Дело №
Мотивированное решение изготовлено <//>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<//> г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Завьяловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Екатеринбурга в интересах Васильева В. И. к администрации г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Екатеринбурга по основаниям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах Васильева В.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Екатеринбурга о понуждении ответчика предоставить Васильеву В.И. жилое помещение в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации площадью общей площадью не менее <данные изъяты>
В обоснование заявленного иска указано, что Васильев В.И. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с наличием хронического заболевания, входящего в Перечень заболеваний, дающих право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от <//> и Постановлением Правительства РФ № от <//>, однако поскольку в досудебном порядке требования истца не удовлетворены, прокурор обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал в полном объеме.
В судебном заседании Васильев В.И. также иск поддержал, дополнительно указав, что в настоящее время он проживает в жилом помещении, принадлежащем его матери, которая, как и другие родственники, совместно с ним в качестве членов одной семьи не проживает, так как, с их слов, совместное с ним проживание по причине наличия у истца хронического заболевания, невозможно. Васильев ВИ. И собственник квартиры имеют раздельный бюджет, общее хозяйство не ведут, Васильев В.И. самостоятельно оплачивает коммунальные услуги.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга просила в удовлетворении иска отказать, поскольку для применения указанных прокурором правовых норм необходимо установление факта проживания в одном жилом помещении нескольких семей, и невозможность совместного проживания по причине наличия у одного из лиц хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний Постановления Правительства РФ от <//> № 378. В то же время такие доказательства суду представлены не были.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц администрации <адрес> г.Екатеринбурга, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов <адрес>, Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», <адрес>, о проведении слушания дела извещены судом своевременно и надлежащим образом.
От Министерства финансов Российской Федерации поступил отзыв, в котором третье лицо указало, что ни функциями, ни полномочиями данного органа исполнительной власти не предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам и осуществление контроля за их предоставлением.
В отзыве <адрес> указало, что данный орган власти надлежащим ответчиком не является. Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа инвалидов, вставших на учет после <//> подробно регламентированы жилищным кодексом РФ, который предусматривает обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилых помещений по основаниям п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. На <адрес> действующим законодательством такая обязанность не возложена. Третье лицо заявило о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя.
ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в отзыве указал на обязанность учреждения по обеспечению жилыми помещениями граждан, в том числе отнесенных к категории «инвалиды», вставших на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до <//>, когда как истец поставлен на учет в <данные изъяты> году. Третье лицо просит разрешить иск в отсутствие его представителя.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело при установленной явке.
Заслушав пояснения прокурора, истца, представителя администрации г.Екатеринбурга, изучив представленные сторонами доказательства, по итогам их исследования и совокупной оценки, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдением и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищного строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации, при разрешении заявленного спора суда также руководствуется нормами данного нормативно-правового акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <//>, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <//>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до <//>, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством РФ <//> в Постановлении N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <//> № 551-О-О по жалобе гражданина Кудряшова Ю. А. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указал, что с <//> федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от <//> N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до <//>, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после <//>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до <//>, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после <//>, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Васильев В.И. является инвалидом второй группы инвалидности бессрочно.
Распоряжением Главы администрации <адрес> г.Екатеринбурга от <//> Васильев В.И. признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Суду представлено учетное дело Васильева В.И., из которого следует, что истец до настоящего времени с учета не снят. Подобные требования, а равно об отсутствии оснований для принятия Васильева В.И. на учет не заявлены и не рассматриваются в настоящему производстве.
Также судом установлено, что Васильев В.И. зарегистрирован и фактически проживает в <адрес> г.Екатеринбурга.
Данное жилое помещение на праве единоличной собственности принадлежит Васильевой З.Г., матери истца.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Ранее в предыдущем судебном заседании Васильева З.Г. дала пояснения о том, что членами одной семьи с Васильевым В.И. они не являются, вместе не проживают. Васильева З.Г. лишена возможности пользоваться принадлежащим ей недвижимым имуществом, так как совместное проживание с Васильевым В.И. из-за проявлений его хронического заболевания невозможно. Аналогичные пояснения в судебном заседании дал и Васильев В.И.
Данные факты ответчиком не оспорены, доказательства обратного суду не представлены, ходатайства об их истребовании перед судом не заявлены, в связи с чем основания подвергать сомнению вышеуказанные пояснения, у суда отсутствуют.
Согласно справке ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» Васильев В.И. состоит на диспансерном учете в данном медицинском учреждении, код заболевания <данные изъяты> Таким образом, истец имеет хроническое заболевание, при котором невозможно его совместное проживание с гражданами в одной квартире, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от <//>
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Васильев В.И. имеет хроническое заболевание, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагающее его право на внеочередное предоставление жилого помещения.
При разрешении настоящего иска суд не может согласиться с позицией администрации г.Екатеринбурга о об отсутствии оснований для внеочередного предоставления жилого помещения в связи с несоблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, так как судом установлено, что Васильев В.И. и собственник квартиры, в которой он проживает, фактически с точки зрения жилищного законодательства членами одной семьи не являются, совместно жилым помещением не пользуются, собственник категорически против проживания с истцом, в связи с проявлениями хронического заболевания Васильева В.И.
Кроме этого в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Таким образом, закрепленное Жилищным кодексом Российской Федерации право истца на представление жилого помещения, при условии выполнения требований п. 4 ч. 1 ст. 51 и п. 3 ч. 2 ст. 57 Кодекса должно быть реализовано при возникновении оснований для предоставления независимо от наличия или отсутствия лиц, имеющих аналогичное право и вставших на учет ранее Васильева В.И.
В силу ч.ч. 5, 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание положения ст.17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о том, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <//>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е в соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает обоснованными требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди именно администрацией г.Екатеринбурга, исходя из пределов, определенных прокурором, то есть в общей площадью не менее <данные изъяты>
Суд соглашается с позицией представителя администрации г.Екатеринбурга о том, что орган местного самоуправления вправе в последующем возместить свои расходы по стоимости предоставленного Васильеву В.И. жилья из средств областного бюджета <адрес> или Российской Федерации, специально предусмотренных на эти цели в соответствующих бюджетах Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░: