Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-659/2013 ~ М-587/2013 от 23.08.2013

Дело № 2-659/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения объявлена 25.11.2013 г.

Мотивированное решение составлено 29.11.2013 г.

25 ноября 2013 года        г. Олонец

        Республика Карелия

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.В.,

при секретаре       Прокофьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конжезерова А.С. о признании незаконным решения Администрации Олонецкого национального муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что хх.хх.хх г. заявитель обратился в Администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее - АОНМР) с заявлениями о предоставлении трех земельных участков, расположенных по адресу: ...., кадастровый квартал . Указанным заявлениям были присвоены входящие номер , , от хх.хх.хх г. хх.хх.хх г. заявитель получил из АОНМР ответ о том, что по его заявлениям был сделан запрос в ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» о предоставлении информации о категории земель вышеуказанных земельных участков и что после получения информации его заявления буду повторно рассмотрены на комиссии по регулированию земельных отношений. Однако до настоящего времени АОНМР не обеспечила выбор земельных участков по заявлениям истца. По этим основаниям истец просит суд признать незаконным решение АОНМР, выраженное в письме от хх.хх.хх г. , признать незаконным бездействие АОНМР по заявлениям истца вх. , от хх.хх.хх г. г., обязать АОНМР осуществить по указанным заявлениям Конжезерова А.С. действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса РФ, а именно: обеспечить выбор земельных участков, оформить акты о выборе земельных участков для строительства с приложением утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответствующей территории, принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов.

Определением суда от 05.11.2013 г. принят частичный отказ истца от исковых требований о признании незаконным решения АОНМР, выраженного в письме от хх.хх.хх г. . Исковые требования дополнены требованием о признании незаконным решения АОНМР, выраженного в письме от хх.хх.хх г. , относительно постановки Конжезерова А.С. в очередь в «Книге учета заявлений граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков» и относительно предоставления испрашиваемых земельных участков путем организации и проведения торгов по продаже участка в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание истец и его представитель не явились, о слушании дела извещены.

Представитель ответчика Зенина Т.Л. возражала против заявления, указав, что Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предполагает предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства в порядке очередности, путем образования дачных объединений граждан, в связи с чем истец и был поставлен в очередь на предоставление земельных участков. В последующем после формирования земельных участков их предоставление предполагалось путем проведения торгов. Кроме того, при обращении с заявлениями Конжезеровым А.С. не были представлены копии паспорта и ИНН. Указала, что из заявления истца не усматривается, что он просил предоставить земельные участки с предварительным согласованием места размещения объектов, поэтому АОНМР вправе была самостоятельно избрать порядок предоставления участков.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом ходатайств истца и его представителя о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, хх.хх.хх г. Конжезеров А.С. обратился АОНМР с заявлениями, которым были присвоены входящие номера , , , о предоставлении в аренду для ведения дачного хозяйства трех земельных участков, площадью .... кв.м. каждый, по адресу: ...., кадастровый квартал ..... К заявлениям были приложены схемы расположения земельных участков на публичной кадастровой карте (л.д. 48 - 55).

Указанные заявления хх.хх.хх г. были рассмотрены на комиссии по регулированию земельных отношений АОНМР, которая приняла решение рекомендовать сделать запрос в ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» о предоставлении информации о категории земель вышеуказанных земельных участков (л.д. 18).

хх.хх.хх г. АОНМР направила заявителю письмо , в котором указала, что АОНМР был сделан запрос в ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» о предоставлении информации о категории земель вышеуказанных земельных участков и что после поступления информации заявление истца будет рассмотрено на комиссии по регулированию земельных отношений повторно (л.д. 7). Данный ответ АОНМР был получен заявителем хх.хх.хх г. г.

хх.хх.хх г. Конжезеров А.С. обратился в АОНМР с заявлением (вх. ), в котором просил проинформировать его об итогах рассмотрения его заявлений и предоставить информацию о выборе земельных участков. (л.д. 27).

хх.хх.хх г. в АОНМР поступило сообщение ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на землях населенных пунктов и непосредственно граничит с землями лесного фонда (л.д. 35). Запросы о предоставлении указанной информации были сделаны АОНМР хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. (л.д. 36).

хх.хх.хх г. комиссией по регулированию земельных отношений было принято решение по заявлениям Конжезерова А.С. от хх.хх.хх г. г., от хх.хх.хх г. рекомендовать поставить Конжезерова А.С. в очередь в «Книгу учета заявлений граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков» под номерами и предоставить испрашиваемые им земельные участки путем организации и проведения торгов по продаже участка в соответствии с действующим законодательством; информация о проведении торгов будет опубликовано в районной газете «Олония», размещена на сайте муниципального образования olon-rayon.ru и на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru (л.д. 38).

хх.хх.хх г. письмом АОНМР уведомила Конжезерова А.С. о том, что в связи с его заявлениями от хх.хх.хх г. г., № от хх.хх.хх г. он поставлен в очередь в «Книге учета заявлений граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков» под номерами и что испрашиваемые им земельные участки будут предоставлены путем организации и проведения торгов по продаже участка в соответствии с действующим законодательством (л.д. 26).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано, что дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Поскольку использование дачного земельного участка не исключает осуществление на нем строительства, указанные земельные участки должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В силу ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. 30 - 32 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п. 3 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Вместе с тем, процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, возможности проведения торгов не предусматривает.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что АОНМР вправе самостоятельно определять порядок, в котором заявителю будет предоставляться земельный участок для строительства - с предварительным согласованием или без предварительного согласования места размещения объекта, основанные на п. 2.3 Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории Олонецкого национального муниципального района, утвержденного решением Олонецкого районного Совета от 26.12.2012 г. № 111, суд считает несостоятельными, поскольку указанные положения п. 2.3 Порядка в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ не подлежат применению как противоречащие Земельному кодексу РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется посредством выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его государственного кадастрового учета и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.

Учитывая, что выбор земельного участка имеет своей целью определение препятствий к размещению объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка, при этом при выборе земельного участка устанавливается возможность размещения земельного участка в обозначенном заявителем месте либо отсутствие таковой возможности, возможность размещения более одного участка, однако АОНМР вопреки требованиям ч. 5 ст. 30, ст. 31 ЗК РФ не совершила по заявлениям Конжезерова А.С. всего необходимого комплекса действий, предусмотренных законом, вместо этого ограничившись уведомлением заявителя письмами от хх.хх.хх г. о сделанном запросе в ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» и от хх.хх.хх г. о предоставлении земельного участка с торгов, суд приходит к выводу, что бездействие АОНМР нарушает права заявителя, создает препятствия в выборе и предоставлении ему земельных участков для целей строительства.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Заявления Конжезерова А.С. соответствовали требованиям ч. 1 ст. 31 ЗК РФ. Доводы представителя ответчика о необходимости предоставления дополнительных документов (копии паспорта с предоставлением его оригинала и ИНН) суд считает несостоятельными, поскольку они не соответствуют нормам ст. 31 Земельного кодекса РФ; другими нормами федерального законодательства обязательное предоставление указанных документов тоже не предусмотрено.

АОНМР нарушила срок рассмотрения обращений Конжезерова А.С., оформленных заявлениями от хх.хх.хх г. вх. , , т.к. итоговый ответ на указанные заявления был дан ею лишь хх.хх.хх г. г., таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия АОНМР следует признать правомерными в части нарушения сроков рассмотрения его заявлений.

Оценивая доводы стороны истца относительно незаконности решений о включении заявителя в «Книгу учета заявлений граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков» под номерами и предоставлении испрашиваемых им земельных участков путем организации и проведения торгов по продаже участка, содержащиеся в письме от хх.хх.хх г. , суд учитывает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.

Между тем, данная норма закона касается определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке, без образования садоводческого товарищества, действующим законодательством также не ограничена.

Заявитель не просил в своих обращениях в АОНМР поставить его на учет граждан, желающих получить дачный участок в рамках дачного некоммерческого объединения, не изъявлял желания быть членом соответствующего объединения, поэтому оснований для принятия решения о включении его в «Книгу учета заявлений граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков» у ответчика не было.

Вместе с тем, данное решение само по себе не нарушает права заявителя и не препятствует реализации его права на предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, поэтому оснований для признания его незаконным суд не усматривает.

Но права заявителя нарушаются непринятием АОНМР по заявлениям Конжезерова А.С. мер, направленных на предоставление испрашиваемых заявителем земельных участков, в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, т.е. с предварительным согласованием места размещения объекта. В связи с этим суд считает необходимым в целях восстановления в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод истца и устранения препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод возложить на АОНМР обязанность обеспечить выбор земельных участков для дачного строительства в соответствии с заявлениями Конжезерова А.С. от хх.хх.хх г. и принять по ним решения в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Доводы представителя ответчика о том, что заявитель просит предоставить одновременно несколько земельных участков, не влияют на разрешение дела по существу, поскольку заявителем испрашиваются земельные участки на праве аренды, предельные размеры предоставления земельных участков в аренду и количество участков для ведения дачного хозяйства действующими нормативными актами не установлены.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

Доказательств нахождения испрашиваемых земельных участков в указанных зонах стороной ответчика суду не представлено.

Доводы представителя заинтересованного лица о принятии в отношении испрашиваемых земельных участков решения о проведении торгов также не могут быть приняты судом во внимание, т.к. участки для проведения торгов не сформированы, их границы не установлены.

Пунктом 1.2 ст. 30 ЗК РФ предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Однако действующим Порядком управления и распоряжения земельными участками на территории Олонецкого национального муниципального района, утвержденным решением Олонецкого районного Совета от 26.12.2012 г. № 111, и иными муниципальными правовыми актами Олонецкого национального муниципального района предоставление земельных участков для дачного строительства путем проведения торгов не предусмотрено.

Доказательств того, что в отношении испрашиваемого участка принято решение о проведении торгов в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 30 ЗК РФ или Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», суду не представлено.

В связи с этим решение Администрации Олонецкого национального района, оформленное письмом от хх.хх.хх г. , о предоставлении земельных участков путем проведения торгов следует признать незаконным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с АОНМР в пользу заявителя расходы по госпошлине в размере 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Олонецкого национального муниципального района, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявлений Конжезерова А.С. от хх.хх.хх г. с входящими номерами .

Обязать Администрацию Олонецкого национального муниципального района обеспечить выбор земельных участка для дачного хозяйства в соответствии с заявлениями Конжезерова А.С. от хх.хх.хх г. с входящими номерами и принять по ним решение в соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

Признать незаконным решение Администрации Олонецкого национального района, оформленное письмом от хх.хх.хх г. , о предоставлении земельных участков путем проведения торгов.

В остальной части заявления отказать.

Взыскать с Администрации Олонецкого национального муниципального район в пользу Конжезерова А.С. возврат госпошлины в размере .... руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья: /подпись/                       А.В. Никитина

Копия верна: судья:                                                                                    А.В. Никитина

2-659/2013 ~ М-587/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Конжезеров Андрей Сергеевич
Ответчики
Администрация Олонецкого национального муниципального района
Другие
Ульянова Анастасия Валерьевна
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Судья
Никитина Анастасия Викторовна
Дело на странице суда
olonecky--kar.sudrf.ru
23.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2013Передача материалов судье
28.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2013Предварительное судебное заседание
30.10.2013Судебное заседание
05.11.2013Судебное заседание
25.11.2013Судебное заседание
29.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2014Дело оформлено
29.01.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее