РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2018 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Попик А.А.,
в присутствии:
истца Няккоевой Л.И.,
представителя истца Подгорбунского А.В., действующего на основании письменного заявления от 05.06.2018 с ограниченным объемом процессуальных прав (л.д. 159),
в отсутствие:
ответчиков Сычевой А.А., Сычева Д.А., Сычева А.А., Ивановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-887/2018
по исковому заявлению Няккоевой Людмилы Ивановны к Сычевой Анастасии Анатольевне, Сычеву Дмитрию Анатольевичу, Сычеву Анатолию Анатольевичу, Ивановой Светлане Владимировне об определении долей, включении доли умершего в наследственную массу, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований (с учетом уточнений от 05.06.2018) Няккоева Л.И. указала, что 08.10.2017 умер её муж ФИО1, с которым она состояла в браке с 25.05.1979. После его смерти открылось наследство в виде 1/2 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. При жизни в 1993 году ФИО1 была приобретена указанная квартира на основании договора купли-продажи, однако своевременно переход права собственности на квартиру им зарегистрирован не был. При обращении к нотариусу, в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано по причине отсутствия документа, подтверждающего право собственности умершего на спорную квартиру. Просит определить доли в праве совместной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/2 доли каждому Няккоевой Л.И. и ФИО1; включить в наследственную массу 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащую умершему ФИО1; признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти ФИО1 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 5-6, 161).
Определением суда от 25.04.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска на надлежащего ответчика Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска (л.д. 59-60).
Определением суда от 05.06.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска на надлежащего ответчика Иванову Светлану Владимировну (л.д. 164).
В судебном заседании истец Няккоева Л.И., представитель истца Подгорбунский А.В. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений от 05.06.2018. Просили иск удовлетворить.
Ответчики Сычева А.А., Сычев Д.А., Сычев А.А., Иванова С.В. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, своевременно. Согласно письменным отзывам от 14.05.2018 ответчики Сычев А.А., Сычева А.А. возражений по иску не имеют, просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д. 85, 95). Согласно письменному заявлению от 05.06.2018 ответчик Сычев Д.А. возражений по иску не имеет (л.д. 162).
Выслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Согласно статье 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения и в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В силу статьи 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Согласно части 2 статьи 254 ГК РФ при разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
В силу статьи 1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию, если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемого каждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
В соответствии с частью 1 статьи 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно части 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдать свидетельство о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранности наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на его содержание, оплатил долги наследодателя или получил причитающиеся ему денежные средства (статья 1153 ГК РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве Российской Федерации способы принятия наследства следующие: подача заявления о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 ГК РФ), либо совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ).
Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрен порядок его введения и соответственно перехода к новой системе регистрации. Датой введения в действие Закона на всей территории страны является 31.01.1998 года. До этого следует руководствоваться статьей 8 Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она предусматривает общее правило, в силу которого впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется существующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Органы регистрации, применительно к данному Закону на территории г. Усть-Илимска были созданы в 1999 году. До создания органов юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию осуществляло соответствующее БТИ.
Следовательно, регистрация в Бюро технической инвентаризации является законной. Предъявление договора о приобретении недвижимого имущества на регистрацию в БТИ до 1999 года означало надлежащую регистрацию права собственности на квартиру.
В соответствии со статьей 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности или без определения таких долей. Общая собственность на имущество является долевой. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
Из части 1 статьи 245 ГК РФ следует, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что 05.03.1993 между Ивановой Светланой Владимировной и ФИО1 заключен договор купли-продажи, по условиям которого Иванова С.В. продала ФИО1 приватизированную жилую квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> (л.д. 156).
Согласно указанному договору жилая квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, принадлежала Ивановой С.В. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 01.02.1993, зарегистрированного в Администрации города Усть-Илимска за №, а также справки БТИ МПО ЖКХ г. Усть-Илимска от 04.03.1993 за №н.
Договор купли-продажи жилой квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, был удостоверен 05.03.1993 нотариусом Усть-Илимской государственной нотариальной конторы и зарегистрирован в реестре за №.
Исполнение указанного договора подтверждается подписями его сторон, т.е. Ивановой С.В. и ФИО1, а также записью, выполненной от имени Ивановой С.В., что она получила денежные средства за проданную квартиру до подписания договора в размере, установленном договором.
Как следует из доводов истца, право собственности на указанную квартиру при жизни ФИО1 не зарегистрировал в виду уничтожения указанного договора огнем, что подтверждается справкой ГУ МЧС России по Иркутской области № 46 от 28.04.2017 (л.д. 10).
Из уведомления ЕГРН № 38/167/041/2018-67 от 13.04.2018 следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о переходе прав на объект недвижимости – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 45, 46).
Из представленного повторного свидетельства о заключении брака № от 04.05.2017 следует, что ФИО1 и Няккоева Людмила Ивановна состояли в зарегистрированном браке, о чем 25.05.1979 составлена запись акта о заключении брака № 56 (л.д. 9 оборотная сторона).
Согласно свидетельству о смерти серии № от 12.10.2017 ФИО1 умер 08.10.2017, о чем 12.10.2017 составлена запись акта о смерти № (л.д. 9).
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была приобретена ФИО1 в период брака, следовательно, является общей собственностью супругов. ФИО1 и Няккоева Л.И. имели намерение приобрести спорную квартиру именно в совместную собственность, и фактически квартира была передана им в совместную собственность, однако право собственности в установленном законом порядке зарегистрировано не было, доли участников совместной собственности не были определены. Тем не менее, данный факт не должен приводить к ущемлению прав и законных интересов Няккоевой Л.И. и ФИО1 Следовательно, требование истца об определении по 1/2 доле каждому ФИО1 и Няккоевой Л.И. в праве общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 05.03.1993 подлежит удовлетворению.
Таким образом, указанная 1/2 доля в жилой квартире по адресу: <адрес>, обладает признаками наследственного имущества после умершего 08.10.2017 года ФИО1, подлежащая включению в наследственную массу.
Согласно записи акта о рождении № от .. .. .... Сычева Анастасия Анатольевна, .. .. .... года рождения, приходится дочерью ФИО1 и Няккоевой Людмиле Ивановне (л.д. 89).
Из записи акта о рождении № от .. .. .... Сычев Дмитрий Анатольевич, .. .. .... года рождения, приходится сыном ФИО1 и Няккоевой Людмиле Ивановне (л.д. 90).
Согласно записи акта о рождении № от .. .. .... Сычев Анатолий Анатольевич, .. .. .... года рождения, приходится сыном ФИО1 и Няккоевой Людмиле Ивановне (л.д. 91).
Таким образом, Няккоева Л.И., Сычева А.А., Сычев Д.А., Сычев А.А. являются наследниками умершего ФИО1 первой очереди по закону.
В соответствии с частью 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно части 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдать свидетельство о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранности наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на его содержание, оплатил долги наследодателя или получил причитающиеся ему денежные средства (статья 1153 ГК РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве Российской Федерации способы принятия наследства следующие: подача заявления о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 ГК РФ), либо совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ).
Из сообщения нотариуса Усть-Илимского нотариального округа Иркутской области ФИО2 № 243 от 13.04.2018 следует, что с заявлением о принятии наследства после умершего 08.10.2017 ФИО1 обратилась жена наследодателя Няккоева Л.И. Свидетельства о праве на наследство не выданы (л.д. 77).
Из нотариально удостоверенного заявления Сычевой Анастасии Анатольевны от 06.04.2018 следует, что она отказывается по всем основаниям наследования от причитающейся ей доли на наследство, оставшегося после смерти отца ФИО1 в пользу его супруги Няккоевой Людмилы Ивановны (л.д. 55).
Из заявлений Сычева А.А., Сычева Д.А. следует, что фактически в управление наследственным имуществом, оставшимся после умершего ФИО1, не вступали, на наследство не претендуют.
Как установлено в судебном заседании, Няккоева Л.И. на момент смерти супруга ФИО1 были зарегистрированы с ним по адресу: <адрес>, но фактически проживали по адресу: <адрес>.
Кроме того, из пояснений Няккоевой Л.И. следует, что истец производит за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, что подтверждается представленными квитанциями об оплате, договорами (л.д. 17-20, 21, 22).
При таких обстоятельствах, судом установлено, что истцом совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, оставшегося после смерти мужа ФИО1
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 29.05.2012 года № 9 наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34).
Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства (пункт 35).
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования (пункт 8).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец Няккоева Л.И. является наследником первой очереди по закону к имуществу умершего мужа ФИО1, фактически приняла наследственное имущество, оставшееся после смерти мужа, в связи с чем у суда имеются законные основания для признания права собственности в порядке наследования по закону за Няккоевой Л.И. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащую ФИО1
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Няккоевой Людмилы Ивановны к Сычевой Анастасии Анатольевне, Сычеву Дмитрию Анатольевичу, Сычеву Анатолию Анатольевичу, Ивановой Светлане Владимировне об определении долей, включении доли умершего в наследственную массу, признании права собственности удовлетворить.
Определить по 1/2 (одной второй) доли каждому: Няккоевой Людмиле Ивановне, ФИО1 в праве общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Включить 1/2 (одну вторую) долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу после умершего 08.10.2017 года ФИО1, .. .. .... года рождения.
Признать за Няккоевой Людмилой Ивановной, .. .. .... года рождения, право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, .. .. .... года рождения, уроженца <адрес>, умершего 08.10.2017 года, на 1/2 (одну вторую) долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО1.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Банщикова