Дело № 2-669/2015
Поступило в суд 04.02.2015 г.
(мотивированное)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2015 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием заявителей Литвиновой Р.Н., Бровковой И.А., Юргановой Л.Н., представителя заявителей К.Н., представителей администрации г. Бердска Г.Н., П.О., представителя межведомственной комиссии Р.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Братковой Т. Н., действующей за себя и несовершеннолетнюю Б.В., Екимцовой Г. Г., Русаковой И. Н., Бровковой И. А., Бровкова М. В., Костыриной З. М., Литвиновой Р. Н., Литвинова А. Н., Юргановой Л. Н., Ламина А. А.ича, Ламиной О. Ф., Ламиной Н. А., Акишиной Р. А., М.Г. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> и межведомственной комиссии <адрес>,
УСТАНОВИЛ :
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии и администрации города Бердска, и обязании администрации города Бердска провести обследование жилых помещений №, а также конструкций и фундамента жилого дома по адресу: <адрес>.
В обоснование заявления указали, что заявителями в администрацию города Бердска были направлены заявления о проведении обследования квартир №, расположенных в <адрес>, а также конструкций и фундамента данного дома. Заявления были оформлены в установленном законном порядке, зарегистрированы администраций 24.09.2014 г. и 08.10.2014 г.. Однако, на день подачи заявления в суд, обследование дома не проведено. Письмом от 29.10.2014 г. администрация города Бердска в адрес Юргановой Л.Н., Л., Акишиной Р.А., М.Г. (собственники квартир №) было направлено письмо, в котором разъяснялось, что запланировано провести межведомственную комиссию в срок до 15.11.2014г., с результатами которой было предложено ознакомиться по телефону. 24.11.2014 г. в адрес собственника <адрес> Братковой Т.Н.направлено письмо, из которого следует, что 10.11.2014 г. было проведено заседание межведомственной комиссии. Однако, в нарушение жилищного законодательства, собственники квартир в многоквартирном доме не были привлечены к участию в работе комиссии. Несмотря на то, что администрацией города Бердска не проводилось обследования вышеуказанного жилого дома, в отношении трех квартир уже имеются заключения об их непригодности для проживания. Экспертами были осмотрены жилой дом, фундамент, проведено обследования квартиры, согласно выводам экспертов техническое состояние жилого <адрес> оценивается как неудовлетворительное. В настоящее время в квартирах заявителей имеются трещины в оконных откосах, сквозные трещины на несущих стенах, трещины в ванной комнате, трещины на потолке. Окна в квартирах не открываются и не закрываются, периодически заклинивает то верхняя, то нижняя рама. В квартирах № и № стекла в окнах местами потрескались. В соответствии с Постановлением администрации от 04.08.2008 г. №213-па «О мониторинге реализации адресных программ по проведению капитального ремонта МКД и переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета Новосибирской области» проведен капитальный ремонт <адрес>. В том числе, произведены ремонт кровли, ремонт инженерных систем, ремонт фасада. Одновременно с проведением капитального ремонта здания собственник подвального помещения С.И. без разрешительной документации начал производить реконструкцию цокольного помещения здания по <адрес>. Актом проверки технического состояния цокольного этажа жилого <адрес>, составленным Администрацией города Бердска от 06.06.2008 г. установлено, что на момент проверки проводятся работы, которые являются реконструкцией, изменяются параметры капитального строительства, что влияет на надежность и безопасную эксплуатацию здания. Администрацией города Бердска проводился ряд проверок, которые подтвердили, что нарушена целостность фундамента дома, однако, никаких действий по проверке фундамента не предпринимает.
Согласно уточненным требованиям (л.д.181-183) заявители просят признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии при Администрации г.Бердска по оценке соответствия квартир № жилого <адрес> установленным требованиям по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, выразившимся в не проведении оценки жилых помещений и жилого <адрес>, обязать Межведомственную комиссию при администрации г.Бердска в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия помещений квартир № жилого <адрес> установленным требованиям по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Признать незаконным бездействие Администрации г.Бердска при рассмотрении заявлений собственников квартир <адрес> от 27 сентября 2014 года и 05 октября 2014 года, в связи с несоблюдением установленной процедуры и непринятию решений, предусмотренных п.п.43, 44, 46 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением правительства РФ от 28.01.2006 года №47.
Администрацией города Бердска представлен письменный отзыв на заявление, согласно которому требования заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. 24.09.2014 года в администрацию г.Бердска поступило заявление от Братковой Т.Н., Екимцовой Г.Г., Русаковой И.Н., Бровковой И.А., Бровкова М.В., Костыриной З.М., Литвиновой Р.Н., Литвинова А.Н. о проведении обследования жилых квартир заявителей и жилого <адрес> на предмет аварийности и непригодности для проживания. 22.10.2014 года в адрес заявителей было направлено уведомление о продлении срока (до 22.11.2014 г.) рассмотрения направленного обращения. 08.10.2014 г. в администрацию г. Бердска поступило заявление от Юргановой Л.Н., Ламина А.А., Ламиной Н.А., Акишиной Р.А., М.Г. о проведении обследования жилых квартир заявителей и жилого <адрес> на предмет аварийности и пригодности для проживания. 10 ноября 2014 года состоялось заседание межведомственной комиссии, на которое была приглашена представитель заявителей – К.Н., которая извещалась через ее секретаря. Ни заявители, ни сама К.Н. по неизвестным причинам на заседание комиссии не явились. На заседании комиссии было принято решение рекомендовать собственникам квартир № провести независимую экспертизу технического состояния несущих конструкций квартир, после получения заключения экспертизы о техническим состоянии конструкций квартир № провести повторное заседание межведомственной комиссии. По заключению эксперта от 03.03.2014 года многоквартирный дом по <адрес> соответствует требованиям Положения №47 от 28.01.2006 г., проведение обследования конструкций и фундамента жилого <адрес> нецелесообразно.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании 07 апреля 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Межведомственная комиссия г. Бердска по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Заявители Литвинова Р.Н., Бровкова И.А., Юрганова Л.Н. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявители Браткова Т.Н., Екимцова Г.Г., Русакова И.Н., Литвинов А.Н., Ламин А.А., Ламина О.Ф., Ламина Н.А., Бровков М.В., Костырина З.М., Акишина Р.А., М.Г. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя К.Н.
Представитель заявителей К.Н., действующая на основании доверенностей (л.д.10-22), требования поддержала, с согласия явившихся заявителей пояснила, что со стороны Администрации города Бердска имеются нарушения п. 44 Постановления Правительства от 28.01.2006 г. №47. В 30-дневный срок не было рассмотрено заявление жителей дома по <адрес>. Заседание комиссии было проведено в отсутствие собственников жилья, экспертиза дома так и не была проведена, администрация города Бердска денежные средства на проведение экспертизы так и не запланировала и не выделила. В состав комиссии не включен представитель Управления Россреестра. Протокол заседания межведомственной комиссии разниться с ответами представителей Администрации г. Бердска на заявления заявителей. Администрацией г. Бердска не были предприняты какие-либо меры к собственнику подвального помещения С.И., когда он нарушил фундамент дома и убрал все несущие перегородки. Дом разрушается, имеются трещины на потолках, стенах, окна лопаются, двери не закрываются. Администрация г. Бердска должна выделить средства для проведения экспертизы данного дома, должна руководить межведомственной комиссией.
Представитель Администрации г. Бердска Г.Н., действующая на основании доверенности (л.д.170), возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии с п.45 Постановления № заявитель должен приложить заключение специализированной организации, которая вправе обследовать дом. В соответствии с протоколом от 10.11.2014 г. межведомственной комиссии была представлена экспертиза в отношении всего дома по <адрес>, однако, спорных квартир в ней не было. В связи с этим собственникам квартир было рекомендовано провести независимую экспертизу, поскольку имеются три противоречащих друг другу экспертизы. Есть оговорка, что на основании представленных документов будут выделены денежные средства, но они не выделялись, однако, это не мешало собственникам самим провести экспертизу. Законом не предусмотрена обязанность Администрации г. Бердска осуществлять в отношении межведомственной комиссии контрольно-надзорные функции. Подвальное помещение принадлежит С.И. на праве собственности, реконструкцию в нем он проводил на основании заключения о возможности ее проведения. Подвальное помещение не относится к общему имуществу дома.
Представитель Администрации г. Бердска, действующая на основании доверенности (л.д.8 т.2), П.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, с возражениями, высказанными предыдущим представителем Администрации г. Бердска согласна.
Представитель межведомственной комиссии в г. Бердска по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, действующая на основании доверенности (л.д.9 т.2), Р.О. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку нарушений со стороны комиссии прав заявителей не было. Протокол заседания комиссии не направлялся заявителям в связи с тем, что его содержание было в ответе на имя Юргановой и Б.. Члены комиссии были в отпуске. В связи с тем, что были представлены три разные экспертизы, были подготовлены запросы на имя И.О. Главы г. Бердска с целью продления срока рассмотрения заявлений. Беликова представила заключение от 17.10.2014 г., согласно которому разрушений несущих конструкций дома не имеется. О том, что данное заключение оспаривалось в суде, комиссии известно не было.
Выслушав заявителей и их представителя, представителей администрации МО г. Бердска, представителя межведомственной комиссии, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Как усматривается из материалов дела заявители являются собственниками жилых помещений за №№ 10,11,12,15,18,20,30, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.23-30).
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, которая в соответствии с действующим законодательством создается в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором расположены квартиры заявителей, относится к муниципальному жилищному фонду г. Бердска, то органом по созданию межведомственной комиссии в данном случае является Администрация г. Бердска, поэтому заявители в силу ст. 254 ГПК РФ вправе оспорить в суде бездействие данного органа местно самоуправления. И кроме того, следует также отметить, что орган местного самоуправления вправе принимать решение и о признании жилых помещений, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.Иные органы таковыми полномочиями, в соответствии с действующим законодательством, не наделены.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Межведомственная комиссия создается в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Постановлением Администрации города Бердска в связи с кадровыми изменениями был утвержден состав межведомственной комиссии в городе Бердске по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (л.д.122).
Из содержания состава межведомственной комиссии следует, что действительно отсутствует представитель Управления Росреестра, однако, это не является нарушением, поскольку из абз. 4 пункта 7 Положения №47 следует, что в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
24 сентября 2014 года на имя И.О. Главы Администрации г. Бердска собственниками квартир в жилого дома по <адрес> Братковой Т.Н., Екимцовой Г.Г., Русаковой И.Н., Бровковой И.А., Бровкова М.В., Костыриной З.М., Литвиновой Р.Н., Литвинова А.Н. подано заявление о необходимости проведения обследования фундамента, конструкции покрытия здания, ограждающих конструкций наружных стен, отделки фасада здания жилого дома по <адрес>, признания данного многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу и непригодным для проживания.
С аналогичным заявлением 08 октября 2014 года обратились Юрганова Л.Н., Ламин А.А., Ламина О.Ф., Ламина Н.А., Акишина Р.А., М.Г. (л.д.33-35).
Пунктом 46 предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Как усматривается из материалов 29.10.2014 заместителем главы администрации был дан ответ на заявление Юргановой Л.Н., Ламина А.А., Ламиной О.Ф., Ламиной Н.А., М.Г. о том, что по рассмотрению заявления от 08.10.2014 г. запланировано проведение заседание межведомственной комиссии в срок до 15.11.2014г. (л.д.38).
На первое заявление был дан письменный ответ Братковой Т.Н., о том, что 10.11.2014 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по рассмотрению обращений собственников квартир № жилого дома по <адрес>, на котором было принято решение о проведении независимой экспертизы технического состояния квартир № жилого дома по <адрес> при выделении дополнительных денежных средств для выполнения данного вида работ.
Суд приходит к выводу, что данное решение, принятое комиссией о назначении независимой экспертизы не соответствует требованиям закона, поскольку согласно пункту 47 Положения №47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Суд не соглашается с доводами представителей Администрации г. Бердска и представителя межведомственной комиссии относительно того, что поскольку заявителями были представлены противоречащие друг другу акт экспертного исследования №1542/9 от 26.10.2011, выданный ГУ Сибирский РЦСЭ Минюста РФ, согласно которому техническое состояние жилого <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 оцениваются как неудовлетворительное (л.д.39-47), а по заключению эксперта ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России от 03.03.2014 г. многоквартирный дом по <адрес> (кроме квартир №) находится в работоспособном техническом состоянии (л.д.51-54), решением комиссии стало назначение независимой экспертизы. Ссылка представителей администрации МО <адрес> и межведомственной комиссии г.Бердска на заключение эксперта ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России от 03.03.2014 г., согласно которому многоквартирный дом по <адрес> (кроме квартир №) находится в работоспособном техническом состоянии, несостоятельна, поскольку ранее данное экспертное заключение было оспорено в судебном порядке.
Вопрос о назначении независимой экспертизы должен был быть разрешен в ходе работы с заявлениями и приложенными к ним документами в 30- дневный срок.
Согласно абз.2 пункта 46 Положения №47 в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Суд, изучив межведомственную переписку между МКУ «Управление ЖКХ» и Администрацией города Бердска (л.д.10-15 т.2) пришел к выводу, что по сути, никакой практической деятельности по рассмотрению заявления собственников квартир <адрес> уполномоченными лицами не проводилось, результатом данной деятельности стало решение о проведении дополнительной экспертизы, которое нельзя признать законным. Кроме того, обследование квартир № по <адрес> не проводилось, что отражено в письме на имя Братковой Т.Н. (л.д.36)
Суд не может согласиться с представителем межведомственной комиссии, относительно того, что необходимости в направлении копии решения не было, поскольку результаты были изложены в письме к одному из заявителей – Братковой Т.Н., поскольку судом установлено, что заявители не были извещены о времени и месте заседания межведомственной комиссии, не смотря на то, что из содержания пункта 7 Положения №47 следует, что собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Доказательств уведомления заявителей о заседании комиссии заинтересованными лицами суду не представлено.
О заседании комиссии, назначенном на 11 ноября 2014 г. члены комиссии были извещены телефонограммой 07 ноября 2014 г (л.д.16,17).
Таким образом, судом установлены многочисленные нарушения со стороны межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений собственников по вопросу о признании многоквартирного жилого дома по <адрес>, аварийным, подлежащим сносу, непригодным для проживания.
Согласно п.49 Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006г., в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение Администрацией МО г.Бердска по результатам заседания межведомственной комиссии принято не было.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования заявителей удовлетворить.
Признать незаконным бездействие межведомственной комиссии при Администрации г. Бердска и Администрации муниципального образования г. Бердска в непроведении оценки соответствия помещений квартир № жилого <адрес> установленным требованиям, и не принятию решения, установленного п. 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года.
Обязать Межведомственную комиссию при Администрации г. Бердска в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, провести оценку соответствия квартир № жилого <адрес> установленным требованиям, признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В.Лихницкая
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2015 года.