Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2017 года Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Чагочкиной М.В.,
при секретаре Игумновой Е.П.,
с участием старшего помощника прокурора Падунского района г. Братска Бураковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1323/2017 по иску прокурора (адрес), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Санаторий Братское взморье» об обязании составить и согласовать акты аварийной и технологической брони,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Падунского района г. Братска обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения ОАО «Санаторий Братское взморье» законодательства в сфере электропотребления, которой установлено, что данное юридическое лицо включено Межрайонной ИФНС № 15 по Иркутской области в Единый государственный реестр за основным государственным регистрационным номером №, 16.03.2004 поставлено на налоговый учет по месту нахождения по адресу: (адрес) ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика №
09.11.2015 между ОАО «Санаторий «Братское взморье» и ООО «Иркутскэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения № 5180, по условиям которого ОАО «Санаторий Братское взморье» является потребителем электрической энергии и в силу п. 3.1 и п. 3.22 договора несет обязательства по оплате предоставленных ресурсов, составлению и согласованию с сетевой организацией актов аварийной и технологической брони.
В связи с ненадлежащим исполнением санаторием обязательств по оплате поставленных ресурсов, ООО «Иркутскэнергосбыт» неоднократно инициировало процедуру ограничения режима потребления электрической энергии, что подтверждается уведомлениями от 21.10.2016 № 327-051/3317 и от 17.04.2017 № 5180.
В ходе проверки обоснованности требований ресурсоснабжающей организации прокуратурой района было установлено, что санаторий по состоянию на 01.04.2017 имеет перед ООО «Иркутскэнергосбыт» задолженность по оплате данного коммунального ресурса в сумме 14 509 011 руб., которая образовалась с января 2016 г.
Наличие задолженности в указанном размере является законным основанием для введения ограничения режима электропотребления ресурсоснабжающей организацией в установленном законом порядке.
Вместе с тем, ОАО «Санаторий Братское взморье» с 2014 года является теплоснабжающей организацией и наделено статусом гарантирующей организации на территории санатория для системы холодного водоснабжения и водоотведения. Соответственно, в отношении ОАО «Санаторий Братское взморье», как организации, эксплуатирующей объекты централизованного водоснабжения и канализации 3-х многоквартирных жилых домов, расположенных на его территории, режим ограничения электроснабжения не может быть введен ниже величины аварийной брони.
В нарушение требований действующего законодательства ОАО «Санаторий Братское взморье» до настоящего времени не согласован уровень аварийной и технологической брони с сетевой организацией ЗАО «БЭСК» и соответствующий акт гарантирующему поставщику ООО «Иркутскэнергосбыт» для определения минимального объема потребления электроэнергии для целей выполнения ОАО «Санаторий Братское взморье» обязательств в качестве ресурсоснабжающей организации не предоставлен.
На неукоснительное исполнение данной обязанности, прямо предусмотренной законом, ОАО «Санаторий Братское взморье» указывалось на совещании при прокуроре района, состоявшемся в октябре 2016 г. по вопросу недопущения введения полного ограничения электроснабжения предприятия, и в требованиях, изложенных в представлении, внесенном прокуратурой района 19.04.2017 в адрес руководителя предприятия, которые не удовлетворены ответчиком по результатам рассмотрения данной меры реагирования.
В свою очередь, отсутствие у ОАО «Санаторий Братское взморье» акта согласования аварийной брони может повлечь введение Братским отделением ООО «Иркутскэнергосбыт» ограничения режима потребления электрической энергии ниже минимального объема электрической энергии, необходимого для обеспечения безопасного для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояния объектов потребителя, что является недопустимым и повлечет, помимо указанного, нарушение жилищных прав граждан, проживающих в обслуживаемых санаторием домах, а также пациентов, проходящих лечение и оздоровление в санатории и оплативших санаторно-курортные услуги надлежащего качества.
Просит суд:
Обязать ОАО «Санаторий Братское взморье» в установленном законом порядке составить и согласовать акты аварийной и технологической брони в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец – старший помощник прокурора Падунского района г. Братска Буракова Н.С., действующая на основании доверенности от 17 июля 2017 года, иск поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика ОАО «Санаторий Братское взморье», в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате рассмотрения дела, в письменном заявлении просил рассмотреть иск в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ООО «Иркутскэнергосбыт» - Кулешевич И.Л., действующий на основании доверенности от 20 сентября 2016 года, требования прокурора поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица АО «Братская электросетевая компания» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате рассмотрения дела. В письменном заявлении представитель Бережной С.А., действующий на основании доверенности от 01 сентября 2016 года, просил иск рассмотреть в его отсутствие, требования прокурора поддержал.
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2002 года следует, что прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо органов прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.
При таких обстоятельствах и во взаимосвязи со статьями 4, 38, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Поэтому прокурор Падунского района г. Братска был вправе обратиться в Падунский районный суд города Братска Иркутской области с данным иском.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как следует из копии сообщения ООО «Иркутскэнергосбыт» от 21 октября 2016 года, ООО «Иркутскэнергосбыт» предупреждает ОАО «Санаторий Братское взморье», что при нарушении сроков оплаты за потребленные энергоресурсы ООО «Иркутскэнергосбыт» применит меры по работе с дебиторской задолженностью к потребителям электроэнергии в рамках действующего законодательства.
17 апреля 2017 года уведомлением № 5180 ООО «Иркутскэнергосбыт» сообщило ОАО «Санаторий Братское взморье» о наличии задолженности по оплате использованных энергоресурсов по состоянию на 17.04.2017 г. в сумме 14 214 987,65 рублей, указав на то, что в случае непогашения (неоплаты) в полном объеме задолженности самостоятельно под контролем сетевой организации введет ограничение подачи электроэнергии до уровня технологической брони на срок 5 дней и в последующем до уровня аварийной брони.
Как следует из представления об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики от 19.04.2017 г., прокуратура Падунского района г. Братска требует от ОАО «Санаторий Братское взморье» составить и согласовать акты аварийной и технологической брони; принять меры к погашению кредиторской задолженности за электроэнергию, решить вопрос о судебном взыскании имеющейся задолженности, оплата которой просрочена; рассмотреть возможность перехода в другую категорию электропотребителей с учетом необходимой для осуществления деятельности санатория мощности; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности, допустивших, выявленной проверкой, нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 установлен порядок ограничения режима потребления электроэнергии.
В силу п. 18 Правил полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от мая 2012 года № 442 в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 Правил не ниже уровня аварийной брони.
Согласно п. 2 Приложения «Категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, социальным последствиям» относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов в отношении этих объектов.
В отношении таких потребителей в соответствии с пунктом 14(2) Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенным условием договора энергоснабжения.
Таким образом, поскольку ОАО «Санаторий Братское взморье» относится к организации, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, ограничение режима потребления ниже уровня аварийной брони данной организации не допускается.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребитей электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Следовательно, в отношении потребителей - организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктом 14(2) Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, которые являются существенными условиями договора электроснабжения.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при введении ограничения электроснабжения определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимся неотъемлемым приложением к договору электроснабжения.
Таким образом, введение ограничения режима потребления электроэнергии в случае отсутствия акта аварийной и технологической брони является несоблюдением специального порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии и ущемляет права и интересы ответчика.
Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергоснабжающей организации, в данном случае ООО «Иркутскэнергосбыт», не применять в отношении указанной организации, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.
При полном ограничении режима потребления электроэнергии организации, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку будет создана угроза возникновения аварийных ситуаций, что может привести к необратимым, тяжким последствиям.
Судом установлено, что до настоящего времени ОАО «Санаторий Братское взморье», в нарушение требований действующего законодательства не согласованы уровень аварийной и технологический брони с сетевой организацией в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442.
Сами по себе понятия технологической и аварийной брони закреплены в п. 53, 54 Приказа Минэнерго России от 06.06.2013 № 290.
В соответствии же с п. 31.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861, (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442), в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав все представленные доказательства в совокупности, с соблюдением норм процессуального права, в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд считает, что иск прокурора Падунского района г. Братска подлежит удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Падунского района города Братска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Санаторий Братское взморье» об обязании составить и согласовать акты аварийной и технологической брони удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Санаторий Братское взморье» в установленном законом порядке составить и согласовать акты аварийной и технологической брони в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, прокурором, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – принесения апелляционного представления в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, начиная с 19 июля 2017 года.
СУДЬЯ: М.В.Чагочкина