Дело № 2-3513/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.П. Ледяйкиной,
с участием секретаря судебного заседания – И.В. Киселевой,
с участием в деле:
истицы – Т.Н. Макаровой,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Е.В. Стансковой, представившей доверенность от 23 сентября 2013 года № 97-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Н. Макаровой о понуждении Администрации городского округа Саранск поставить Т.Н. Макарову на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Т.Н. Макарова обратилась в суд с иском о понуждении Администрации городского округа Саранск поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях.
В обоснование исковых требований указала, что она обратилась в администрацию города Саранск с заявлением и необходимым для данной процедуры пакетом документов о постановке на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В этом ей было отказано в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи более учетной нормы 12,5 кв.м., мотивируя это наличием в собственности ее супруга <данные изъяты> недвижимости в Республике Чувашия. Однако данная информация не соответствует действительности. Считает, что отказом Администрации городского округа Саранск в постановке в очередь на улучшение жилищных условий нарушены ее права. По указанным основаниям просит понудить Администрацию городского округа Саранск поставить ее в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просила обязать ответчика поставить ее семью, состоящую из четырех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Е.В. Станскова в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что Т.Н. Макарова при обращении в Администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся не представила документы в полном объеме, а именно ею не был представлен договор социального найма на занимаемые ею комнаты <адрес>, являющегося общежитием №1 Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, а также технический паспорт на указанный объект недвижимости (экспликация из него). Кроме того, при проверке сведений об имеющихся у членов семьи Т.Н. Макаровой объектов недвижимости в собственности, было установлено, что в собственности ее мужа находится жилой дом в Республике Марий Эл, общей площадью 60,2 кв.м., также семья истицы по договорам социального найма занимает помещение в общежитие общей площадью 60,3 кв.м. Таким образом, семья истицы обеспечена жилой площадью более учетной нормы. По указанным основаниям просила суд отказать Т.Н. Макаровой в удовлетворении исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Т.Н. Макаровой не подлежат удовлетворению, при этом исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что Т.Н. Макарова вместе со своей семьей - муж <данные изъяты> общей площадью 60,3 кв.м., являющимся общежитием и занимаемым ими на основании ордера (комнаты № 606,607) и типового договора социального найма (комната № 940).
15 марта 2014 года Т.Н. Макарова обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории работник образования.
Постановлением Администрации городского округа Саранск № 1073 от 23 апреля 2014 года истице отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тому основанию, что не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия № 335 от 25 августа 2005 года, документы для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; обеспечены общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы – 12,5 кв.м. (пункты 1,2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункты 1, 2 пункта 10 Правил учета граждан, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335).
Суд считает, что Администрацией городского округа Саранск правомерно отказано Т.Н. Макаровой в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, действующей на момент подачи истицей заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся и даче ответчиком ответа на данное заявление) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее Правила).
В соответствии с пунктом 4 данных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе граждане: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 2).
В силу пункта 10 Правил отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается также в том случае, если:
1) не представлены предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 7 Правил для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане должны представить в администрацию муниципального образования следующие документы:
1) заявление;
2) копии документов о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи нанимателя) с одновременным предъявлением подлинников указанных документов;
3) справку организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащую также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет;
4) копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи;
5) документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья;
6) копию поквартирной карты или выписку из домовой (поквартирной) книги;
6.1) выписку из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
7) копии правоустанавливающих документов на занимаемые жилые помещения (свидетельство о праве собственности, договор передачи, договор социального найма, договор найма, договор мены, договор дарения, договор купли-продажи, договор пожизненного содержания, договор строительства, свидетельство о праве на наследство), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
8) документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи (копию поквартирной карты или выписку из домовой (поквартирной) книги с архивными данными).
Граждане могут представлять документы, необходимые для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, выдавшими соответствующий документ, либо нотариально, за исключением документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.
Судом установлено, что на момент обращения Т.Н. Макаровой в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее семьи, состоящей из четырех человек, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, а именно на 15 марта 2014 года, ей необходимо было представить договор социального найма на комнаты <адрес>
Данный документ не был представлен истицей в виду отсутствия такого.
Между тем, в указанные комнаты истица и члены ее семьи были вселены на основании ордера № 1 серии 26 от 10 января 1994 года.
При этом, в силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР (действующей на момент выдачи ордера) ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Вследствие вышеуказанных обстоятельств, несмотря на то, что договор социального найма комнат 606<адрес> с истицей и членами ее семьи не был заключен, последние в силу статей 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР и статей 671, 672 Гражданского кодекса Российской Федерации являются нанимателями указанного жилого помещения.
Таким образом, требование ответчика о предоставлении истицей договора социального найма на комнаты <адрес> является излишним.
Кроме того, истице Т.Н. Макаровой на момент обращения (15 марта 2014 года) в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии ее семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки, необходимо было представить выписку из технического паспорта жилого помещения с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией.
Однако, как следует из материалов дела, а также не оспаривалось истицей в судебном заседании, указанная выписка из технического паспорта жилого помещения представлена не была.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Т.Н. Макаровой не были соблюдены требования пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335, и определяющими порядок ведения администрациями муниципальных образований учета граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 вышеуказанных Правил, пунктом 2 части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом согласно пункту 5 Правил, части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ) при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Саранского городского совета депутатов от 12 октября 2005 года № 162 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как было установлено в судебном заседании, семья истицы, состоящая из четырех человек, занимает по договору социального найма жилые помещения <адрес> Площадь данных жилых помещений составляет 60,3 кв.м.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами и их подтвердила истица.
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/198/2014-293 от 2 сентября 2014 года, за <данные изъяты>
Доказательств обратного истицей суду не представлено, вместе с тем истица подтвердила, что данные паспорта и номер СНИЛС, указанные в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указаны ее супруга <данные изъяты>
Таким образом, общая площадь жилых помещений, занимаемых истицей Т.Н. Макаровой совместно с членами ее семьи <данные изъяты> составляет 120,5 кв.м. (60,3 кв.м. (площадь комнат в общежитии, занимаемых семьей истицы по договору найма) + 60,2 кв.м. (площадь жилого дома, принадлежащего <данные изъяты> Таким образом, на каждого члена семьи истицы приходится 30,12 кв.м. (120,5 кв.м. / 4).
В связи с чем, Администрацией городского округа Саранск было правомерно отказано Т.Н. Макаровой в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах исковые требования Т.Н. Макаровой к Администрации городского округа Саранск о понуждении поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь имеющихся по делу доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Т.Н. Макаровой к Администрации городского округа Саранск о понуждении поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Ледяйкина
Мотивированное решение суда составлено 23 сентября 2014 года
Судья О.П. Ледяйкина