РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2015 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А..,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1503/15 по иску Б. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Б. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости к ответчику ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары, ссылаясь на то, что она работает на врачебных должностях в государственных учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. 30.09.2014г. она обратилась в ГУ-УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала ей в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа работы, засчитав ей 29 лет 08 месяцев 28 дней. Комиссией не были включены в специальный стаж работы периоды: с 15.09.2003г. по 24.10.2003г., с 08.09.2008г. по 31.10.2008г., с 01.12.2008г. по 25.12.2008г., с 09.01.2009г. по 19.12.2009г. – нахождение на курсах повышения квалификации. С указанным решением она не согласна, поскольку в указанные периоды её трудовые отношения с учреждением здравоохранения не прерывались, за ней сохранялись место работы, средний заработок, работодатель перечислял обязательные страховые взносы в Пенсионный Фонд. В период с 08.09.2008г. по 31.10.2008г. она осуществляла деятельность по охране здоровья населения в должности врача-невролога неврологического отделения стационара медико-санитарной части № 12 в течение полного рабочего дня. Просит признать за ней право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, предусмотренное пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Обязать ГУ-УПФ РФ в Советском и Октябрьском районах г.о. Самара включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном порядке периоды: с 15.09.2003г. по 24.10.2003г., с 01.12.2008г. по 25.12.2008г., с 09.11.2009г. по 19.12.2009г. – нахождение на курсах повышения квалификации; с 08.09.2008г. по 31.10.2008г. в должности врача-невролога неврологического отделения стационара медико-санитарной части № 12. Обязать ГУ-УПФ РФ в Советском и Октябрьском районах г.о. Самара назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 30.09.2014 года.
В судебном заседании истец Б. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары К., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность расчета стажа, суд считает иск Б. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1; ст. 7; ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании п.1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным законом.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что 30.09.2014 г. Б. обратилась в ГУ-УПФР в Октябрьском и Советском районах г. Самара с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары от 31.12.2014 г. № 2439 на дату обращения медицинский стаж заявителя составил 29 лет 8 месяцев 28 дней, в связи с чем установить Б. с 30.09.2014г. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с нормами ст. 27 п. 1 пп. 20 Закона № 173-ФЗ не представляется возможным из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет работы в медицинских учреждениях. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 516, из специального стажа исключены периоды: с дата по 25.06.1985, с дата по 25.12.2008, с дата по дата — курсы повышения квалификации; с дата по 18.03.1994, с дата по 17.06.2002, 04.10.2004, дата — отпуска без сохранения заработной платы; с дата по 24.10.2003, с дата по дата — специализация; с дата по дата — согласно карточке-справке рабочие дни отсутствуют.
Истец считает незаконным не включение указанных периодов в его специальный стаж.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от дата N 781 и Правила от дата N 781, вступившие в силу дата г..
Согласно пункту 5 названных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно разделу «Наименование должностей» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от дата N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков).
Судом установлено, что с 08.09.2008г. по 31.10.2008г. Б. осуществляла деятельность по охране здоровья населения в должности врача-невролога неврологического отделения стационара медико-санитарной части №... в течение полного рабочего дня, что подтверждается сведениями трудовой книжки Б. (л.д.18-21), справкой уточняющей занятость ГБУЗ Самарской области «Самарская городская больница № 4» от 19.01.2015г. (л.д.7), сведениями о начислении заработной платы за сентябрь-октябрь 2008 г. (л.д.14-17), а также Приказом ММУ «Медико-санитарная часть № 12» Октябрьского района г. Самары от 18.09.2008г. №... об изменении приказа о направлении работников на усовершенствование, согласно которого в приказе главного врача от 01.08.2008г. №... отменить повышение квалификации врача-невролога Б. на цикле «Актуальные вопросы в неврологии» с 08.09.08г. по 29.10.2008г. ввиду отказа от повышения квалификации Б. (л.д.12).
Таким образом, не включение в специальный медицинский стаж периода работы Б. с 08.09.2008г. по 31.10.2008г. в должности врача-невролога неврологического отделения стационара медико-санитарной части №... является неправомерным и подлежит включению в календарном порядке.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации основными целями и принципами правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата за время обучения.
Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, в связи с чем ст. 187 ТК РФ закреплены гарантии и компенсация работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации, одним из которых является сохранение места работы (должность) и средней заработной платы по основному месту работы, при направлении.
Согласно сведениям трудовой книжки Б. она непрерывно осуществляла трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в период с 17.10.1980г. по настоящее время.
Судом установлено, что истец направлялся на курсы повышения квалификации, специализацию, учебу и усовершенствование в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», Приказом Минздрава РФ от 25.10.1954г. № 484, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2008г. № 705-н, об обязательном периодическом повышении квалификации работников здравоохранения, в соответствии с которым профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов (медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение", занимающихся или претендующих на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью) проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного пятилетнего срока дополнительного профессионального образования.
В настоящее время аналогичная норма содержится в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012года N 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».
Согласно ст. 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 года одним из обязательных условий для занятия медицинской деятельностью в РФ является наличие у медицинского специалиста сертификата, выданного на основании послевузовского специального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация). Сертификат выдается сроком на 5 лет, следовательно, каждые пять лет, медицинский работник вынужден проходить обучение либо расторгать трудовой договор. Таким образом, повышение квалификации является не правом, а обязанностью каждого медицинского специалиста.
Требования об обязательном повышении квалификации является неотъемлемой частью трудовых обязанностей истицы, зафиксированных в соответствующих должностных инструкциях и, исходя из этого, находятся в неразрывной связи с осуществлявшейся ею деятельностью по охране здоровья населению.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пунктам 4 и 5 Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами, иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При применении данных Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса).
Таким образом, поскольку в это время трудовые отношения с учреждениями, где работала Б., не прерывались, за ней сохранялось место работы и средний заработок, со всех выплаченных сумм отчислялись страховые взносы, в том числе и в пенсионный фонд, трудовая функция Б. не прерывалась, а только совершенствовалась, суд считает периоды нахождения Б.: с 15.09.2003г. по 24.10.2003г., с 01.12.2008г. по 25.12.2008г., с 09.11.2009г. по 19.12.2009г. на курсах повышения квалификации подлежащими включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии со ст.19 ч.1 Федерального закона от дата N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что, с учетом включенных периодов работы в медицинский стаж, у Б. на момент обращения в пенсионный орган 30.09.2014г. имелся требуемый специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не менее 30 лет, в связи с чем, суд полагает возможным назначить досрочную трудовую пенсию с дата года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Б. к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары включить Б. в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы: с 15.09.2003г. по 24.10.2003г., с 01.12.2008г. по 25.12.2008г., с 09.11.2009г. по 19.12.2009г. – нахождение на курсах повышения квалификации; с 08.09.2008г. по 31.10.2008г. в должности врача-невролога неврологического отделения стационара медико-санитарной части № 12.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г. Самары назначить Б. досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с 30.09.2014 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 03.04.2015 года.
Судья (подпись) Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь