное обстоятельство не лишает истца самостоятельно обратиться в бюро МСЭ с соответствующим заявлением, просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России - Горюнова Е.К. в судебном заседании пояснила, что ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку какие-либо права Зверева К.С. не нарушало, до настоящего времени истец в учреждение медико-социальной экспертизы на предмет установления ему инвалидности не обращался. Следовательно, у ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» не было оснований    для процедуры по проведению медико-социальной экспертизы в отношении Зверева К.С. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители УФСИН России по Оренбургской области, Министерства Юстиции по Оренбургской области, ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащем образом.

Поскольку иные участники процесса в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора    полагавшего что заявленные требования удовлетворению    не подлежат, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1); приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи (пункт 2); доступность и качество медицинской помощи (пункт 6); недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункт 7).

        При исполнении наказаний осужденным также гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом, что предусмотрено частью 2 статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

         Исходя    из положений части 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

         Так в соответствии с п. 123 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (далее - ПВР ИУ) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

        В ИУ осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (п. 124 Правил).

        При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы".

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По общему правилу компенсация морального вреда осуществляется при доказанности наличия состава гражданского правонарушения, включающего в себя наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом и вину причинителя вреда.

При этом потерпевший должен представить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным в силу закона возместить вред. На ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

Отсутствие одного из элементов состава исключает, по общему правилу, возможность удовлетворения иска о возмещении вреда, в том числе и морального.

Судом установлено, что с 22.09.2011 года Зверев К.С. отбывает наказание    в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, на территории которого находится один из филиалов ФКУЗ МСЧ -56 ФСИН России «Медицинская часть № 6».

         При этом ФКУЗ «Медико – санитарная часть № 56» Федеральной службы исполнения наказаний является учреждением, входящим в уголовно – исполнительную систему, осуществляющим медико – санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке.

Пунктом 1.2 Устава предусмотрено, что Учредителем Учреждения, как и собственником имущества, является Российская Федерации, которое находится в ведении ФСИН России.

При этом предметом и целями деятельности Учреждения являются в том числе медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, и обеспечение их лекарственными средствами, выполнения специальных функций связанных с медико –санитарным обеспечением,    обусловленные соблюдением норм международного законодательства РФ в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы, а также    федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС (п. 2.1 Устава). К основным видам деятельности Учреждение относится, в том числе медицинская деятельность, включая оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи и отдельных видов специализированной медицинской помощи, проведение медицинских осмотров (п. 2.2 Устава).

Таким образом, поскольку Зверев К.С. относится к статусу осужденного, то в соответствии с п. 2 ст. 101 УИК РФ последнему организуется квалифицированная    медицинская помощь    учреждениями ФСИН России, а именно на территории Оренбургской области ФКУЗ МСЧ 56 ФСИН России.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст.9 вышеуказанного федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.70 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (п.5 ст.70 ФЗ № 323-ФЗ). Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.

В соответствии с п.31 приказа Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 года № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача – терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

Осужденным при камерном содержании в учреждении УИС, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Одним из видов медицинских осмотров является профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Объем обследования выполняемого при проведении профилактического медицинского осмотра был определен приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2012 № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра», действовавшего до 05.05.2019, а с 06.05.2019 года определен приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.03. 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения».

В обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда Зверев К.С. ссылается на то обстоятельство, что со стороны ФКУЗ МСЧ 56 ФСИН России медицинская помощь в полном объеме ему не оказывается, а именно не проводятся диагностические обследования (МРТ, КТ, УЗИ) которые по его мнению являются необходимыми, что влечет за собой ухудшение состояния его здоровья, а также ФКУЗ МСЧ -56 УФСИН России не предпринимаются    действия по направлению его на МСЭ с целью установления инвалидности.

Вместе с тем, согласно медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, Зверев К.С. дважды в год проходил профилактические медицинские осмотры, при прохождении которых выполнялся комплекс клинико – лабораторного обследования с последующим осмотром врачами – специалистами. По результатам профилактического осмотра назначались дополнительные методы исследования либо приглашались врачи – специалисты узких специальностей.

Так, исходя их представленной карты пациента Зверева К.С. усматривается, что в период с 2017 по 2019 годы проводились следующие обследования и консультации врачей-специалистов: исследование мокроты на КУМ как пациента, находящегося на диспансерном учете по IV ГДУ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; общий анализ крови: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; общий анализ мочи: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, биохимический анализ крови от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, кровь на вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекцию от ДД.ММ.ГГГГ – результат отрицательный; рентгенография: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ (флюорография); ДД.ММ.ГГГГ (флюорография), ДД.ММ.ГГГГ (ренгенография поясничного отдела позвоночника); ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – флюорография, ЭКГ – от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; УЗИ внутренних органов от ДД.ММ.ГГГГ, ФГС от ДД.ММ.ГГГГ, осмотр врача-фтизиатра от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; осмотр врача-терапевта по обращению и в рамках диспансерного осмотра: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; - осмотр врача-невролога: ДД.ММ.ГГГГ в связи с жалобами на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника после физической нагрузки, ДД.ММ.ГГГГ в связи с жалобами на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, судороги в левой ноге, ДД.ММ.ГГГГ в связи с жалобами на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, онемение правой кисти (установлен диагноз, назначено консервативное лечение), ДД.ММ.ГГГГ в связи с жалобами на онемение, слабость, легкое жжение правой кисти и нижней трети предплечья, боль в поясничном отделе позвоночника с иррадиацией в левую ногу, назначено консервативное лечение и обследование, лечение получил; осмотр врача-хирурга от ДД.ММ.ГГГГ – жалобы на онемение пальцев правой кисти. Посттравматическая невропатия локтевого нерва. Обращения по поводу обострения пояснично-крестцового остеохондроза за 2017-2019 гг.: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Обращения по поводу наличия проявлений неврита локтевого нерва: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В 2019 году жалоб, свидетельствующих об обострении остеохондроза поясничного отдела позвоночника, прогрессировании посттравматического неврита локтевого нерва не зафиксировано. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращался к фельдшеру медицинской части с жалобами на зубную боль, получал анальгетики. ДД.ММ.ГГГГ осмотр врача МЧ – 6, диагноз – микоз стоп, назначено лечение в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ г «Об утверждении стандарта первичной медико – санитарной помощи при кандиозе кожи и ногтей».

Таким образом, исходя из представленной в материла дела медицинской карты усматривается, что Зверев К.С. неоднократно осматривался врачами, проходил лабораторные исследования, при наличии показаний ему назначались дополнительные исследования и консультации врачей – специалистов, осуществлялось взятие на диспансерный динамический учет по мере выявления патологии, назначалось консервативное лечение в связи с имеющейся патологией, а следовательно требования п. 31 приказа Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» выполнялись в полном объеме.

Доводы Зверева К.С. о ненадлежащем медицинском обследовании опровергаются доказательствами, представленными в материалы дела, в частности выписным эпикризом из медицинской карты пациента за период с февраля 2017 года.

Также в связи с доводами Зверева К.С. о том, что в связи с ненадлежащим оказанием ему медицинской помощи его правая рука практически полностью утратила подвижность, в рамках рассмотрения спора был опрошен в качестве специалиста врач -невролог Бахин А.Н., состоящий в должности начальника филиала ВВК который пояснил, что в 2008 году Зверевым К.С. было получено огнестрельное ранение с повреждением плечевого сплетения, в связи с чем нарушена целостность плечевого сплетения, что влечет нарушение двигательных, чувствительных функций правой руки. После получения таких травм лечение    оказывается и восстановление проводится    в течение года после полученной травмы, по истечении указанного периода проводится    только поддерживающее лечение для исключения его прогрессивности. Целостность самого нерва восстановлению не подлежит, проводится только поддерживающая терапия, которая Звереву К.С. оказывается.

Данные пояснения согласуются с заключением врача – невролога, осматривавшего Зверева К.С. 24.10.2019 года и установившего диагноз: .

Также Звереву К.С. выполнено КТ правого плечевого сустава, патологии не выявлено. Проведена электронейромиография: данных за дисфункцию проведения по коротким нервам, исходящим из правого плечевого сплетения не выявлено. Выявлен полный блок проведения по правому локтевому нерву на уровне подкрыльцовой впадины. Выявлена .

Доводы Зверева К.С. о необходимости проведения дополнительных диагностических обследований не могут быть приняты во внимание, поскольку    выбор конкретных способов, методов обследования состояния здоровья и лечения принадлежит лицу, оказывающему медицинские услуги, медицинскую помощь, а не самому пациенту, при этом лечащим врачом при выборе того или иного метода обследования подлежат учету возможные риски проведении указанных процедур, оценивается необходимость и целесообразность их проведения. Таким образом, обследование и лечение назначается не по требованию пациента, а по заключению медицинского работника.

Таким образом, в рамках рассмотрения спора установлено, что Звереву К.С., отбывающему наказание в местах лишения свободы, медицинская помощь оказывается в соответствии с положениями ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», оказывается весь предусмотренный комплекс медицинских услуг, выполняется предусмотренное обследование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 г. № 640/190, действовавшим до 19.02.2018 года и Приказом Министерства юстиции РФ от 28.12.2017 года № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в местах лишения свободы», вступившим в силу с 19.02.2018 года, стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения РФ. В частности, осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья осужденного, проводятся лабораторные исследования, осмотры врача – терапевта, флюрография и рентгенография, дважды в год проводятся профилактические медицинские осмотры, по результатам которых назначались дополнительные методы исследования или приглашались врачи – специалисты узких специальностей, по мере жалоб осужденного проводились осмотры врачами узких специальностей, назначалось консервативное лечение в связи с имеющейся патологией.

В связи с изложенным, утверждения Зверева К.С. о том, что медицинская помощь ему не оказывается и не проводится необходимое обследование, что влечет за собой ухудшение состояния его здоровья и предоставляет право на компенсацию морального вреда, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Следовательно, медицинская помощь, оказываемая Звереву К.С. не может быть признана ненадлежащей и основания для возложения ответственности за нарушения личных неимущественных прав истца в виде компенсации морального вреда отсутствуют.

Установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения Зверева К.С. о незаконных действиях (бездействии) ФКУЗ МСЧ - 56 ФСИН России при оказании медицинской помощи, нарушении прав, свобод и законных интересов осужденного; Зверев К.С. получает необходимую медицинскую помощь и лечение, обеспечивается соответствующими лекарственными препаратами, нарушений требований закона, прав осужденного действиями ФКУЗ МСЧ 56 ФСИН России и ФСИН России не допущено, фактов отказа в предоставлении медицинской помощи, необеспечения необходимыми лекарственными препаратами в отношении Зверева К.С. не установлено.

Что касается требований Зверева К.С. о компенсации морального вреда в связи с тем, что ФКУЗ МСЧ – 56 ФСИН России не направляет его на МСЭ с целью установления инвалидности, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико – социальной экспертизы, порядок и условия признания лица инвалидом устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом. В силу п. 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 указанных Правил, при признании лица инвалидом, медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, в установленном порядке в произвольной форме подает письменное заявление на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения Учреждения. Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Согласно п. 16 Правил, организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

В соответствии с положениями Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 18/39-1010 от 23 августа 1999 года, лицо, нуждающееся в проведении медико-социальной экспертизы, подает на имя руководителя территориального бюро медико-социальной экспертизы через начальника учреждения УИС письменное заявление в произвольной форме (пункт 4).

Начальник УИС принимает меры к обследованию лица, содержащегося в учреждениях УИС, перед направлением на медико-социальную экспертизу в условиях лечебно-профилактических учреждений УИС, при необходимости в условиях медицинских учреждений территориальных органов здравоохранения для уточнения диагноза и степени выраженности функциональных нарушений (пункт 5).

В соответствии с п. п. 3, 6, 7 "Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы", утвержденной Министерством юстиции РФ 23.08.1999 N 18/39-1010 на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях УИС, в случаях расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и нуждающиеся в мерах социальной защиты. По результатам клинико-диагностического обследования, подтверждающего выраженные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности, врачи ЛПУ оформляют направление на медико-социальную экспертизу (ф. 088/У-97), утвержденную Приказом Минздрава России от 14.05.1997 N 141. Администрация учреждения УИС формирует и представляет в территориальное бюро медико-социальной экспертизы личное дело, характеристику, медицинскую карту (историю болезни), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в учреждениях УИС, о проведении освидетельствования, одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования.

Пунктом 19 Правил установлено, что в случае если организация, оказывающая лечебно- профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм закона, в случае если администрация учреждения УИС исходя из комплексной оценки состояния здоровья не видит оснований для направления лица на медико –социальную экспертизу, данное обстоятельство не лишает последнего права обратиться в бюро МСЭ для установления группы инвалидности самостоятельно.

Как установлено в рамках рассмотрения спора Зверев К.С. обращался к начальнику ФКУЗ МСЧ 56 ФСИН России с заявлениями о необходимости проведения в отношении него полного обследования и просил дать заключение для установления инвалидности (обращения датированы 20.05.2019 года и 13.05.2019 года). На поступившие заявления осужденного были даны соответствующие ответы, разъяснено право на обращение в бюро МСЭ самостоятельно на основании справки, выданной гражданину, также дан ответ на требования истца относительно объема необходимого ему обследования.

С заявлением о выдаче справки для самостоятельного обращения в бюро МСЭ, равно как и с письменным заявлением о направлении на МСЭ Зверев К.С. в установленном законом порядке не обращался, его заявления содержат лишь требования о проведении обследования, которое по его мнению ему необходимо и требования о выдаче ему заключения для оформления инвалидности, письменного заявления на имя руководителя территориального бюро медико - социальной экспертизы через начальника учреждения УИС Зверевым К.С. направлено не было.

Кроме того, как пояснили представители ответчика, несмотря на отсутствие письменного заявления на проведение медико – социальной экспертизы, в отношении осужденного Зверева К.С. было проведено медицинское обследование и исходя из комплексной оценки состояния здоровья осужденного оснований для направления его на МСЭ не имеется. Справка для самостоятельного обращения в территориальный орган МСЭ осужденному будет выдана незамедлительно.

В связи с изложенным, поскольку вопросы признания лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (МСЭ), находятся в компетенции федеральных учреждений МСЭ и соответствии с п. 19 раздела 3 "Правил признания лица инвалидом", утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 Зверев К.С. может самостоятельно обратиться письменно в ГБУЗ Бюро МСЭ для представления на медико-социальную экспертизу, о чем ему было неоднократно разъяснено, однако до настоящего времени Зверев К.С. своим правом не воспользовался, оснований для взыскания с ФКУЗ МСЧ 56 ФСИН России и ФСИН России денежных средств в качестве компенсации морального вреда по указанным истцом основаниям, не имеется.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в отношении указанных истцом в качестве ответчиков ФКУ ГБ МСЭ по Оренбургской области и Министерству юстиции по Оренбургской области поскольку, как установлено в рамках рассмотрения дела, в Бюро МСЭ с заявлением об установлении инвалидности Зверев К.С. в установленном законом порядке не обращался, решение об отказе в установлении инвалидности территориальным органом МСЭ не принималось. К компетенции же Министерства юстиции РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулирования в установленной сфере деятельности, контроль за порядком оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, не отнесен, нарушений личных неимущественных благ Зверева К.С. со стороны указанных ответчиков не допущено и доказательств обратному не представлено.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Зверева К.С. о компенсации морального вреда суд отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Зверев К.С. к ФКУ МСЧ -56 ФСИН России,    ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России, УФСИН России по Оренбургской области, Министерству Юстиции по Оренбургской области, ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда - отказать в полном объеме.

Решение может быть в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                 Е.В. Крыгина

          Решение изготовлено в окончательной форме 30 декабря 2019 года.

2-4716/2019 ~ 04020/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зверев Константин Саввович
Прокурор Центрального р-на г. Оренбурга
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-56
УФСИН России по Оренбургской области
ФСИН России
Министерство юстиции по Оренбургской области
ФКУ ИК-6
ФКУ ГБ МСЭ по Оренбургской области
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Крыгина Е.В.
Дело на сайте суда
centralny--orb.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2019Передача материалов судье
03.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2019Подготовка дела (собеседование)
25.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2019Судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее