Дело № 2-10864/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2017 г.
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Бережновой Н.Д., при секретаре Шерове Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске,
Дело по иску Администрации города Благовещенска к Викуловой О.Н. о приведении жилого помещения в первоначальное состояние, встречному иску о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии,
У с т а н о в и л :
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с иском, указав, что ответчик является собственником квартиры № *** в доме по ул. *** в г. Благовещенске, без установленных разрешений произвела перепланировку и переустройство данной квартиры.
Решением № 162 от 01 июня 2016 г. в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения отказано, установлен срок для приведения жилого помещения в первоначальное состояние – 9 месяцев.
До настоящего времени ответчик не представила документы, подтверждающие приведение жилого помещения в первоначальное состояние.
Истец требует обязать ответчика привести квартиру № *** в доме по ул. *** в г. Благовещенске в первоначальное состояние, отраженное в проекте, выполненном ИП Боровик Л.К. главным архитектором проекта Боровик Л.К. в 2016 г. в разделе «до перепланировки».
В судебном заседании представители сторон на заявленных исках настаивали.
Викулова О.Н. иск не признала, предъявила встречный иск о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии.
В обоснование иска Викуловой О.Н. указано, что произведенные перепланировка и переустройство квартиры не затрагивают общего имущества, не нарушают прав и законных интересов иных лиц, безопасны. Выполненные работы в настоящее время согласованы с организацией, оказывающей услуги по управлению общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
Представитель Администрации г. Благовещенска встречный иск не признала. Пояснила, что отказ в согласовании перепланировки и переустройства являлся обоснованным, так как Викулова О.Н. не предоставляла Администрации г. Благовещенка проект перепланировки и переустройства, согласованный с управляющей компанией.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что квартира № *** по ул. *** в г. Благовещенске находится в собственности ответчика.
Судом установлено, что в указанном жилом помещении ответчик произвела следующие изменения: демонтировала ненесущие перегородки между туалетом, ванной комнатой и коридором, между гостиной, кухней и прихожей; возвела новые перегородки; в совмещенном санузле выполнила гидроизоляцию пол, переустановку и подключение сантехнических приборов.
Данные изменения в силу ст.ст. 25, 26 ЖК РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, являются перепланировкой и переустройством жилого помещения
В нарушение ч. 2 ст. 26 ЖК РФ перепланировка и переустройство квартиры произведены ответчиком без предварительного согласования с Администрацией г. Благовещенска.
Судом установлено, что 01 июня 2016 г. решением Администрации г. Благовещенска ответчику отказано в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения. Этим же решением ответчику установлен срок для приведения жилого помещения в прежнее состояние – 9 месяцев со дня получения данного решения.
Доводы Администрации г. Благовещенска о том, что до настоящего времени квартира в прежнее состояние не приведена, Викуловой О.Н. не оспаривались.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 29 ЖК самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании п.. 1 ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок, в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Рассматривая доводы сторон, суд учитывает следующее.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч. 4 ст. 17, ч. 4 ст. 30 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из анализа приведенных норм следует, что законодательно установлена ответственность собственника за самовольную перепланировку и переустройство принадлежащей ему квартиры.
Право на предъявление иска о приведении жилого помещения в прежнее состояние согласно ст. 29 ЖК РФ принадлежит органу местного самоуправления, осуществляющему согласование перепланировки и переустройства.
Судом установлено, что Администрация г. Благовещенска решением от 01 июня 2016 г. отказала Викуловой О.Н. в согласовании перепланировки и переустройства по мотивам того, что на момент обращения за согласованием перепланировка и переустройство уже произведены. В этом же решении указано, что не были представлены документы, подтверждающие факт согласования с лицом, оказывающим услуги по управлению домом.
Суд учитывает, что главой 4 Жилищного кодекса РФ, не предусмотрен запрет и не исключены полномочия органа местного самоуправления, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Данная позиция высказана Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда от 27 сентября 2006 г.
Отказ в согласовании по мотивам того, что перепланировка и переустройство уже произведены, не предусмотрен законодательством, поэтому доводы истца о незаконности решения Администрации г. Благовещенска в этой части правильны.
В то же время, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, в том числе, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Требования по согласованию проектной документации по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены п. 2.1 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые (утв. Постановлением Администрации города Благовещенска от 04.09.2009 N 644).
В соответствии с п. «Г» ст. 12 административного регламента администрации г. Благовещенска «Прием заявлений и выдача решения о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и ( или) перепланировки жилого помещения», утвержденного пост. Администрации г. Благовещенска от 24 января 2011 г. № 289, для получения муниципальной услуги согласования переустройства, перепланировки жилого помещения заявитель в обязательном порядке представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 26, ст. 27 ЖК РФ непредставление заявителем подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения является основанием к отказу в согласовании.
На основании п. 2.12 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», утвержденного постановлением Администрации г. Благовещенска от 24 января 2011 г. № 289 в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения может быть отказано в связи с несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Из материалов дела следует, что проект перепланировки и переустройства, представленный ответчиком в Администрацию г. Благовещенска, не имел сведений о его согласовании с лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, то есть не был подготовлен в установленном порядке.
Учитывая изложенное, Администрация г. Благовещенска имела основания к отказу в согласовании переустройства и перепланировки по мотиву отсутствия согласования представленной проектной документации с лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, изложенным в решении от 01 июня 2016 г.
Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ самовольно переустроенное и перепланированное жилое помещение может быть на основании решения суда сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Из проекта перепланировки, представленного Викуловой О.Н. в суд, усматривается, что перепланировка и переустройство были произведены внутри квартиры № *** по ул. *** в г. Благовещенске, общее имущество собственников дома не уменьшено, несущие конструкции дома не затронуты.
Безопасность произведенной перепланировки и переустройства, их соответствие требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий, подтверждена техническим заключением архитектора Боровик Л.К..
На момент рассмотрения дела проект перепланировки и переустройства согласован Викуловой О.Н. с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД.
При рассмотрении спора Администрацией г. Благовещенска не были представлены доказательства, опровергающие выводы, изложенные в техническом заключении, а также доказательства, подтверждающие невозможность сохранения квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии.
При этих обстоятельствах суд не усматривает оснований к удовлетворению первоначального иска.
При тех же обстоятельствах, учитывая, что проект перепланировки, предоставленный Викуловой О.Н. в Администрацию г. Благовещенска не отвечал предъявляемым требованиям, суд не усматривает оснований к удовлетворению встречного иска в части признания незаконным решения от 01 июня 2016 г. № 162.
В остальной части суд считает встречный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Сохранить квартиру № *** в доме по ул. *** в г. Благовещенска в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Викуловой О. Н. в иске к Администрации г. Благовещенска – о признании незаконным решения № 162 от 01 июня 2016 г. отказать.
Администрации г. Благовещенске в иске к Викуловой О. Н. о приведении в первоначальное состояние помещения – квартиры № *** в доме по ул. *** в г. Благовещенске, отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца, исчисляя срок с 29 декабря 2017 г.
Судья
Решение в окончательной (мотивированной) форме принято 28 декабря 2017 г.
Судья Бережнова