Дело № 2-532/2020
11RS0009-01-2020-0009512-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при помощнике судьи Поповой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 03 сентября 2020 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Администрации городского поселения «Емва» о возложении обязанности провести сбор и вывоз твердых бытовых отходов,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в интересах неопределённого круга лиц обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района «Княжпогостский», Администрации городского поселения «Емва» о возложении обязанности провести сбор и вывоз твердых бытовых отходов, размещенных в <данные изъяты>
В обоснование указано, что обнаруженные отходы производства и потребления размещены на открытой территории вне специально обустроенных площадок, предназначенных для сбора отходов, непосредственно на почве. Собственник отходов и владелец земельного участка, на котором размещены отходы, не установлены. Ссылаясь на пункты 18 и 19 части 1 статьи 14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принцах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав городского поселения «Емва», пункт 2 статьи 13, статью 43 Земельного кодекса РФ, пункты 5 и 7 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 24.06.1990 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ГОСТ 30772-2011 ( пункт 7.8), истец считает, что на Администрации городского поселения «Емва» лежит обязанность по сбору и транспортированию выявленных отходов. Администрация городского поселения «Емва» на обращение истца о принятии мер к ликвидации несанкционированной свалки сообщила, что отходы будут убраны после заключения договора с региональный оператор по обращению с ТКО-ООО «Ухтажилфонд». Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, в том числе коммунальных приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почвы, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов.
Представитель истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – Пудова Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика – администрации городского поселения «Емва» Евдокимова О.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что твердые коммунальные отходы напротив <данные изъяты> размещены на придомовой территории указанным многоквартирных домов, поэтому за ликвидацию данных отходов должна отвечать управляющая организация ООО «АНК», остальные навалы отходов размещены на городских земельных участках. Управляющие организации не обращаются в администрацию города для установления места размещения коммунальных отходов и внесения его в схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Третье лицо- ООО «АНК», надлежащим образом уведомлённое о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку своего представителя, отзыв относительно иска не представило.
Третье лицо - ООО «Ухтажилфонд», надлежащим образом уведомлённое о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку своего представителя, представило в суд отзыв, в котором указывает на то, что обязанность за ликвидацию несанкционированного места нахождения отходов должен нести землепользователь данного земельного участка, а если это лицо не установлено- орган местного самоуправления, ответственный за территорию на которой отходы располагаются.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующий в деле.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, установил следующее.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Требованиями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза отходов, их утилизация и переработка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3 Правил).Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил).Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ( пункт 12).Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15).В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16). Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).Судом установлено, ответчиком не оспаривается, что 09 июня 2020 года Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды проведена рейдовая проверка территории городского поселения «Емва» (г. Емва), в ходе которой выявлено несанкционированные навалы отходов производства и потребления, в том числе крупногабаритные отходы из жилищ по указанным выше адресам. 15 июня 2020 года Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды в Администрацию городского поселения «Емва» направлено требование о принятии мер по уборке отходов и сообщить об этом в срок до 15 июля 2020 года. Администрация городского поселения «Емва» в ответе от 30 июня 2020 года на требование сообщила, что работы по уборке несанкционированной свалки на городском кладбище буду осуществлены после того как будет определен поставщик –подрядчик, в отношении 15 свалок направлено письмо ООО «Ухтажилфонд» с целью заключения договора на сбор и вывоз отходов, несанкционированной свалки: <адрес> находятся на придомовой территории указанных жилых домов. Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми 22 июня 2018 года заключено соглашение с ООО «Ухтажилфонд» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми, получившим статус Регионального оператора сроком до 31 декабря 2027 года. Дата начала выполнения региональным оператором предусмотренных соглашением обязанностей с установленной даты применения единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного уполномоченным органом, но не позднее, чем с 01 октября 2018 года. По условиям данного соглашения региональный оператор ООО «Ухтажилфонд» взял на себя обязательство по обеспечению сбора, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Республики Коми. Представитель ответчика пояснил, что места, на которых размещены навалы крупногабаритных коммунальных отходов и отходов от строительных и ремонтных работ, не являются установленными местами (площадками) для накопления бытовых крупногабаритных отходов, навалы размещены на земельных участках городского поселения, кроме навалов, размещенных по адресам: <адрес> размещены на придомовой территории указанных многоквартирных домов, поэтому за ликвидацию данных отходов должна отвечать управляющая организация ООО «АНК».Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков, по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. На собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель. В силу пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Земельные участки, на котором находится несанкционированная свалка, находится на землях населенного пункта - <адрес>, то есть на территории городского поселения «Емва».
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не является объектом, предназначенным для размещения крупногабаритных отходов, находится в собственности городского поселения «Емва», собственник данных отходов не установлен, обнаруженные отходы от строительных и ремонтных работ по своему морфологическому составу не относятся к отходам коммунального происхождения, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на Администрации городского поселения «Емва», поскольку данный орган местного самоуправления вправе и обязан оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок на территории городского поселения, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности, поэтому иск к Администрации городского поселения «Емва» заявлен на законных основаниях, подлежит удовлетворению.
Совместным приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21.03.2018 № 160-ОД/592 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Коми, в Приложении № 8 которого указаны объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов.
Данный приказ размещен на официальном сайте Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Таким образом, Администрация городского поселения «Емва» для ликвидации отходов с места несанкционированного их размещения обязана принять меры по сбору, транспортированию отходов к месту размещения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию данного вида отходов.
Истец, являясь государственным органом, и ответчик - Администрация городского поселения «Емва», являясь органом местного самоуправления, в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Емва» организовать мероприятия по ликвидации отходов, размещенных в <адрес> по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированной его части – 10 сентября 2020 года- путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт – Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Председательствующий судья О.В. Черникова