Дело № 2-792\2020 27RS0003-01-2020-000794-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шишкиной Н.Е.
при секретаре судебного заседания Ким Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громовой ФИО10, Бахметьевой ФИО11, Полещука ФИО12 к ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора о признании в части не соответствующим Закону Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Громова Т.В., Бахметьева С.В., Полещук Д.Н. обратились в суд с иском к ответчику ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора о признании в части не соответствующим Закону Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, признании приказа от 05.02.2020 №26, изданного руководителем ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора, не соответствующим Закону, ссылаясь на то, что приказом руководителя учреждения от 05.02.2020 №26-од на истцов, являющихся заведующими отделений (лабораторий) учреждения здравоохранения, возложена обязанность по предоставлению коммерческих предложений на товары (услуги, работы) – определение поставщиков с указанием их наименований, места нахождения и цены в рамках применения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 24.12.2019 года руководителем ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора утвержден Регламент закупочной деятельности, пункты 3.1.3, 3.1.9, 3.1.13 которого фактически дополняют должностные обязанности, тогда как данная работа должна выполняться контрактным управляющим. По мнению истцов, вышеуказанные пункты Регламента противоречат ст. 57 Трудового кодекса РФ, согласно которой в трудовом договоре указывается, в частности, трудовая функция. В соответствии со ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. По утверждению истцов, вышеуказанные пункты Регламента противоречат должностной инструкции истцов, Единому квалификационному справочнику, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Считая свои права в сфере труда нарушенными, истцы Громова Т.В., Бахметьева С.В., Полещук Д.Н. были вынуждены обратиться в суд.
В ходе производства по делу ответчиком в добровольном порядке отменен в части приказ № 26-од от 05.02.2020 года, в связи с чем в данной части истцы отказались от исковых требований. Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 14.05.2020 года производство по делу в части требования о признании приказа от 05.02.2020 №26, изданного руководителем ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора, не соответствующим Закону, прекращено.
Истцы Громова Т.В., Бахметьева С.В., Полещук Д.Н. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
В судебном заседании представитель истцов – Ратникова Л.Ю., действующая на основании доверенности от 11.01.2020 года, поддержала исковые требования о признании в части не соответствующим Закону Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора – Гурский А.А., действующий на основании доверенности от 30.09.2019 года, сроком действия три года, исковые требований не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, приобщенным к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, представленные истцами в обоснование исковых требований, представителем ответчика в обоснование возражений на иск, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора является юридическим лицом.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №-л\о, директором ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора является ФИО6 (продлен срок полномочий с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет). Учреждение здравоохранения имеет Устав, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №. Полномочия директора ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора закреплены а пунктах 20.1-20.18 Устава. Согласно п.10.1 Устава, директор казенного учреждения осуществляет текущее руководство деятельностью казенного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы, настоящим Уставом.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 осуществляет трудовую деятельность в учреждении в соответствии с должностной инструкцией временно исполняющей обязанности заведующей вирусологической лаборатории (ДИ 02-03-02\02-2018), утв. директором ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора - ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. В должностной инструкции закреплены должностные обязанности и трудовые функции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО3 осуществляет трудовую деятельность в учреждении в соответствии с должностной инструкцией временно исполняющего обязанности заведующего зоолого-паразитологической лаборатории (ДИ 02-03-02\04-2018), утв. директором ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора - ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. В должностной инструкции закреплены должностные обязанности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в учреждении в соответствии с должностной инструкцией заведующей отделом, врача-эпидемиолога (ДИ 02-03-02\02-2019), утв. директором ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора - ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ. В должностной инструкции закреплены должностные обязанности и трудовые действия.
С каждым из истцов заключен трудовой договор.
В ходе рассмотрения дела установлено, что должность контрактного управляющего в ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора занимает ФИО7.
ДД.ММ.ГГГГ директором ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора – ФИО6 издан приказ №-од «Об утверждении Регламента закупочной деятельности». Приказ издан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в целях определения механизма взаимодействия подразделений и контрактного управляющего при подготовке и согласовании необходимых документов для проведения закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора.
Истцами оспариваются пункты 3.1.3, 3.1.8, 3.1.9 Регламента.
Пунктом 3.1.3 Регламента предусмотрено, что в случае невозможности удовлетворения потребности в товарах (работах, услугах) инициатор доводит эту потребность до контролёра с обоснованием потребности в закупке, указанием объема и предположительной начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков закупки с целью включения данной закупки в план-график закупок на предстоящий закупочный период. На этой стадии контрактный управляющий оказывает инициатору методическую помощь в определении и обосновании начальной (максимальной) цены.
Пунктом 3.1.8 Регламента предусмотрено, что при возникновении необходимости внесения корректировок в утвержденный план-график закупок инициатор обосновывает перед контролёром необходимость таких изменений, а контролёр, в случае согласования данных изменений, утверждает внесение контрактным управляющим изменений в план-график закупок.
Пунктом 3.1.9 Регламента предусмотрено, что контрактный управляющий совместно с инициатором разрабатывает документацию о закупке, отражая в ней сведения, предусмотренные Законом №44-ФЗ.
В соответствии с п.2.1 Регламента, инициатором закупки выступают руководители структурных подразделений, то есть заведующие отделений и лабораторий. Регламентом также предусмотрено, что контрактный управляющий – это сотрудник, обеспечивающий на профессиональной основе выбор лучшего поставщика (подрядчика, исполнителя) и соблюдение предприятием требований действующего законодательства при проведении закупок, а контролёр закупок ( главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера), то есть должностные лица, уполномоченные на оценку возможности проведения закупки, эффективности проведенной закупки и результативности контрактных отношений с контрагентом, выбранным по результатам закупки, и т.п..
В соответствии с п.17 таблицы, являющейся неотъемлемой частью Регламента, в обязанности инициатора входит предоставление контрактному управляющему извещения и отчета о невозможности использования иных способов определения поставщика, обоснования цены контракта и иных существенных условий исполнения контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика для обеспечения государственных нужд (предоставление отчета, извещения в электронном виде и на бумажном носителе).
В соответствии с ч.1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч.1,2 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку истцами заявлены требования, вытекающие из трудовых правоотношений, по данной категории дел именно на ответчиков возлагается обязанность, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, по доказыванию фактов соблюдения прав работников в сфере труда.
Согласно ч.1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч.1 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии с ч.1-3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно ч.2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния в демократическом обществе.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная зашита прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 ч.1 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из способов защиты трудовых прав является судебная защита.
В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по… организации труда и управлению трудом.
Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
-свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
-сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
-обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
-обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статья 8 Трудового кодекса РФ согласуется со ст. 22 Трудового кодекса РФ, в которой работодателю предоставлено право принимать локальные нормативные акты.
Статьей 9 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении меду работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности, в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно ст. 61 Трудового кодекса РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ, обязательным для включения в трудовой договор является условие относительно трудовой функции. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы).
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Со временем возникает необходимость пересмотра отдельных условий работы в организации. Однако, необходимость нововведений не должна затрагивать трудовую функцию сотрудника.
Статьей 74 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что изменение условий трудового договора в связи с изменением организационных или технологических условий труда не касается трудовой функции работника, которая должна оставаться неизменной. Под трудовой функцией, согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ, понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью, с указанием квалификации; конкретным видом поручаемой сотруднику работы.
Суд признает обоснованными доводы истцов относительно ухудшения их положения по сравнению с трудовым законодательством, а также относительно увеличения у них объема работы, не обусловленной трудовым договором, в связи с принятием руководителем учреждения Регламента закупочной деятельности.
Как указано в п.4 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 №37), в процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях, без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации. В данном же случае, на истцов дополнительно к должностным обязанностям возложены обязанности, требующие специальной подготовки, по другой специальности и квалификации, что противоречит нормам Трудового кодекса РФ, что свидетельствует об изменении трудовой функции в смысле положений ст.ст. 57, 60, 72 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего кодекса).
В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
С 05.04.2013 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков ( подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В статье 9 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закреплен принцип профессионализма заказчика. В соответствии с данной нормой права контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно вышеуказанному Федеральному закону, в учреждении должен работать специалист, занимающийся осуществлением закупок, товаров, работ и услуг. Его должность называется «специалист в сфере закупок», «контрактный управляющий» либо «эксперт в сфере закупок». При этом, в соответствии с ч.6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязательным требованием к эксперту контрактной службы является наличие высшего образования либо профпереподготовки (повышения квалификации) в сфере закупок. У данного специалиста должна быть определена трудовая функция, для данного специалиста должна быть разработана должностная инструкция (положения Профстандарта «эксперт в сфере закупок», утв. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н), предусматривающая основные функции, права и обязанности, ответственность.
Согласно ч.5 статьи 38 и части 5 статьи 39 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», более 50% всех членов комиссии по осуществлению закупок, а также все контрактные управляющие, работники контрактных служб (100%) должны иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно ч.2 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное профессиональное образование осуществляется образовательными организациями посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
То есть, должностное лицо заказчика, занимающееся деятельностью в сфере закупок, обязано пройти обучение в сфере закупок. Истцы никакого обучения для осуществления деятельности в сфере закупок, не проходили.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Исходя из должностных инструкций, представленных ответчиком на Громову Т.В., Бахметьеву С.В., Полещука Д.Н., деятельность в сфере закупок не входит в их трудовые функции, данные работники не проходили специального обучения, в связи с чем на них не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией, определенные в пунктах 3.1.3, 3.1.8, 3.1.9 Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Доводы представителя ответчика относительно того обстоятельства, что Регламент закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не нарушает и не создает угрозы нарушения прав истцов в сфере труда, суд признает несостоятельными, поскольку в силу вышеуказанных норм права, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, однако они должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, поскольку обязательны для всех работников без исключения (ст. 8 Трудового кодекса РФ).
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса РФ).
Кроме того, представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не смог обосновать цель вменения истцам дополнительных обязанностей, увеличения объема работы (в соответствии с Регламентом), если в учреждении определен работник, занимающийся непосредственно закупками и несущий персональную ответственность за свою деятельность.
Пункты 3.1.3, 3.1.8, 3.1.9 Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека увеличивают объем работы для истцов, изменяют трудовую функцию каждого из истцов, что противоречит заключенным с ними трудовым договорам. При таких обстоятельствах, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Громовой ФИО13, Бахметьевой ФИО14, Полещука ФИО15 к ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора о признании в части не соответствующим Закону Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – удовлетворить.
Признать не соответствующими Закону пункты 3.1.3, 3.1.8, 3.1.9 Регламента закупочной деятельности ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом директора ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора от 24.12.2019 №261-од.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме, через суд его вынесший.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.05.2020 года.
Судья Шишкина Н.Е.