Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2769/2012 ~ М-2558/2012 от 06.04.2012

                                                Дело № 2-2769/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                                                                                               г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Исаченко М.В.,

при секретаре Островской Р.В.,

с участием представителя природоохранной прокуратуры Кислова И.Ю., представителя ответчика Колягиной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования города Благовещенска, в защиту прав неопределенного круга лиц, к ОАО «Амурские коммунальные системы» о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Благовещенский городской суд с указанным иском к ОАО «Амурские коммунальные системы», в обоснование требований указал, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «Амурские коммунальные системы». В ходе проверки установлено, что ответчик в ходе своей деятельности производит негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, тем самым, нанося вред окружающей среде. Согласно информации Управления Росприроднадзора по Амурской области ОАО «Амурские коммунальные системы» по состоянию на *** имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере *** рубля *** копеек, что повлекло недополучение бюджетами Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования г. Благовещенска денежных средств, что, в свою очередь, не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия. На основании изложенного Амурский межрайонный природоохранный прокурор просит взыскать с ОАО «Амурские коммунальные системы» плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере *** рубля *** копеек.

В судебном заседании представитель Амурского межрайонного природоохранного прокурора на требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, в дополнение суду пояснил, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится ответчиком самостоятельно, кроме того, были установлены обстоятельства частичной выплаты ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем представитель прокуратуры просит вынести решение с учетом произведенных выплат и взыскать плату за *** года, поскольку за ***, ***, *** года оплата за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком была произведена.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, в обоснование своей позиции указала, что действительно ОАО «АКС» осуществляет деятельность, которая негативно воздействует на окружающую среду. Вместе с тем, *** платежным поручением *** обществом была произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за *** года в размере *** рублей, *** платежным поручением *** была произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за *** года в размере *** рублей. Просила в удовлетворении исковых требований Амурскому межрайонному природоохранному прокурору отказать. Указала о необходимости приостановления производства по делу в связи с обжалованием в Арбитражный суд Амурской области бездействия Управления Росприроднадзора по Амурской области по корректировке размеров платежей, поскольку в случае проведения такой корректировки отпадет основание для взыскания задолженности по данному иску. В противном случае в случае взыскания задолженности указанную сумму невозможно будет возвратить из бюджета в случае корректировки размера платежей, так как корректировка проводится за конкретный период.

Представитель истца указал на отсутствие оснований для приостановления производства по делу, задолженность имеется, не погашена, ответчик имеет право на корректировку платежей, но вопрос об этом возник после предъявления иска в суд, и в случае проведения такой корректировки платежей сумма, взысканная по решению суда, может быть зачтена авансом в счет дальнейших выплат общества, расчет выплат обществом произведен, согласован с Росприроднадзопром по Амурской области, препятствий для рассмотрения данного дела не имеется.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Амурской области о дате, времени, месте судебного заседания извещен надлежаще, об уважительности неявки суду не сообщил, согласно заявления просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Руководствуясь ст. ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва третьего лица Управления Росприроднадзора по Амурской области поступившего в суд *** на иск следует, что Управление поддержало заявленные исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора. В ходе проверки установлено, что ОАО «Амурские коммунальные системы» в результате своей деятельности производит негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, тем самым, нанося вред окружающей среде. Невыполнение ОАО «Амурские коммунальные системы» требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Амурской области и муниципального образования г.Благовещенск, в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку ОАО «Амурские коммунальные системы», оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.

             Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Благовещенский городской суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования города Благовещенска, в защиту прав неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от *** *** «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона от *** *** «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, согласно которому перечисление платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от *** *** «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от *** *** «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированного в Минюсте РФ *** ***, установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Согласно п. *** Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с приложением *** к Федеральному закону от *** *** «О федеральном бюджете на *** год и на плановый период *** и *** годов» главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, а администраторами - ее территориальные органы.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Амурские коммунальные системы» в результате своей деятельности производит негативное воздействие на окружающую среду, в частности осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, тем самым, нанося вред окружающей среде. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались, подтверждены в судебном заседании и в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ доказыванию не подлежат.

Согласно доводам искового заявления и пояснениям представителя истца, по информации Управления Росприроднадзора по Амурской области ОАО «Амурские коммунальные системы» по состоянию на *** имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере *** рубля *** копеек: за *** года начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере *** рублей, поступило оплаты ***, ***, *** на общую сумму *** рубля; за *** года начислено *** рубля, оплата не произведена; за *** года - *** рубля, оплата не произведена; за *** года - *** рублей *** копеек, оплата не произведена.

В судебном заседании также установлено, что ответчиком ОАО «Амурские коммунальные системы» частично внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые не были учтены истцом при обращении в суд.

Так, согласно платежному поручению *** от *** ответчиком внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за *** года в сумме *** рублей, платежному поручению *** от *** - за *** года в сумме *** рублей.

Таким образом, сумма задолженности ОАО «Амурские коммунальные системы» по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду составила *** рублей (*** руб. + *** руб. + *** руб.).

В силу ч. 1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40% от суммы уплаты.

Частью 1 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. К вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, невнесение ОАО «Амурские коммунальные системы» платы за негативное воздействие на окружающую среду повлекло недополучение бюджетами Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования г. Благовещенск денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При этом, суд находит заслуживающим внимания доводы истца относительно того, что невыполнение ОАО «Амурские коммунальные системы» требований законодательства об охране окружающей среды нарушает не только интересы Российской Федерации, Амурской области и муниципального образования г. Благовещенск, в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку ОАО «Амурские коммунальные системы», оказывая в силу своей деятельности негативное воздействие на окружающую среду, плату, денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.

          На основании изложенного, с ОАО «Амурские коммунальные системы» подлежит взысканию плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме *** рублей *** копеек с перечислением денежных средств на расчетный счет Управления Федерального казначейства Амурской области *** в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск, БИК *** по коду бюджетной классификации российской Федерации (КБК) *** «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Доказательства того, что указанная сумма не подлежит оплате в связи с корректировкой размера платежей не представлены в судебное заседание, учитывая, что общество имеет право обратиться за корректировкой размера платежей, при этом оснований для отказа во взыскании суммы по иску не имеется при наличии приведенных обстоятельств.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рубля *** копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

           Взыскать с Открытого акционерного общества «Амурские коммунальные системы» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме *** рублей *** копеек, перечислив денежные средства на счет Управления Федерального казначейства Амурской области на счет *** в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г. Благовещенск, БИК *** по коду бюджетной классификации российской Федерации (КБК) *** «Плата за негативное воздействие на окружающую среду».

Взыскать с Открытого акционерного общества «Амурские коммунальные системы» в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рубля *** копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке *** г.

Председательствующий :                                                                М.В. Исаченко

2-2769/2012 ~ М-2558/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Природоохранная прокуратура АО
Ответчики
ОАО АКС
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Исаченко Марина Викторовна
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
06.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2012Передача материалов судье
11.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2012Судебное заседание
09.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее