Судья Назаренко С.А. Дело № 33-26990/14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 декабря 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Одинцова В.В.
судей Метова О.А. и Поповой С.К.
по докладу Метова О.А.
при секретаре – Ким С.В.
с участием прокурора – Стукова Д.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора на решение Темрюкского районного суда от 09 октября 2014 года.
Заслушав доклад, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Темрюкский район о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного участка подъездной автомобильной дороги, признании участка подъездной автомобильной дороги бесхозяйным и о возложении на ответчика обязанности поставить этот участок на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению главы Новотаманского сельского поселения Темрюкского района о нарушениях требований в области обеспечения безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «<...>» <...> по результатам которой, в деятельности администрации МО Темрюкский район выявлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что в 2005 году, строительство указанной автодороги начато ЗАО «Тольяттиазот». Однако, строительство не было закончено, в связи с чем, в 2009 году, силами ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Пищевые ингредиенты», в целях исключения движения грузовых транспортных средств через ст. Тамань, были завершены работы по строительству данного участка автодороги.
Установлено, что земельный участок, расположенный под данной автомобильной дорогой, в пользование либо в собственность не предоставлялся, кроме того, право собственности на указанную автомобильную дорогу не зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.
Согласно проекту ТСОДД, данной автодороге присвоена IV-я техническая категория. Однако, в настоящее время, данная автомобильная дорога в эксплуатацию не введена. С 01.07.2011г., по ней осуществляется движение всех без исключения транспортных средств, в том числе, грузовых транспортных средств (автопоездов), перевозящих грузы в порт Тамань.
Участок автомобильной дороги «<...>» <...> не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2008 № 977, в связи с чем, вышеуказанный участок автомобильной дороги не относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межрегионального значения.
Кроме того, по результатам проведенных ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району проверок, выявлены недостатки в содержании указанного участка автодороги и технических средств организации дорожного движения.
Также, по результатам проведенной проверки установлено, что в настоящее время, вышеуказанный участок автомобильной дороги не имеет владельца (балансодержателя), в связи с чем, не производится её ремонт и содержание.
Как следует из информации, предоставленной ОАО «Тольяттиазот», данный участок автодороги на балансе ОАО «Тольяттиазот» не состоит. Из информации, представленной администрацией муниципального образования Темрюкский район, следует, что указанный участок автодороги не является муниципальной собственностью, а является собственностью ОАО «Тольяттиазот». Согласно ответам, представленным ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Пищевые ингредиенты», данные организации не принимали участие в строительстве и не оформляли правоустанавливающие документы на указанный участок автодороги.
Таким образом, до настоящего времени, не оформлено право муниципальной собственности на вышеуказанный участок автомобильной дороги, расположенный в границах муниципального образования Темрюкский район, он не включен в реестр муниципальной собственности муниципального образования, сведения о собственнике данного участка автодороги в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, на него отсутствует технический паспорт.
При таких обстоятельствах, администрацией МО Темрюкский район не исполняются требования гражданского законодательства, законодательства о муниципальной собственности, о безопасности дорожного движения, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, а именно: граждан в лице всех водителей и пешеходов, на удовлетворительное состояние автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.
Представитель администрации МО Темрюкский район, в судебное заседание не явился.
Представитель администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, в удовлетворении заявленного прокурором иска просил отказать.
Представитель третьего лица ООО «Пищевые ингредиенты» в удовлетворении заявленного прокурором иска просил отказать, поскольку из заявленных требований не представляется возможным установить предмет спора, так как прокурором не указаны все уникальные характеристики спорного участка автодороги.
Представители третьего лица ОАО «Тольяттиазот» в удовлетворении заявленного прокурором иска просили отказать.
Представитель третьего лица ООО «Элеваторный Комплекс Сенной» в удовлетворении заявленного прокурором иска просит отказать, поскольку из заявленных требований не представляется возможным установить предмет спора, так как прокурором не указаны все уникальные характеристики спорного участка автодороги.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении ставится вопрос на предмет отмены указанного решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу, со ссылкой на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор поддержал апелляционное определение, просил удовлетворить иск в части признании бездействий администрации МО Темрюкский район незаконными и обязании ответчика поставить участок дороги на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, ссылаясь на то, что право собственности на дорогу не оформлено, хотя дорога существует и вполне определена на местности, однако, ее неудовлетворительное состояние создает небезопасность дорожного движения, угрожает жизни, здоровью и имуществу граждан.
В судебном заседании апелляционной инстанции и представители ОАО «ТоляттиАзот» возражали против доводов представления, просили решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в части отказа в иске о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию мер по постановке на учет участка подъездной автомобильной дороги и о возложении на ответчика обязанности поставить этот участок на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним с принятием нового решения в этой части.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка по обращению главы Новотаманского сельского поселения Темрюкского района о нарушениях требований в области обеспечения безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги «<...>» <...>
В ходе проведенной проверки установлено, что в 2005 году, строительство указанной автодороги начато ЗАО «Тольяттиазот». Однако, строительство не было закончено, в связи с чем, в 2009 году, силами ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Пищевые ингредиенты», в целях исключения движения грузовых транспортных средств через ст. Тамань, были завершены работы по строительству данного участка автодороги.
Земельный участок, расположенный под данной автомобильной дорогой, в пользование либо в собственность не предоставлялся, кроме того, право собственности на указанную автомобильную дорогу не зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.
Согласно проекту ТСОДД, данной автодороге присвоена IV-я техническая категория. Однако, в настоящее время, данная автомобильная дорога в эксплуатацию не введена. С 01.07.2011г., по ней осуществляется движение всех без исключения транспортных средств, в том числе, грузовых транспортных средств (автопоездов), перевозящих грузы в порт Тамань.
Участок автомобильной дороги «<...>» <...> не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2008 № 977
Кроме того, по результатам проведенных ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району проверок, выявлены недостатки в содержании указанного участка автодороги и технических средств организации дорожного движения.
Как следует из информации, предоставленной ОАО «Тольяттиазот», данный участок автодороги на балансе ОАО «Тольяттиазот» не состоит. Из информации, представленной администрацией муниципального образования Темрюкский район, следует, что указанный участок автодороги не является муниципальной собственностью, а является собственностью ОАО «Тольяттиазот». Согласно ответам, представленным ЗАО «Таманьнефтегаз» и ООО «Пищевые ингредиенты», данные организации не принимали участие в строительстве и не оформляли правоустанавливающие документы на указанный участок автодороги.
Согласно сведениям, представленным суду администрацией Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, участок автодороги «<...> - <...> (протяженность 0,81 км, инвентарный номер al 10104222), являющийся частью участка автомобильной дороги «<...>» км. <...>, находится на балансе Новотаманского сельского поселения Темрюкского района (передан распоряжением главы МО Темрюкский район от 20.10.2006г. № 1-157-р).
Как пояснил суду представитель администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, остальной участок автодороги является бесхозяйным, дорога является межпоселенческой, относится и к Новотаманскому и к Таманскому сельским поселениям Темрюкского района, администрацией Новотаманского сельского поселения в казну принята лишь часть указанной автодороги.
Спорный участок подъездной автомобильной дороги в соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ является объектом недвижимого имущества, а именно - линейным сооружением. Более того, такой участок является индивидуально-определенной вещью.
Как указывает прокурор в исковом заявлении, в соответствии с п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 принятие на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется в том числе и на основании документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества.
Таким образом, для признания в судебном порядке объекта недвижимости бесхозяйным имуществом необходимо определение всех его уникальных характеристик. В противном случае, невозможно установить конкретный объект судебного спора.
Более того, в силу требований ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
На основании ч. 2 ст. 291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Между тем, сведений о том, что вышеуказанный участок автомобильной дороги был принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не имеется, как и не приведены доказательства того, что этот участок дороги не имеет собственника.
Таким образом, суд обоснованно отказал в иске о признании участка подъездной автомобильной дороги бесхозяйным.
Между тем, как следует из материалов дела, в настоящее время данная автомобильная дорога в эксплуатацию не введена, она не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования, однако, с 01.07.2011 по ней осуществляется движение всех без исключения транспортных средств, в том числе грузовых транспортных средств (автопоездов), перевозящих грузы в порт «Тамань».
По результатам проведенных отделом ГИБДД ОМВД России по Темрюкскому району проверок выявлены недостатки в содержании указанного участка автодороги и технических средств организации дорожного движения, а именно: в нарушение п. 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» обочины занижены по отношению к кромки проезжей части более чем на 4 см., требуют грейдирования и отсыпки; проезжая часть дороги имеет просадки, выбоины, калейность и другие повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью (требуется ямочный ремонт); в нарушение п. 4.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движению» поверхность дорожных знаков загрязнена, затруднено их восприятие (требуется очистка); в нарушение п. 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожные знаки должны быть размещены в соответствии с утвержденной дислокацией; в нарушение п.п. 4.2, 4.5 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» сигнальные столбики повреждены, загрязнены (не обеспечена их нормативная видимость), дорожная разметка плохо различима (практически отсутствует).
Вышеуказанные недостатки являются нарушением ч. 1 ст. 12, ст. 22
Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного
движения», согласно которым содержание дорог на территории Российской
Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления.
Между тем, как следует из материалов дела, администрацией МО Темрюкский район не принято мер по постановке на учет указанного участка автомобильной дороги, в связи с чем, судебная коллегия, отменяя решение в этой части, приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействий ответчика по непринятию мер по постановке на учет указанного участка автодороги, и обязании ответчика поставить этот участок автомобильной дороги на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Темрюкского районного суда от 09 октября 2014 года в части отказа в признании незаконным бездействия администрации МО Темрюкский район по непринятию мер по постановке на учет участка подъездной автомобильной дороги «<...> – <...>» <...> и обязании ответчика поставить этот участок автомобильной дороги на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним - отменить, приняв в этой части новое решение.
Признать бездействие администрации МО Темрюкский район по непринятию мер по постановке на учет участка подъездной автомобильной дороги «<...> – <...>» км. <...> Краснодарского края незаконным.
Обязать администрацию МО Темрюкский район поставить участок подъездной автомобильной дороги «<...> – <...>» <...> Краснодарского края на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья < Ф.И.О. >1 Дело <...>
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
(резолютивная часть)
<...> <...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >5
судей < Ф.И.О. >4 и Поповой С.К.
по докладу < Ф.И.О. >4
при секретаре – Ким С.В.
с участием прокурора – < Ф.И.О. >3
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора на решение Темрюкского районного суда от <...>.
Заслушав доклад, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Темрюкского районного суда от <...> в части отказа в признании незаконным бездействия администрации МО <...> по непринятию мер по постановке на учет участка подъездной автомобильной дороги «<...> – <...>» км. 0+000-7+263, и обязании ответчика поставить этот участок автомобильной дороги на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним - отменить, приняв в этой части новое решение.
Признать бездействие администрации МО <...> по непринятию мер по постановке на учет участка подъездной автомобильной дороги «<...> – <...>» км. 0+000-7+<...> Краснодарского края незаконным.
Обязать администрацию МО <...> поставить участок подъездной автомобильной дороги «<...> – <...>» км. 0+000-7+<...> Краснодарского края на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: