Производство №2-153/2021
УИД 28RS0015-01-2021-000439-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июня 2021 года п. Магдагачи
Амурской области
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Е.А. Мельник,
при секретаре Кузнецовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Амурский уголь» к Попову К.И. о взыскании задолженности по ученическому договору,
установил:
истец АО «Амурский уголь» обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к ответчику Попову К.И., которое обосновано следующим.
17.09.2020г. между Поповым К.И. и АО «Амуруголь» заключен трудовой договор, согласно приказу № 898-к от 17.09.2020 г. ответчик принят на должность <данные изъяты>.
17.09.2020 г. между ответчиком и обществом заключен ученический договор на профессиональное обучение (без отрыва от работы), согласно которому ответчик был направлен на обучение в «Учебно-курсовой комбинат АО «Амуруголь» по профессии «Электрогазосварщик». В соответствии с п. 1.5 указанного договора, стоимость затрат связанных с обучением составила 6 123,60 рублей.
После окончания обучения ответчик обязан в соответствии с п. 2.3.5. договора, проработать не менее 3-х лет.
Пунктом 3.1. договора предусмотрено возмещение обществу затрат, понесенных Ответчиком за обучение, в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного договором срока.
После прохождения обучения ответчику выдано свидетельство № 2358 с присвоением квалификации « Электрогазосварщика».
Приказом № 1191-к от 26.11.2020 г. ответчик уволен по собственной инициативе (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).
Таким образом, ответчик не отработал положенных 3 года согласно п.2.3.5. ученического договора.
Стоимость затрат за обучение по договору составляет 6 123,60 рублей. Количество месяцев подлежащих отработке составляет - 36 месяцев. Количество фактически отработанных ответчиком месяцев - 1 месяц. Количество не отработанных месяцев - 35. Сумма задолженности пропорционально не отработанному времени составляет - 5 953,50 рублей, 6 123,60/36=170,10 - стоимость одного месяца, 170,10 * 35 (неотработанных месяца после прохождения обучения) = 5 953,50, 5 953,50 - 2 070,64 (сумма, удержанная из заработной платы) = 3 882,86 руб. сумма задолженности.
Таким образом, за ответчиком числится задолженность в сумме 3 882,86 рублей.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу АО «Амуруголь» задолженность по ученическому договору № 44-И/2020 от 17.09.2020 г. в сумме 3 882,86 рублей, сумму уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Представитель истца о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, представил письменное ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Попов К.И. о времени и месте судебного заседания извещен своевременно, согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском не согласен.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу частей первой и второй статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ч.1 ст.198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Согласно положениям ст.207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что ответчик на основании трудового договора, заключенного 17 сентября 2020 года между АО «Амурский уголь» и Поповым К.И., принят на работу на должность <данные изъяты> 1 разряда на Ремонтно-механический завод, механосборочный участок на неопределенный срок.
17 сентября 2020 года с работником был заключен ученический договор №44-и/2020 на профессиональное обучение (без отрыва от работы), в соответствии с которым работник направляется на обучение в учебно-курсовой комбинат АО «Амуруголь» по профессии «Электрогозосварщик» продолжительностью с 17.09.2020 по 20.10.2020 в объеме 162 часа, стоимость затрат связанных с обучением определена в размере 6123 рублей 60 копеек.
В соответствии с п.2.3 ученического договора от 17.09.2020 работник обязан добросовестно освоить теоретический и практический курсы по изучаемой специальности, выполнять учебный план, соблюдать учебную дисциплину, по окончании полного курса обучения сдать квалификационный экзамен, после окончания обучения отработать у работодателя не менее 3-х лет.
Согласно п.3.1 ученического договора работник возмещает работодателю затраты, понесенные на обучение в в размере, исчисленном пропорционально фактически не отработанному по полученной специальности сроку в случае, в том числе, увольнении работника по собственному желанию без уважительных причин до истечения срока установленного п.2.3 договора.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что стороны в ученическом договоре предусмотрели условие о необходимости ответчика после окончания обучения отработать у работодателя не менее 3-х лет и возместить затраты, понесенные организацией, связанные с оплатой его обучения в связи с увольнением до истечения указанного срока. Оснований сомневаться в осведомленности Попова К.И. о наличии у него обязанности возместить работодателю затраты на обучение, у суда не имеется, поскольку ученический договор подписан Поповым К.И. лично, ответчиком условия договора не оспариваются.
Согласно приказу №1191-к от 26.11.2020, трудовой договор с ответчиком прекращен с 26.11.2020 по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчик уволился из АО «Амуруголь» без уважительных причин, доводы искового заявления о наличии у ответчика обязанности возместить понесенные организацией затраты на его обучение являются обоснованными.
Размер затрат понесенных истцом на обучение ответчика исчислен исходя из стоимости обучения, указанной в ученическом договоре от 17.09.2020, количества времени, отработанного работником после обучения и с учетом удержанной при увольнении денежной суммы в размере 2070,64 рублей согласно расчетному листу (л.д.53) и является верным.
При таких обстоятельствах, исковые требования ОАО «Амурский уголь» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче искового заявления в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек (л.д.57), указанные расходы истца являются судебными расходами и подлежат возмещению с ответчика в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление акционерного общества «Амурский уголь» к Попову К.И. о взыскании задолженности по ученическому договору – удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Попова К.И. в пользу акционерного общества «Амурский уголь» 4282 (четыре тысячи двести восемьдесят два) рублей 86 копеек, в том числе 3882 рубля 86 копеек в счет возмещения затрат на обучение, 400 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Мельник