Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 08 апреля 2013 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
с участием помощника прокурора Братского района Дзвониской М.Н.,
при секретаре Апресян Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-335/2013 по иску Прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Тангуйского муниципального образования, в соответствии с требованиями законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Братский район» (далее Администрации МО «Братский район») о возложении обязаности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Тангуйского муниципального образования (далее Тангуйского МО), указав в обоснование, что Прокуратурой Братского района **.**.**** проведена проверка исполнения требований законодательства в части осуществления полномочий по обращению с отходами производства и потребления органами местного самоуправления Тангуйского муниципального образования.
В ходе проверки установлено следующее.
Решением Думы Тангуйского сельского поселения от **.**.**** *** утверждены Правила благоустройства территории Тангуйского сельского поселения (далее – Правил благоустройства).
В соответствии с Правилами благоустройства организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Тангуйского МО, производят вывоз твердых бытовых отходов своими силами на полигон твердых бытовых отходов. Для сбора ТБО следует применять стандартные контейнеры. Транспортировка ТБО может осуществляться путем вывоза ТБО с контейнерных площадок, а также посредством сбора мешков с отходами спецавтомашиной в определенные дни и часы по возмездным договорам или самовывозом. Обезвреживание твердых бытовых отходов следует предусматривать на полигоне для твердых бытовых отходов. Промышленные, неутилизируемые на производстве, отходы вывозятся на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство несанкционированных полигонов бытовых отходов и отходов промышленных предприятий запрещено. Полигоны бытовых отходов, отходов промышленных предприятий должны содержаться в соответствии с требованиями ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Сбор и вывоз ТБО производится по утвержденному графику, который доводится до физических лиц путем его размещения на информационных стендах.
Место размещения отходов потребления ... организовано за границами села в <данные изъяты> км на северо-восток от ... по направлению к ..., <данные изъяты> м от автодороги Тангуй-Бада (по правой стороне). Площадь территории, занятой под размещение отходов составляет <данные изъяты> га, территория не имеет искусственного ограждения. Размещение отходов на вышеуказанной территории производится насыпью в виде гряд. По мере необходимости для разравнивания и пересыпкой грунтом размещенных отходов администрацией Тангуйского сельского поселения привлекается тракторная техника. Охрана места размещения отходов и контроль за их размещением осуществляется сотрудниками администрации Тангуйского сельского поселения. При этом, учет количества принятых отходов не производится. Договоры на размещение отходов с физическими и юридическими лицами не заключаются, талоны на вывоз и размещение отходов не выдаются.
В ходе проверки администрацией Тангуйского сельского поселения представлен акт выбора земельного участка под размещение места хранения твердых бытовых и промышленных отходов на общей площади <данные изъяты> км на северо-восток от ... по направлению к ... <данные изъяты> м от автодороги ... (по правой стороне). Однако данный акт мэром Братского района не утвержден. Экспертное заключение на соответствие санитарным требованиям площадки под сбор и хранение бытовых отходов отсутствует. Следовательно, размещение бытовых и промышленных отходов на указанном земельном участке в настоящее время осуществляется незаконно.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов – это хранение и захоронение отходов; хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
По результатам обследования места хранения отходов установлено, что на указанном земельном участке осуществляется захоронение отходов. Вывоз отходов с территории участка в места конечного размещения отходов не осуществляется. Иные правоустанавливающие (разрешительные) документы на организацию объекта конечного размещения отсутствуют. Организации, эксплуатирующие указанный объект размещения отходов, отсутствуют. Мероприятий по снижению негативного влияния на окружающую среду, а также по приведению в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями не проводится (свалка не огорожена, контроль принимаемых отходов не проводится, размещение отходов производится беспорядочно насыпью вдоль дороги, вглубь лесного массива среди лесных насаждений).
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов:
- создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ;
- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
- запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее - СанПин 2.1.7.1322-03) устанавливают следующие гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов):
- объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия (п. 4.4);
- функциональное зонирование участков объектов зависит от назначения и вместимости объекта, степени переработки отходов и должно включать не менее 2-х зон (административно-хозяйственную и производственную) (п. 4.9);
- размещение отходов на территории объекта осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах (п. 4.11);
- объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением; для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения (п. 4.19);
- для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система (п. 4.20);
- в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м (п. 4.21 );
- не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты - испарители внутри полигона (п. 4.22);
- для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение (п. 4.23).
Согласно Санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее - СП 2.1.7.1038-01), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16:
- выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2);
- организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона (п. 2.3);
- размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м (п. 3.2.);
- полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов (п. 3.5.);
- устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 3.6);
- по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона (п. 3.7);
- складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО (5.1);
- переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (5.3);
- на территории полигона должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п. 5.7);
- для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (п. 6.4);
- отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация (п. 7.1);
- допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных 3 - 4 классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико-химический состав. Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 процентов. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 7.1).
В нарушение указанных требований свалка ТБО, расположенная за границами села в <данные изъяты> км на северо-восток от ... по направлению к ..., <данные изъяты> м от автодороги ... (по правой стороне), площадью <данные изъяты> га не отвечает экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, что подтверждается заключением специалиста № Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области *** от **.**.****
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района (п.14 ст.15).
Согласно п.3 ч.1 ст.17 названного закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобода человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав, установленных ст. 42 Конституции РФ, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц (жителей Тангуйского муниципального образования) на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц.
Просил обязать администрацию МО «Братский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Тангуйского МО, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления.
В судебном заседании прокурор Братского района уточнил исковые требования: просил установить срок для исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Дзвониская М.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать администрацию МО «Братский район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Тангуйского МО, в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления и установить срок для исполнения решения суда – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации МО «Братский район» Парсегова Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что со стороны администрации МО «Братский район» отсутствует бездействие в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поскольку бездействие представляет собой невыполнение органом или должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия вопреки требованиям закона. Между тем, администрацией МО «Братский район» принимаются необходимые и возможные меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Реализуя правомочия в рассматриваемой сфере, администрацией МО «Братский район» было разработано и принято распоряжение мэра Братского района *** от **.**.**** «О мерах по оформлению земельных участков и проектно-нормативной документации под сельские свалки», в соответствии с которым утвержден порядок мероприятий по оформлению земельных участков и нормативно-проектной документации под сельские свалки. Основная проблема заключается в том, что большинство земельных участков, которые пригодны для размещения отходов, относятся к землям лесного фонда. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
организации особо охраняемых природных территорий;
установления или изменения границы населенного пункта;
размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
создания туристско – рекреационных особых экономических зон.
Процедура перевода земель и земельных участков лесного фонда регламентирована в настоящее время Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным постановлением Правительства РФ от **.**.**** ***. В соответствии с указанным Положением (п. 3) акт выбораи план (чертеж) являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях, и действуют в течение 3 лет.
По заявлению главы Тангуйского МО был подготовлен и согласован акт натурального технического обследования лесного участка под организацию свалки для размещения промышленных и коммунальных отходов. Однако, составленный на основании акта натурального технического обследования лесного участка акт выбора земельного участка под размещение места хранения твердых бытовых и промышленных отходов на общей площади <данные изъяты> км на северо-восток от ... по направлению к ..., <данные изъяты> м от автодороги ... (по правой стороне) так до настоящего времени не утвержден.
Таким образом, пока не будет согласован акт выбора, не будет предоставлен на законных основаниях земельный участок под размещение свалки промышленных и коммунальных отходов.
Кроме того, Концепцией социально-экономического развития МО «Братский
район» до **.**.**** года и Программой социально-экономического развития
муниципального образований «Братский район» на **.**.**** годы, утвержденных
решением Думы Братского района *** от **.**.****, с учетом изменений,
внесенных решением Думы Братского района *** от **.**.****.: срок действия
«Концепции социально-экономического развития МО «Братский район» продлен до
**.**.**** года, а срок действия Программы социально-экономического развития
муниципального образований «Братский район» продлен на **.**.**** годы,
предусмотрено оформление необходимой документации на места размещения
отходов. Мероприятия по оформлению земельных участков и проектной
документации на свалки требует финансовых затрат в размере около <данные изъяты> млн. рублей.
По программе должны узакониваться 2 свалки в год, к **.**.**** году останется 13.
В связи с дефицитностью и дотационностью бюджета района администрация МО
«Братский район» 26**.**.**** направила в Министерство природных ресурсов и
экологии Иркутской области письмо (***) с предложениями для включения в
Государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока
и Байкальского региона на период до **.**.**** года» по МО «Братский район».
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001
"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в
действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. № 607-ст):
Переработка отходов- деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.
Минрегион РФ в письме от **.**.****г. *** "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" дал следующие разъяснения. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
В силу ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
На территории Братского района только один объект обслуживается лицензированным предприятием - <данные изъяты>, действующим на территории Вихоревского муниципального образования.
Администрация МО «Братский район» не отказывается от своей обязанности, предусмотренной п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; не бездействует, старается принимать все необходимые меры по утилизации и переработке отходов в силу имеющихся финансовых средств. Однако, пока не будет узаконено предоставление земельного участка под организацию свалки для размещения промышленных и коммунальных отходов, нельзя заключить договор со специализированной организацией на утилизацию и переработку отходов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации муниципального образования «Тангуйское сельское поселение» в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя. С иском согласны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ определяет право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Пунктами 11, 24, 25, 26 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно ст. ст. 12, 13 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Решением Думы Тангуйского сельского поселения *** от **.**.**** утверждены Правила благоустройства на территории Тангуйского муниципального образования.
Из заключения главного специалиста – эксперта по г. Братску и Братскому району отдела государственного экологического надзора службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области *** от **.**.****. следует: Правилами благоустройства на территории Тангуйского муниципального образования установлено, что для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО) следует применять стандартные контейнеры; транспортировка ТБО может осуществляться путем вывоза ТБО с контейнерных площадок, посредством сбора мешков с отходами спецавтомашиной в определенные дни и часы по возмездным договорам или самовывозом; обезвреживание ТБО следует предусматривать на полигоне для ТБО; промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозятся на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Также требования к содержанию территории закреплены в Правилах содержания территории Тангуйского муниципального образования, согласно п. 6.2 вышеуказанных правил места размещения отходов определяются решением органов местного самоуправления. Администрацией Тангуйского сельского поселения в адрес администрации Братского района был направлен План расходов на благоустройство Тангуйского сельского поселения на период с 2012 по 2014 годы. Данным планом предусмотрены следующие статьи расходов: оформление документов на санкционирование свалок и др.
Территория с. Тангуй на момент проверки находилась в удовлетворительном состоянии. Месторазмещения отходов потребления ... организовано за границами села в <данные изъяты> км на северо-восток от ... по направлению к ..., <данные изъяты> от автодороги ... (по правой стороне). Площадь территории, занятой под размещение отходов составляет приблизительно <данные изъяты>, территория не имеет искусственного ограждения. Размещение отходов навышеуказанной территории производится насыпью в виде гряд. По мере необходимости для разравнивания и пересыпкой грунтом размещенных отходов администрацией Тангуйского сельского поселения привлекается тракторная техника.
Сотрудниками администрации Тангуйского сельского поселения осуществляется охрана места размещения отходов и контроль за размещением отходов, учет количества принятых отходов не производится. Договоры на размещение отходов с физическими и юридическими лицами не заключаются, талоны на вывоз и размещение отходов не выдаются. Сбор и вывоз ТБО производится по утвержденному графику, который доводится до физических лиц путем его размещения на информационных стендах.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» относится к вопросам местного значения муниципального района.
Статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что:
отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и
другое);
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно данной статье отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов:
- создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;
- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
- запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований установлены статьей 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно данной статье: территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов не меньшего класса опасности. В случае, если отходы орошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Исходя из вышеизложенного следует, что Администрация является организацией, осуществляющей деятельность по обращению с отходами, так как Администрацией производится деятельность по захоронению отходов на земельном участке, находящемся в ведении Администрации.
СанПин 2.1.7.1322-03 устанавливают следующие гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов):
объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия (п. 4.4);
функциональное зонирование участков объектов зависит от назначения и вместимости объекта, степени переработки отходов и должно включать не менее 2-х зон (административно-хозяйственную и производственную) (п. 4.9);
объекты должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением; для очистки поверхностного стока и дренажных вод предусматриваются локальные очистные сооружения (п. 4.19);
для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система (п. 4.20);
в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м (п. 4.21);
не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты - испарители внутри полигона (п. 4.22);
для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунобитумно – бетонными, асфалтополмербетонными и другими материалами, имеющими санитарно – эпидемиологическое заключение (п.4.23).
Согласно Санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»:
выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2);
организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона (п. 2.3);
размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м (п. З.2.);
полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов (п.3.5.);
устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 3.6);
по всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона (п.3.7);
складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. С - не позднее трех суток со времени складирования ТБО (5.1);
переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (5.3);
на территории полигона должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО (п. 5.7);
для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (п. 6.4);
отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация (п. 7.1);
допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных 3-4 классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико - химический состав. Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 процентов. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 7.1).
Однако вышеперечисленные требования СанПин 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1038-01 не выполняются, что свидетельствует о непринятии достаточных мер к приведению места размещения твердых бытовых отходов в надлежащее санитарное состояние, следовательно размещение отходов производства и потребления на земельном участке площадью <данные изъяты> га на территории, расположенной за границами села в <данные изъяты> км на северо-восток от ... по направлению к ..., <данные изъяты> м от автодороги ... (по правой стороне) не может осуществляться с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Тангуйского муниципального образования администрацией муниципального образования «Братский район» не организована.
Кроме того, помимо образующихся в результате жизнедеятельности ТБО, подлежащих размещению на объектах захоронения, у населения в ходе эксплуатации осветительных устройств могут образовываться отработанные ртутьсодержащие лампы, которые необходимо передавать сторонним организациям, имеющим лицензию, для обезвреживания. Сбор отработанных - ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей физических лиц о порядке осуществления такого сбора организуют органы местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** *** «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
В целяхсоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: администрации муниципального образования «Братский район» необходимо организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся на территории Тангуйского муниципального образования; администрации Тангуйского сельского поселения необходимо разработать порядок сбора отходов на территории муниципального образования; определить места размещения отходов; организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Акт выбора и обследования земельного участка под размещение места хранения твердых бытовых и промышленных отходов на общей площади <данные изъяты> га в <данные изъяты> км на северо-восток от ..., от автодороги ... метров не утвержден Агентством лесного хозяйства Иркутской области.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в части осуществления полномочий по обращению с отходами производства и потребления органами местного самоуправления Тангуйского муниципального образования было выявлено, что размещение отходов, образующихся на территории Тангуйского муниципального образования, осуществляется с нарушением экологических и санитарно – эпидемиологических требований.
Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о том, что существует проблема, которая заключается в том, что большинство земельных участков, которые пригодны для размещения отходов, относятся к землям лесного фонда, нельзя признать существенными, поскольку выделение земельного участка под полигон ТБО входит в комплекс мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которая в силу ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального района.
Доводы представителя ответчика о том, что у администрации МО «Братский район» нет финансовых и материальных возможностей к реализации в полной мере полномочий по организации и переработки бытовых и промышленных отходов, необоснованны, поскольку в соответствии со статьями12 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.
В силу ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования является составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.
Бюджет муниципального образования «Братский район» является дотационным.
Статьей 18 Закона Иркутской области от 11.12.2012 № 139-оз «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» установлено предоставление местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Следовательно, бюджет муниципального образования «Братский район» с учетом вышеуказанного механизма выравнивания доходов должен обеспечивать, решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по охране окружающей среды и созданию условий экологически благоприятного обитания человека.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи2 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды является расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать, что отсутствие финансовых возможностей освобождает администрацию муниципального образования «Братский район» от решения вопросов местного значения.
Учитывая, что с целью реализации полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов мэром Братского района издано распоряжение *** от **.**.**** «О мерах по оформлению земельных участков и проектно-нормативной документации под сельские свалки», деятельность администрации муниципального образования «Братский район» в данном направлении является недостаточной и несоразмерной периоду времени, прошедшему с момента издания вышеуказанного распоряжения.
Несостоятельными являются и доводы представителя ответчика о том, что на территории Братского района только один объект обслуживается лицензированным предприятием – <данные изъяты> действующим на территории Вихоревского муниципального образования, поскольку в судебном заседании ответчиком не представлено доказательств того, что администрацией муниципального образования «Братский район» предпринимались меры к заключению договора с вышеуказанным предприятием на размещение отходов, образующихся на территории Тангуйского муниципального образования.
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Тангуйского поселения, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах требования прокурора Братского района подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░