№ 2-4803/2017-25
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации18 июля 2017 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Исраэлян Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михалева Ю.Ю. к акционерному обществу «ТНС энерго Карелия» об обязании заключить договор,
у с т а н о в и л:
Михалев Ю.Ю. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он является собственником здания пункта технического обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>. 15.02.2016 год истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора энергоснабжения в отношении указанного выше объекта. В ответ на заявку ответчик сообщил о включении дополнительной точки поставки в договор энергоснабжения № от 01.09.2008 года, заключенный между сторонами, и направил два экземпляра приложения для подписания. При этом, ответчик указал, что «тариф «население» не подлежит применению в отношение объекта, принадлежащего истцу на праве собственности. С данными действиями ответчика истец не согласен, полагает, что при заключении договора подлежит применению тариф «Население», так как указанный выше объект является гаражом, используется истцом для личных целей – для хранения транспортных средств, а не для коммерческих целей. В связи с чем, истец просит обязать ответчика заключить с ним договор энергоснабжения на гараж, расположенный по адресу: <адрес>, как с физическим лицом, использующим электроэнергию для бытовых нужд.
Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Кончезерская сельская администрация.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица в судебном заседании не участвовал, о дне рассмотрения извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником здания пункта технического обслуживания автомашин, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. (территория администрации Кончезерской сельской), на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.01.2006, выданного на основании договора купли-продажи от 31.10.2005 года №.
01.09.2008 года между ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (в настоящее время АО «ТНС энерго Карелия») заключен договор энергоснабжения №.
15.02.2016 истец обратился в адрес АО «ТНС энерго Карелия» с заявкой заключении договора энергоснабжения (включении дополнительной точки поставки) в отношении принадлежащего ему на праве собственности «гаража», расположенного по адресу: <адрес>. В ответ на данное заявление ответчиком 11.03.2016 года был направлен ответ о включении дополнительной точки поставки в <адрес> в договор энергоснабжения № от 01.09.2008 года и направлении в адрес истца двух экземпляров приложения к договору для подписания. Также ответчиком было указано о невозможности применения тарифа «население» или «приравненные к населению» в отношении указанного выше объекта, поскольку истцом не были приложены правоустанавливающие документы на «гараж», а было приложено свидетельство о праве собственности на «здание пункта технического обслуживания автомашин».
17.03.2016 истцом в адрес ответчика было направлено заявление о проведении проверки в отношении объекта недвижимости и установлении тарифа «население» при подключении дополнительной точки, в ответ на заявление АО «ТНС энерго Карелия» сообщило об отсутствии оснований для применения тарифа «население», ввиду того, что здание пункта технического обслуживания автомашин не относится к жилым помещениям и не предполагает потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 части 2 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В силу п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20э/2 определены тарифные группы потребителей электроэнергии, а именно: базовые потребители; население; прочие потребители; организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
К тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
К группе «прочие потребители» относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.
В соответствии с пунктом 108 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 для населения и приравненных к нему категорий потребителей на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, стоимость фактически потребленной электрической энергии (мощности) определяется гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) как произведение фактического объема потребления электрической энергии и тарифа, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 18.12.2013 №356 «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, по Республике Карелия» (действовало до 01.01.2015) и постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 05.12.2014 №176 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Карелия», постановлением от 01.04.2015 №45 «О внесении изменений в Постановление Государственного комитета РК по ценам и тарифам от 05.12.2014 №176» определен перечень лиц, относящихся к категории «население» и приравненных к нему категорий.
Группы (категории) потребителей электрической энергии (мощности) и критерии дифференциации цен (тарифов) по указанным группам (категориям) определяются Федеральной службой по тарифам.
Согласно п.67 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1178 от 29.12.2011 регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в прогнозном балансе, и индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемых Федеральной службой по тарифам. Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении № 1.
Таким образом, основным критерием для отнесения гражданина к тарифной группе «население» является цель приобретения и использование электрической энергии.
Следовательно, удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и для удовлетворения собственных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации только жилое помещение может быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом и потребляющее коммунальные услуги.
С учетом изложенного, анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что правоотношения по энергоснабжению нежилого помещения здания пункта технического обслуживания автомашин, расположенного по адресу: <адрес>. (территория администрации Кончезерской сельской), общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего истцу, не подпадают под сферу регулирования приведенных выше Правил № 354 от 06.05.2011, которые распространяют свое действие только на отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, при этом назначение нежилого помещения исключает возможность использования его для личных бытовых нужд, поэтому согласно Перечню категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия, поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 №614 истец не может быть отнесен к категории потребителей – «население», в соответствии с целевым назначением принадлежащего Михалеву Ю.Ю. нежилого помещения он относится к группе «Прочие потребители».
Также суд принимает во внимание, что Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке не приравнивают к тарифной группе «население» собственников (физических лиц) нежилых помещений, в частности здание пункта технического обслуживания автомашин. Кроме того, в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих об использовании электроэнергии в указанном нежилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
Доводы стороны истца о том, что указанное нежилое помещение используется им для личных нужд в качестве гаража, не могут быть признаны обоснованными, объективным основанием для вывода о том, что данный объект недвижимого имущества в качестве «здания пункта технического обслуживания автомашин» не может быть использован как в настоящее время, так и в будущем. Достаточных доказательств того, что нежилое помещение приобретено и используется истцом для личных и бытовых нужд, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
МИхалеву Ю.Ю. в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В.Полякова
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2017 года