Судья: Ендовицкая Е.В. Дело № 33-2382
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» августа 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Алёшиной Е.А.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Агафонова В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 21 июня 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Агафонова Владимира Алексеевича-удовлетворить.
Включить Агафонову Владимиру Алексеевичу в специальный стаж, для назначения пенсии на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» период с <дата> по <дата>г. в должности врача хирурга в хирургическом отделении «<...>», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении как год за год и шесть месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>г. по <дата>г. в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) произвести назначение и выплату Агафонову В.А. пенсии по старости с 09 сентября 2018 года».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Агафонов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту –УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что стаж его работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах составляет более 30 лет, что даёт ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако при обращении в УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии по старости досрочно ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы.
В связи с чем, просил суд с учетом уточненных исковых требований обязать ответчика включить период его работы с <дата> по <дата> в должности врача-хирурга в отделении экстренной и плановой консультативной помощи населению областного центра медицины катастроф <...>, а также периоды нахождения на курсах по повышению квалификации с <дата>г. по <дата>; с <дата>г. по <дата>г., с <дата>г. по <дата>г., с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>г. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев и назначить пенсию с 09 сентября 2018 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что период работы истца с <дата> по <дата> в отделении экстренной и плановой консультативной помощи населению областного центра медицины катастроф <...> не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как наименование учреждения не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы как год и шесть месяцев.
Считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Полагает, что у суда не имелось оснований для назначения АгафоновуВ.А. пенсии с 09 сентября 2018 г.
В судебное заседание Агафонов В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрены «больницы всех наименований», как организации, осуществляющие медицинскую деятельность, а также должность «врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность».
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев предусмотрено наименование структурного подразделения- «отделение хирургического профиля стационаров» и наименование должности «оперирующие врачи- специалисты всех наименований».
Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата>г. Агафонов В.А. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием у него стажа работ по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах более 30 лет.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области от<дата>г. ему было отказано в назначении пенсии по старости, поскольку признанный ответчиком период работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранениях, составил 28лет 5 месяцев 21 дней (л. д. 8-11).
Ответчик при подсчете периодов работы Агафонова В.А. период с <дата> по <дата> в отделении экстренной и плановой консультативной помощи населению областного центра медицины катастроф <...> в должности врача-хирурга включил в календарном исчислении, и не включил в специальный стаж курсы повышения квалификации с <дата>г. по <дата>, с <дата>г. по <дата>г., с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Между тем, из материалов дела следует, что с <дата> по <дата> Агафонов В.А. работал врачом-хирургом профильного хирургического отделения <...>, что подтверждается представленными за период с декабря 2005 г. по февраль 2007г. медицинскими картами стационарных больных отделения хирургия <...>, в которых имеются протоколы операций, проведенных хирургом Агафоновым В.А.
Данные обстоятельства также подтвердили в суде и свидетели ФИО9. и ФИО6, работавшие в <...> врачом-хирургом и заведующим отделения колопрактологии соответственно, пояснившие, что в хирургическом отделении Агафонов В.А. имел свою палату больных, у него имелось рабочее место в ординаторской больницы, в Центре медицинских катастроф находился только диспетчер по приему заявок.
Установив, что в период с <дата> по <дата> Агафонов В.А. выполнял работу врача-хирурга в отделении хирургического профиля <...>, где он работал на полную ставку, полный рабочий день, с полной нагрузкой, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении указанного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении спорного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении являются несостоятельными.
Правильными являются и выводы суда о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Так, положениями пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата>г. по <дата>г. Агафонов В.А. находился на курсах повышении квалификации.
Установив, что в периоды работы в должностях и в учреждениях, работа в которых включена ответчиком в специальный стаж Агафонова В.А., последний направлялся на курсы повышения квалификации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку указанные периоды являлись периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы. При этом суд правильно включил периоды нахождения на курсах повышении квалификации с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев, поскольку в указанные периоды Агафонов В.А. работал на должностях и в учреждениях, дающих ему право на льготное исчисление стажа.
В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
С учетом признанного ответчиком стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (28 лет 5 месяцев 21 день) суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что после включения в стаж работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы с <дата> по <дата> в льготном исчислении, специальный стаж Агафонова В.А. составляет более 30 лет, а потому он имеет право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку право Агафонова В.А. на досрочное назначение пенсии возникло 09 сентября 2018 г., то суд правомерно назначил истцу пенсию с даты ее возникновения- с 09 сентября 2018 г.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 09 сентября 2018 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 21 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Ендовицкая Е.В. Дело № 33-2382
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» августа 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Алёшиной Е.А.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Агафонова В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 21 июня 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Агафонова Владимира Алексеевича-удовлетворить.
Включить Агафонову Владимиру Алексеевичу в специальный стаж, для назначения пенсии на основании п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ « О трудовых пенсиях в РФ» период с <дата> по <дата>г. в должности врача хирурга в хирургическом отделении «<...>», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении как год за год и шесть месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>г. по <дата>г. в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) произвести назначение и выплату Агафонову В.А. пенсии по старости с 09 сентября 2018 года».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Агафонов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту –УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что стаж его работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах составляет более 30 лет, что даёт ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако при обращении в УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии по старости досрочно ему было отказано по причине отсутствия необходимого стажа работы.
В связи с чем, просил суд с учетом уточненных исковых требований обязать ответчика включить период его работы с <дата> по <дата> в должности врача-хирурга в отделении экстренной и плановой консультативной помощи населению областного центра медицины катастроф <...>, а также периоды нахождения на курсах по повышению квалификации с <дата>г. по <дата>; с <дата>г. по <дата>г., с <дата>г. по <дата>г., с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>г. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев и назначить пенсию с 09 сентября 2018 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что период работы истца с <дата> по <дата> в отделении экстренной и плановой консультативной помощи населению областного центра медицины катастроф <...> не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как наименование учреждения не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы как год и шесть месяцев.
Считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Полагает, что у суда не имелось оснований для назначения АгафоновуВ.А. пенсии с 09 сентября 2018 г.
В судебное заседание Агафонов В.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от28декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665).
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрены «больницы всех наименований», как организации, осуществляющие медицинскую деятельность, а также должность «врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность».
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев предусмотрено наименование структурного подразделения- «отделение хирургического профиля стационаров» и наименование должности «оперирующие врачи- специалисты всех наименований».
Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата>г. Агафонов В.А. обратился в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием у него стажа работ по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах более 30 лет.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области от<дата>г. ему было отказано в назначении пенсии по старости, поскольку признанный ответчиком период работы, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранениях, составил 28лет 5 месяцев 21 дней (л. д. 8-11).
Ответчик при подсчете периодов работы Агафонова В.А. период с <дата> по <дата> в отделении экстренной и плановой консультативной помощи населению областного центра медицины катастроф <...> в должности врача-хирурга включил в календарном исчислении, и не включил в специальный стаж курсы повышения квалификации с <дата>г. по <дата>, с <дата>г. по <дата>г., с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Между тем, из материалов дела следует, что с <дата> по <дата> Агафонов В.А. работал врачом-хирургом профильного хирургического отделения <...>, что подтверждается представленными за период с декабря 2005 г. по февраль 2007г. медицинскими картами стационарных больных отделения хирургия <...>, в которых имеются протоколы операций, проведенных хирургом Агафоновым В.А.
Данные обстоятельства также подтвердили в суде и свидетели ФИО9. и ФИО6, работавшие в <...> врачом-хирургом и заведующим отделения колопрактологии соответственно, пояснившие, что в хирургическом отделении Агафонов В.А. имел свою палату больных, у него имелось рабочее место в ординаторской больницы, в Центре медицинских катастроф находился только диспетчер по приему заявок.
Установив, что в период с <дата> по <дата> Агафонов В.А. выполнял работу врача-хирурга в отделении хирургического профиля <...>, где он работал на полную ставку, полный рабочий день, с полной нагрузкой, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении указанного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении спорного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении являются несостоятельными.
Правильными являются и выводы суда о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Так, положениями пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата>г. по <дата>г. Агафонов В.А. находился на курсах повышении квалификации.
Установив, что в периоды работы в должностях и в учреждениях, работа в которых включена ответчиком в специальный стаж Агафонова В.А., последний направлялся на курсы повышения квалификации, суд первой инстанции правильно исходил из того, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку указанные периоды являлись периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы. При этом суд правильно включил периоды нахождения на курсах повышении квалификации с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата>г. по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении как один год за год и шесть месяцев, поскольку в указанные периоды Агафонов В.А. работал на должностях и в учреждениях, дающих ему право на льготное исчисление стажа.
В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
С учетом признанного ответчиком стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (28 лет 5 месяцев 21 день) суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что после включения в стаж работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы с <дата> по <дата> в льготном исчислении, специальный стаж Агафонова В.А. составляет более 30 лет, а потому он имеет право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку право Агафонова В.А. на досрочное назначение пенсии возникло 09 сентября 2018 г., то суд правомерно назначил истцу пенсию с даты ее возникновения- с 09 сентября 2018 г.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 09 сентября 2018 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 21 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи