Дело № 2-790/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово Камчатский край 26 июня 2017 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Сутуловой М.А.
при секретаре Подойниковой Ю.А.
с участием представителя истца ФИО8
представителя ответчика ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10 к Публичному акционерному обществу «Камчатскэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за коммунальную услугу -отопление,
установил:
ФИО10, ссылаясь на нормы Закона РФ «О защите прав потребителя», обратилась в суд с иском к ПАО «Камчатскэнерго», просила обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги отопление и ГВС по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2015 года по 31.12.2016 года, исключив из начислений сумму задолженности в размере 121 870 рублей 28 копеек, указывая что не пользовалась названными услугами в указанный период, т.к. использовала локальное отопление, установленное в её квартире по указанному адресу.
В судебном заседании истица не участвовала, извещена надлежаще. Представитель истицы ФИО8 на исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что с момента установки в квартире истицы узла тепловой энергии(УУТЭ) в 2013 году, ФИО10 никогда не пользовалась услугами по отоплению и горячей воде, о чем ежемесячно извещала ответчика, в порядке установленном ПАО «Камчатсэнерго», подавая нулевые показатели лично в отделение Энергосбыт в г.Елизово, либо направляя их ответчику факсимильной связью.
Истица изначально не планировала пользоваться услугами ответчика по отоплению и горячей воде на постоянной основе, поскольку в её квартире установлены бойлеры, обеспечивающие локальное отопление. Установление узла тепловой энергии (УУТЭ) было произведено истицей с целью получения возможности альтернативного отопления, на случай аварийных ситуаций и выхода из строя локальной системы отопления. При постановке узла тепловой энергии на учет в 2013 году, истица выполнила все необходимые условия, предусмотренные п.64 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" для принятия на учет и введению в эксплуатацию названного узла, передала ответчику проект узла учета, свидетельства о поверке (действие которой заканчивается в сентябре 2017 года) установленных на узле приборов и датчиков(манометров), входящих в состав узла учета. В период отопительных сезонов с 2013 по 2015 года, ответчик принимал узел учета в эксплуатации и претензий к истице не имел.
В начале отопительного сезона 2015-2016 г.г. ФИО10 вновь обратилась с соответствующим заявление к ответчику, с просьбой о приеме в эксплуатацию названного прибора учета, однако по надуманным основаниям ответчик отказал истице, а в августе 2016 года направил ей платежную квитанцию с задолженностью, исчисленной по нормативу на сумму 89197 рублей 70 копеек.
В начале отопительного сезона 2016 -2017 года истица вновь обратилась к ответчику с просьбой о приеме в эксплуатацию названного прибора учета, в чем ей вновь было отказано, по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. В январе 2017 года истица получила платежную квитанцию, где сумма задолженности, предъявленная ответчиком к оплате, увеличилась до 121 870 рублей 28 копеек, в связи с чем, ФИО10 подала заявление об отключении её квартиры от системы отопления ответчика и ответчик исключил возможность подачи тепловой энергии к её дому.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, представитель истца просил суд обязать ПАО «Камчатскэнерго» произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги отопление и ГВС по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за период с 01.10.2015 года по 31.12.2016 года, исключив из начислений сумму в размере 110 303 рубля 46 копеек.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО9 исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, дополнительных доказательств своим возражениям, и документы истребованные судом в судебном заседании 17.05.2017 года, суду не представила (л.д.31).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истицы.
Выслушав представителей истицы, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ФИО10 неоднократно, начиная с 2015 года, обращалась к ответчику с просьбой оформить акт допуска (ввода) в эксплуатацию её индивидуального прибора учета тепловой энергии, в чем ответчик отказывал, со ссылкой на нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, и дают ряд понятий. Так, "прибор учета" - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. "Узел учета" представляет собой техническую систему, состоящую из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
В соответствии с п. 5 названных Правил, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не предусмотрена иная точка учета.
Пункт 19 Правил регулирует, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" граница балансовой принадлежности - это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Согласно п. 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих правил, включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
В силу п. 44 названных Правил проект учета узла учета должен содержать, в том числе:
- копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;
- план подключения потребителя к тепловой сети;
- принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;
- план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;
- электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;
- настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);
- схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;
- монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;
- спецификацию применяемого оборудования и материалов.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, предусматривают проектирование именно узлов учета, а не индивидуального прибора учета (п. п. 38 - 51), в частности теплосчетчика, установленного в квартире истца, расположенной в двухквартирном доме.
Более того, вышеназванные Правила коммерческого учета тепловой энергии были утверждены указанным Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с п. 9 ст. 2 которого, "потребителем тепловой энергии" является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Вопреки позиции ответчика, суд считает, что истец, являющийся собственником квартиры в двухквартирном доме, не подпадает под понятие "потребителя тепловой энергии" в том смысле, который заложен в названное определение Федеральным законом "О теплоснабжении". Истец является потребителем коммунальной услуги по отоплению его квартиры, поэтому положения и требования, предусмотренные названными Правилами коммерческого учета тепловой энергии не распространяют свое действие на правоотношения между истцом, как лицом, потребляющим коммунальные услуги, и теплоснабжающей организацией, и для принятия на учет индивидуального прибора учета тепловой энергии - теплосчетчика в квартире истца не требуется разработка проектной документации.
Учет же объема количества такой коммунальной услуги, как тепловая энергия, предоставляемая истцу, как потребителю услуги, регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 2 названных Правил "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении.
В соответствии с п. 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Однако ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
При этом. согласно п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
Вместе с тем, п. 81(5) Правил предусмотрено, что несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Доводы истицы о том, что установленный в квартире ФИО10 индивидуальный прибор учета тепла имеет свидетельство о приемке, свидетельство о поверке, срок которой на день рассмотрения спора не истек, подтверждаются материалами дела, доказательств обратного ответчик суду не представил(л.д.21-23).
Кроме того, согласно акта от 25.04.2014 года, составленного ответчиком, с момента установки истица ежемесячно передает показания счетчика, претензий к узлу учета не имеется (л.д.9).
Согласно акта о выявленных недостатках узла учета тепловой энергии у потребителя №№ от 07.10.2015 года, составленного ответчиком, к истице предъявлены требования об отсутствии проекта узла учета тепловой энергии, отсутствие свидетельств о поверке манометров, отсутствие ведомости непрерывной работы приборов в течение 3-дней. В то же время, как следует из названного акта, в нём указаны даты окончания поверки названных манометров, которые истекают в сентябре-октябре 2017 года, и претензий к названным приборам, акт не содержит. Также названный акт не содержит перечень недостатков к приборам учета, что лишило истицу возможности либо устранить их, либо произвести проверку их обоснованности (л.д.76).
Между тем актом от 17.12.2015 года, составленном ответчиком, подтверждаются доводы истицы о не получении ею услуги отопления и горячего водоснабжения, т.к. на день осмотра жилого дома истицы, в зимний период, отопление осуществлялось за счет бойлеров, на момент проверки на тепловом узле вентили закрыты, центральным отопление истица не пользуется, указаны показания теплосчетчика (л.д.8). При этом суд учитывает, что в судебном заседании 17.05.2017 года у представителя ответчика были затребованы сведения о показаниях теплосчетчика на день выставления истице оспариваемой задолженности, однако таких доказательств суду не предоставлено.
Согласно акта от 18.10.2016 года, ответчик предписывает истице смонтировать узел учета тепловой энергии в соответствии с рабочим проектом от 30.11.2015 года и предоставить ведомости непрерывной работы приборов в течение 3-дней. Однако истица утверждает, что не пользуется прибором учета, о чем ответчику было известно из ежемесячных отчетов с нулевыми показателями, которые ею направлялись ответчику в спорный период, что ответчиком не оспаривалось (л.д.10-12).
Однако, со стороны ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств несоответствия индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартире истца требованиям действующих нормативных актов, доказательств отнесения данного индивидуального прибора учета к узлу учета, установка и ввод которого требует организации коммерческого учета тепловой энергии в квартире истца, доказательств наличия оснований для отказа в проведении действий по документальному оформлению названного теплосчетчика.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Ответчиком, в доказательство своих возражений, в нарушение вышеназванных норм права, не представлены показания УУТЭ истицы за юридически значимый период, а также доказательства фактического предоставления истице услуги по отоплению и горячему водоснабжению в спорный период.
Между тем, исследованные судом материалы дела указанные выше, позволяют суду сделать вывод о фактическом неполучении ФИО10 услуги по отоплению и горячему водоснабжению за указанный период времени с 01.10.2015 года по 31.12.2016 года, и отсутствии у ответчика законных оснований для исчисления истице задолженности за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в связи че суд приходит к выводу, что требование ФИО10 о снятии начислений за услугу по отоплению и горячему водоснабжению, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░ ░ 01░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 110303 ░░░░░ 46 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 30 ░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░ |