Дело №
УИД: 91RS0№-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Белогорский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего – Яшлавского Е.В.,
при секретаре – Задерецкой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах ФИО9 к Администрации Белогорского района <адрес> о предоставлении специализированного благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
истец прокурор <адрес> Республики Крым в интересах ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику <адрес> Республики Крым, в котором просил обязать администрацию <адрес> Республики Крым обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Требование мотивировано тем, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о нарушении его права на обеспечение жильем. <адрес> проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что мать заявителя – ФИО5 умерла, отец заявителя – лишен родительских прав. Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя помещения по договору социального найма, ФИО2 не является, собственником объектов недвижимости также не является. Указывает, что администрацией <адрес> Республики Крым в части непринятия мер к предоставлению ФИО2 жилья, нарушаются гарантированные последнему Конституцией и иным законодательством Российской Федерации жилищные права и свободы, в связи с чем, прокурор обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО6 исковое заявление поддержала по изложенным основаниям, просила его удовлетворить.
ФИО2 в судебном заседании иск прокурора <адрес> Республики Крым просил удовлетворить.
Представитель ответчика <адрес> Республики Крым ФИО7 против искового заявления возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом».
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено, что ФИО2 обратился с заявлением в прокуратуру <адрес> Республики Крым о нарушении его права на обеспечение жильем (л.д.10).
Согласно свидетельству о рождении ФИО2 его родителями указаны – ФИО8 и ФИО5 (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Решением Белогорского районного суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 был лишен родительских прав в отношении сына ФИО2 (л.д.19-20).
Как следует из возражений ответчика, постановлением <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
В соответствии с уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество не имеет (л.д.26).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона №№ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 1 статьи 2 Закона <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно статье 9 Закона <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Пунктом 2 постановления Совета Министров <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка расходования субвенции из бюджета <адрес> бюджетам муниципальных образований <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» на администрации муниципальных образований <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать Порядок реализации переданных государственных полномочий в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-№ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» в сфере сохранения права пользования и обеспечения сохранности жилых помещений, ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых помещениях лиц указанной категории, формирования специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно статье 11 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета <адрес>.
Таким образом, администрация <адрес> <адрес> является органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопроса о предоставлении на территории <адрес> <адрес> специализированных жилых помещений детям-сиротам, и в рамках предоставленных ей полномочий обязана была предоставить ФИО2, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, после достижения им 18 лет, жилое помещение для проживания, однако этого выполнено не было.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию <адрес> <адрес> обеспечить ФИО2 специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать <адрес> <адрес> обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд <адрес> через Белогорский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: