--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Сун Е.В.
с участием:
истца: --1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1 к -- о включении в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения.
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит суд включить её в списки на предоставление гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья по адресу --, подвергнутого затоплению в результате наводнения.
В обоснование предъявленных требований указала следующее.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения, на территории Новокиевского сельсовета, принадлежащий ей дом был подтоплен.
В результате подтопления пострадал дом. Комиссией дом был признан нуждающимся в капитальном ремонте, полагает, что имеет право на получение мер социальной поддержки на цели капитального ремонта. Просит суд обязать ответчика включить её в список граждан для предоставления мер поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилья
Представитель ответчика администрации -- – --3 в письменном отзыве возражала по существу требований, полагая об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку не установлена причинно-следственная связь повреждений несущих конструкций с произошедшим наводнением.
От Министерства строительства и архитектуры -- возражений по существу заявленных требований в суд не поступило, просили рассмотреть дело без его участия;
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного о дате и времени рассмотрения дела третьего лица - Министерства строительства и архитектуры --.
В судебном заседании истица --1 подтвердила обстоятельства указанные в исковом заявлении, настаивая на удовлетворение исковых требований суду пояснила, что на период объявления чрезвычайной ситуации и в настоящее время на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в --. В связи с проливными дождями фундамент был поврежден, фундамент в многих местах имеет трещины, штукатурка на стенах отваливается, перегородки и полы стали кривыми, печь потрескалась, дом просел. До чрезвычайной ситуации таких повреждений не было, она постоянно проводила текущий ремонт, жилое помещение содержала надлежаще. Повреждения начали появляться в зимнее время и после зимы.
Представитель ответчика администрации --, действующая на основании доверенности --3 исковые требования не признала, полагает отказ администрации -- законным и обоснованным в связи с тем, что не установлена причинно-следственная связь повреждений жилого дома и произошедшим наводнением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утверждённых Постановлением Правительства РФ от -- -- «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в ред. от 12.10.2013), трансферты могут быть направлены только на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, а также являющихся собственниками жилых помещений либо муниципальным образованиям с целью оказания мер поддержки гражданам, проживавшим в поврежденном жилом помещении на основании договора социального найма на момент ввода режима чрезвычайной ситуации на территории --.
-- был издан Указ Президента РФ -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действующий в настоящее время.
-- -- во исполнение пункта 6 указа Президента РФ -- от -- было принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
-- от -- -- (далее Закон) «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта» - определены соответствующие меры социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории -- (далее - чрезвычайная ситуация), в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений (далее социальная выплата на капитальный ремонт).
Статьей 2 Закона определено понятие повреждение жилого помещения - это жилое помещение, в отношение которого принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с правилами ст. 3 Закона Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации (далее поврежденное жилье, поврежденные жилые помещения), являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (далее - пострадавшие граждане, граждане).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
При этом Закон наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями -- по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до --.
В соответствии со ст. -- от -- -- «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории --, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением -- от -- -- утвержден Порядок расходования субвенций областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее Порядок).
В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры --.
Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету -- в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от -- № 923.
Анализ приведенных нормативно правовых актов позволяет суду считать, что в создавшейся спорной ситуации правовыми условиями для реализации права истца на социальную поддержку, как лица пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 год на территории Дмитриевского сельсовета --, и включения его в списки для социальной выплаты, за счет бюджетных средств на капитальный ремонт поврежденного в связи крупномасштабным наводнением жилого помещения, необходимо наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о постоянном проживание лица в поврежденном в результата ЧС домовладение, наличие на его вещных прав, и отсутствие у лица другого жилья, пригодного для проживания.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением № 316-р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение, действующий и настоящее время.
Распоряжением -- от -- главы администрации -- «О создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащем сносу или реконструкции пострадавшего в результате наводнения на территории Мазановского сельсовета» создана межведомственная комиссия.
Согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 97/--4 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от -- № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от -- -- различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Судом установлено, что в период августа-сентября 2013 года в связи с выходом из берегов реки Зея, сопровождающееся обильным выпадением осадков на территории Новокиевского сельсовета имело место опасное гидрологическое явление в виде наводнения, обильного выпадения осадков на территории --.
Согласно акту обследования помещения -- от --, и заключению межведомственной комиссии по признанию жилых помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, назначенная Распоряжением администрации -- -- – р от -- года, - состояние жилого дома – Дом одноэтажный, двухквартирный, квартира трехкомнатная с кухней. --
47,3 кв.м., 1968 год постройки. Фундамент – бетонный, ленточный, многочисленные трещины, внутренние завалинки размыты и разрушены. Наружные и внутренние стены – деревянные, рубленные из бревен, повреждение штукатурного слоя. Перегородки – деревянные, окрашенные, наблюдается искривление перегородок. Чердачное перекрытие – деревянное с накатом из досок, отепленное. Крыша – 2-х скатная. Кровля из шифера. Окна -двойные глухие, деформация оконных блоков. Двери – простые деревянные, деформация дверных блоков. Полы – деревянные дощатые по деревянным лагам и настилом из досок, зрительно виден уклон пола в подполье. Внутренняя отделка – штукатурка из известковой окраской стен, потолка. Отопление – печное, водяное, наблюдается деформация и трещины по кладке печи. Водопровод – отсутствует. Электроснабжение – централизованное от существующих сетей.
Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия: основание, фундаменты - состояние ограничено работоспособное; наружные и внутренние стены – состояние ограниченно-работоспособное; перегородки – состояние ограничено-работоспособное; перекрытия, покрытия – состояние ограниченно-работоспособное; окна и двери – состояние ограничено-работоспособное; полы – состояние ограничено-работоспособное.
Комиссия пришла к выводу о том, что жилой дом площадью 47,3,0 кв.м, расположенный в одноэтажном, двухквартирном жилом доме по адресу: --, ул Лесная -- нуждается в проведении капитального ремонта.
Заключением -- от -- комиссия на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, установила факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления утраченных эксплуатационных характеристик в соответствии с установленными требованиями, и приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного в одноэтажном жилом доме по адресу --.
Как следует из материалов дела, --1 обратившись в суд с указанным иском, полагала о наличии у неё права пострадавшего лица в результате ЧС в августе-сентябре 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, на включение в списки граждан для оказания ей социальной помощи, за счет бюджетных средств в капитальном ремонте жилого дома по адресу; --, подвергнутого подтоплению в результате наводнения.
Представленными суду доказательствами, подтверждается постоянное проживание истца в жилом помещении по --, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации в августе 2013 года на территории Новокиевского сельсовета -- и требующее проведение капитального ремонта, а также отсутствии у --1 на момент чрезвычайной ситуации другого жилья, пригодного для проживания.
Так, из представленного суду истцом договора передачи жилого помещения в собственность от -- следует, что --1 является собственником жилого помещения, общей площадью 47,3 кв.м., по адресу --.
Согласно копии паспорта --1, последняя зарегистрирована в -- -- года.
--1 длительное время проживает в -- по указанному адресу.
Факт нахождения в собственности --1 жилого дома, расположенного по адресу -- установлен судом, на основании совокупности представленных доказательств по делу. Право собственности на жилой дом ни кем не оспаривается, другого жилья пригодно для проживания --1 не имеет.
Таким образом, судом установлено, что --1 на момент чрезвычайной ситуации - наводнения со -- на территории -- постоянно проживала по --, иного пригодно для проживания жилья не имеет. Факт повреждения данного жилого дома в результате чрезвычайной ситуации и необходимость проведения капитального ремонта данного объекта подтверждается выданным межведомственной комиссией актом обследования помещения от --.
Кроме того, помимо оказания помощи собственникам поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений (в виде предоставления жилого помещения или выплаты на строительство (приобретение) жилья взамен утраченного пунктом 7 Правил предоставления из федерального бюджета Амурской и Магаданской областей -- и -- иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года предусмотрена возможность предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйственных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.
Предоставление таких трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации ряда установленных пунктом 5 Правил условий, в том числе при наличии утвержденного нормативным правовым актом субъекта порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Вместе с тем, Постановлением -- от -- -- данный порядок был утвержден и вступил в силу.
Все указные выше нормы имеют своей целью оказание социальной поддержки гражданам, у которых в результате произошедшей на территории -- чрезвычайной ситуации было повреждено занимаемое жилое помещение. При этом оказание помощи не ставиться в зависимость от того, является ли лицо собственником поврежденного помещения, либо проживает в нем по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Суд не принимает доводы представителя ответчика - администрации -- --3, которая указала на отсутствие причинно следственной связи с обнаруженными дефектами конструкций дома и наводнением, произошедшим в августе-сентябре 2013 года. Однако в представленном техническом паспорте на жилой дом отсутствуют обнаруженные дефекты конструктивных элементов жилого дома, установленные актом межведомственной комиссией обследования жилого помещения -- от --
Акт и заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания составлен компетентными лицами в соответствии с действующим жилищным законодательством, согласно пояснению истицы в судебном заседании все обнаруженные дефекты конструкций жилого дома, появились в период наводнения и после того, как вода ушла из подполья, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в акте сведений, и показаниям истицы, у суда не имеется.
Суд приходит к выводу, что повреждения конструкций дома произошли вследствие наводнения в сентябре-августе 2013 года, в результате чрезвычайной ситуации (подтопление ливневыми стоками) произошло резкое ухудшение технического состояния здания из-за уменьшения несущей способности грунтов основания (размыв, вымывание грунтов, обводнение и разрушение). Общее состояние квартиры – ограниченно-работоспособное. Для безопасной эксплуатации объекта необходимо проведение капитального ремонта с устранением недостатков.
Стороной ответчика не представлено доказательств того, что дефекты конструкций жилого дома, установленные актом и заключением межведомственной комиссии № 506, произошли не в результате наводнения, а в результате физического износа дома, либо длительного срока эксплуатации.
Напротив, указанным актом, составленным уполномоченной комиссией, подтверждается факт наличия повреждений жилого дома, расположенного по адресу: --, при этом указано на размытие и разрушение завалинок, что свидетельствует о том, что вода проникала под жилое помещение, на что ссылается заявитель.
По результатам обследования комиссия приняла заключение о необходимости проведения капитального ремонта. При этом суд также принимает во внимание данные, отраженные в составленном по состоянию на -- техническом паспорте строения по указанному адресу, 1968 года постройки, из которых не усматривается наличие повреждений жилого дома.
Судом также принимается во внимание, что --1 администрацией муниципального образования «Новокиевский сельсовет» была признана пострадавшей и через Министерство социальной защиты ей были перечислены социальные выплаты - единовременная материальная помощь, и финансовая помощь по частичной утрате имущества, что подтверждается информацией представленной ГКУ -- – Управление социальной защиты населения по --.
--1 на протяжении длительного времени проживает в доме по --, является собственником данного жилого дома, несет расходы по его содержанию, в связи с чем, не имеется основании полагать, что в обращении истца с заявлением о предоставлении социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения имеются признаки злоупотребления правом.
--1 являясь собственником поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, нуждающегося в проведении капитального ремонта, постоянно проживающая на момент чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении, и не имеющей иного жилья, пригодного для проживания, обладает правом на получение государственных мер социальной поддержки, в соответствие с -- № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории -- мер поддержки на цели капитального ремонта».
Согласно п. 2 ст. -- от -- № 257-ОЗ - социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
Поскольку судом установлено, что истец относится к числу лиц, имеющих право на получение помощи на цели капитального ремонта, он подлежит включению в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми интересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования --1 удовлетворить.
Обязать администрацию -- включить --1 -- года рождения, в списки на предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу --
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий