Дело № 2-3448/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«29» августа 2019 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Никишовой А.Н.,
при секретаре Игнатенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова Е. В. к ИП Орлову П. В. о признании договора возмездного оказания информационных услуг недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Устинов Е. В. обратился с иском к ИП Орлову П. В. о признании договора возмездного оказания информационных услуг недействительным. В обоснование указал, что 26.03.2019 г. был составлен договор возмездного оказания информационных услуг № б/н между Устиновым Е.В. и ИП Орловым П.В., в соответствии с которым исполнитель обязался предоставить заказчику на возмездной основе информационные услуги об объектах недвижимости, выставляемых на продажу их владельцами (собственниками), а ответчик обязался оплатить эти услуги в размере 6% от первоначально заявленной стоимости выбранного объекта недвижимости. Ответчик свои обязательства не исполнил надлежащим образом, ввиду чего истец от оплаты оказанных услуг отказался. Более того, указанный договор содержит условия, не соответствующие гражданскому законодательству, ввиду чего не может быть признан действующим. На основании изложенного, истец просил признать договор возмездного оказания информационных услуг недействительным.
Истец Устинов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтвердил его представитель в судебном заседании, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.
Ответчик ИП Орлов П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, что подтвердил его представитель в судебном заседании, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против заявленных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно п.п.1, 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Судом установлено, что 26.03.2019 ответчик заключил с истцом договор, в соответствии с которым обязался предоставить Устинову Е.В. на возмездной основе информационные услуги об объектах недвижимости, выставляемых на продажу их владельцами (собственниками), организовать их просмотр, а истец обязался оплатить эти услуги в размере 6% от первоначально заявленной продавцом цены договора.
В соответствие с актом приема-передачи информационных услуг заказчиком была просмотрена квартира по адресу <...>. Цена объекта составила 3 400 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца не оспорил принадлежность подписей в договоре возмездного оказания информационных услуг от 26.03.2019 г. и акте приема-передачи информационных услуг заказчику.
Поскольку, вступая в договорные правоотношения, посредством заключения договора возмездного оказания информационных услуг, заказчик соглашается с содержащимися в нем условиями, принимая на себя, в том числе, обязанность осуществлять их надлежащим образом.
Вследствие чего, не оспаривающий факт собственноручного подписания указанного соглашения, истец выражает свое согласие с содержанием его условий.
Таким образом, содержание п. 2.5 договора возмездного оказания информационных услуг, а также добровольное взаимосогласованное заключение соглашения между истцом и ответчиком, свидетельствуют о подтверждении заказчиком факта отсутствия у него сведений в отношении объектов недвижимости, указанных в акте приема-передачи информационных услуг названного договора.
Кроме того, довод о допустимости самостоятельного поиска истцом объектов недвижимости может быть принят во внимание только при учете того, что информацию об указанных объектах недвижимости заказчик не получал от исполнителя, что должно быть подтверждено содержанием акта приема-передачи информационных услуг. Обратное противоречило бы цели заключения договора указанного типа.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.
Ввиду чего, истец, заключивший оспариваемый договор на содержащихся в нем условиях, выразил тем самым свое согласие с ними.
В исковом заявлении приведен довод, согласно которому отрицается реальность оказанной услуги по причине нахождения информации о соответствующих объектах недвижимости в открытом доступе.
При этом в случае, если информация об объекте недвижимости, отраженном в акте приема-передачи информационных услуг, была получена заказчиком еще до заключения договора, то его действия противоречат целям, в соответствии с которыми совершается подпись в акте напротив показанного исполнителем объекта недвижимости.
Таким образом, содержание условий оспариваемого договора полностью соответствует целям, ради которых он заключается.
Кроме того, истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих нахождение информации об объектах недвижимости, отраженных в акте приема-передачи информационных услуг, в открытом доступе.
В свою очередь, ... г. был заключен договор возмездного оказания информационных услуг № между Устиновым Е. В. (заказчиком) и ИП Орловым П. В. (исполнителем), согласно предмету которого исполнитель обязуется оказать заказчику информационные услуги по поиску и подбору покупателя на объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, т.е. приобретенный в дальнейшем истцом в обход агентства недвижимости.
В силу п. 2.2.3 Договора № заказчик обязуется адресовать всех обратившихся к нему потенциальных покупателей и их представителей непосредственно к исполнителю.
В результате чего последовательным будет сделать вывод о том, что ввиду наличия эксклюзивного договора, заключенного исполнителем с продавцом объекта недвижимости, приобретенного в дальнейшем истцом, последним не могла быть получена подобная информация самостоятельным путем, поскольку в любом случае заказчиком по Договору № все потенциальные покупатели должны быть адресованы непосредственно к ответчику. Доказательств нарушения продавцом своих обязательств перед исполнителем истцом суду не представлено.
Более того, согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Следовательно, истцом в любом случае не могут быть представлены возражения относительно непредоставления услуги, предусмотренной предметом договора, о чем свидетельствуют факт его собственноручного подписания и соответствующее согласие с содержащимися условиями, наличие эксклюзивного договора с продавцом объекта недвижимости, а также отсутствие доказательств, подтверждающих нахождение указанной информации в открытом доступе.
В то же время, из содержания, вида и способа составления договора возмездного оказания информационных услуг, следует установить, что акт приема-передачи информационных услуг является его неотъемлемой частью, вследствие чего при осуществлении толкования указанных актов их необходимо рассматривать в неразрывной связи.
Приведенный вывод вытекает из правил толкования договоров, декларированных ст. 431 ГК РФ, в силу которых в случае неясности буквального значения условий договора, оно устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии абз. 4 п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» от 25.12.2018 г. значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Таким образом, после фактического ознакомления с содержанием условий договора возмездного оказания информационных услуг и акта приема-передачи информационных услуг, не должно оставаться сомнений относительно даты составления, место заключения, факта подписания, вида, содержания и объема услуг соответствующего акта.
Условия договора полностью соответствуют его предмету и соотносятся с целью оказанной Заказчику услуги, заключающейся в подборе и предоставлении информации об интересующих объектах недвижимости.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами законодательства, суд находит исковые требования Устинова Е.В. к ИП Орлову П.В. о признании договора возмездного оказания информационных услуг недействительным не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ... ░..
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№