Судья Бурдова Е.А. Дело № 33-149/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 апреля 2012 года г. Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Гришиной С.Г.
судей: Дубовцевой А.Н., Дзыба З.И.
при секретаре Лайпанове И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дотдаева С.А. на решение Зеленчукского районного суда от 30 января 2012 года по гражданскому делу по иску Дотдаева С.А. к Дотдаеву А.С., Дотдаеву Р.С., Дотдаеву Б.С., Дотдаевой Л.М. о восстановлении срока для принятия наследства и оспаривании сделок по отчуждению наследственного имущества.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дубовцевой А.Н., объяснения Дотдаева С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Дотдаева Р.С., Дотдаева Б.С., Дотдаевой Л.М. и их представителя Какупшевой М.А., считающих судебное решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дотдаев С.А. обратился в Зеленчукский районный суд с исковым заявлением к Дотдаеву А.С., Дотдаеву Р.С. и Дотдаевой Л.М., в котором просил восстановить ему срок для принятия наследства, состоящего из <...> доли жилого дома общей площадью <...> кв.м. и земельного участка площадью <...> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, и признать его принявшим наследство; определить доли наследников Дотдаева С.А. и его сестры Тешелеевой (Дотдаевой) А.А. равными по <...> вышеуказанного имущества; признать ранее выданные свидетельства о праве на наследство на указанное имущество недействительными; признать отсутствие прав у ответчиков на данное имущество и недействительной государственную регистрацию прав Дотдаева А.С., Дотдаева Р.С., Дотдаевой Л.М.
В обоснование требований истец указал, что <дата> умерла его мать Н., после смерти которой открылось наследство, состоящее из жилого дома площадью <...> кв.м. и земельного участка площадью <...> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Наследниками первой очереди Н. являются истец и его сестра Тешелеева (Дотдаева) А.А.
В установленный ст.1154 ГК РФ шестимесячный срок истец не имел возможности принять наследство из-за длительной тяжелой болезни, а затем смерти сына, а также в связи с наличием заболеваний у него самого и его супруги.
В 2011 году Дотдаеву С.А. стало известно о том, что жилой дом и часть земельного участка площадью <...> кв.м. принадлежат на праве собственности Дотдаеву А.С., внуку наследодателя, части земельного участка площадью по <...> кв.м. Дотдаеву Р.С. и Дотдаевой Л.М.
Впоследствии Дотдаев С.А. в порядке, предусмотренном ст.39 ГПК РФ, изменил основание иска и уточнил исковые требования - истец просил суд помимо удовлетворения ранее заявленных требований признать недействительными: договор дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, от 2 июня 2007 года, заключенный Н. и Дотдаевым Б.С.; договор купли-продажи жилого дома и части земельного участка площадью <...> кв.м. по вышеуказанному адресу, заключенный Дотдаевым Б.С. и Дотдаевым А.С.; договор купли-продажи земельного участка площадью <...> кв.м. по тому же адресу, заключенный Дотдаевым Б.С. и Дотдаевой Л.М.; договор купли-продажи земельного участка площадью <...> кв.м. по тому же адресу, заключенный Дотдаевым Б.С. и Дотдаевым Р.С., и применить последствия недействительности сделок в форме возврата имущества из владения Дотдаева А.С., Дотдаевой Л.М., Дотдаева Р.С.
Решением Зеленчукского районного суда от 30 января 2012 года в удовлетворении исковых требований Дотдаеву С.А. отказано.
На данное решение Дотдаевым С.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение Зеленчукского районного суда от 30 января 2012 года и принять по делу новое решение. Свою жалобу Дотдаев С.А. обосновал тем, что суд необоснованно не принял во внимание представленные им доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для принятия наследства, и неправильно применил нормы материального права о сроках исковой давности.
В возражениях на апелляционную жалобу Дотдаев Р.С., Дотдаев Б.С., Дотдаев А.С. и Дотдаева Л.М. просят оставить решение Зеленчукского районного суда без изменения, а жалобу Дотдаева С.А. – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как усматривается из материалов дела, истец Дотдаев С.А. является родным сыном Н., умершей <дата> (л.д. 22, 24).
После смерти Н. с заявлением о принятии наследства в установленный законом шестимесячный срок обратилась сестра истца Тешелеева А.А., которой 30 октября 2007 года было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на наследственное имущество, состоящее из денежного вклада в Карачаево-Черкесском Сберегательном банке № 8585 (л.д. 46, 48).
Дотдаев С.А. обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшееся после смерти Н., только в апреле 2011 года. Постановлением нотариуса от 26 апреля 2011 года в выдаче такого свидетельства Дотдаеву С.А. было отказано в связи с пропуском срока для принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ (л.д. 30).
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что согласно выписке из похозяйственной книги Архызского сельского поселения и договору купли-продажи земельного участка от 27 декабря 2005 года Н., <...> года рождения, являлась собственником жилого дома общей площадью <...> кв.м. и земельного участка мерою <...> кв.м., расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 28, 59-60).
14 августа 2006 года Н. была выдана доверенность на имя Дотдаева Р.С. сроком три года на оформление документов и проведение регистрации права собственности на указанные жилой дом и земельный участок, и на дарение указанного недвижимого имущества Дотдаеву Б.С. (л.д. 58).
<дата> Н. умерла, о чем выдано свидетельство о смерти (л.д. 24).
2 июня 2007 года между Дотдаевым Р.С., действовавшим по доверенности от имени Н., и Дотдаевым Б.С. в простой письменной форме был заключен договор дарения вышеуказанных жилого дома и земельного участка; регистрация сделки и права собственности Дотдаева Б.С. была произведена в Управлении федеральной регистрационной службы по КЧР 8 июня 2007 года (л.д. 61, 65).
8 ноября 2007 года часть земельного участка мерою <...> кв.м. по договору купли-продажи была продана Дотдаевым Б.С. Т. (л.д. 192). Сведений о регистрации права собственности за Т. не имеется.
10 сентября 2009 года Дотдаев Б.С. заключил три договора купли-продажи, по которым продал расположенные по вышеуказанному адресу жилой дом общей площадью <...> кв.м. и земельный участок мерою <...> кв.м. Дотдаеву А.С,, земельный участок мерою <...> кв.м. Дотдаеву Р.С. и земельный участок мерою <...> кв.м. Дотдаевой Л.М. (л.д. 62-64). Регистрация указанных договоров и права собственности Дотдаева А.С., Дотдаева Р.С. и Дотдаевой Л.М. были произведены в октябре 2009 года (л.д. 66-68).
Рассматривая настоящее дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Дотдаевым С.А. исковых требований о восстановлении срока для принятия наследства и признании его принявшим наследство, поскольку установил, что указанные истцом причины пропуска срока принятия наследства – уход за больным сыном, болезнь супруги и самого истца – не лишали возможности истца своевременно подать заявление о принятии наследства либо о восстановлении пропущенного срока.
Так, о смерти наследодателя Н., а следовательно и об открытии наследства, истец знал, поскольку присутствовал на похоронах матери. Сын истца, нуждающийся в уходе, умер <дата>, однако истец в нарушение требований статьи 1155 ГК РФ не обратился с заявлением о восстановлении пропущенного срока в шестимесячный срок после того, как причины пропуска этого срока отпали. Супруга истца находилась на стационарном лечении с 1 по 16 декабря 2010 года, что не может быть признано основанием для восстановления пропущенного срока.
Доказательств фактического принятия наследства, то есть совершения действий наследника по управлению, распоряжению, пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащим состоянии или по уплате налогов, страховых взносов, других платежей, совершенных после смерти наследодателя, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, отказывая Дотдаеву С.А. в восстановлении срока, установленного для принятия наследства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его восстановления.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, пояснениям самого истца, основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований статей 1113, 1154, 1155 ГК РФ.
Ввиду того, что требования об определении долей наследственного имущества, признании недействительными ранее выданного свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности на оспариваемое имущество являются производными от основного - о восстановлении срока для принятия наследства, судом правомерно отказано и в их удовлетворении.
Также истцом в порядке, предусмотренном ст.39 ГПК РФ, заявлены требования о признании недействительными договора дарения и договоров купли-продажи дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> и о применении последствий недействительности указанных сделок. Указанные требования, по существу носят виндикационный характер (ст.301 ГК РФ) и производны от требований о восстановлении срока для принятия наследства.
Учитывая, что основания для удовлетворения требований о восстановлении срока для принятия наследства отсутствуют, истцу не принадлежит право оспаривать действия наследодателя по распоряжению наследственным имуществом, а также требовать изъятия у ответчиков спорного имущества в его пользу.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил нормы, установленные статьей 181 ГК РФ, несостоятелен по следующим основаниям.
Статья 181 ГК РФ устанавливает сроки исковой давности в отношении ничтожных сделок и оспоримых: срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года; течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179) либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Суд, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, пришел к обоснованному выводу, что договор дарения жилого дома и земельного участка от 2 июня 2007 года, заключенный Дотдаевым Р.С., действующим по доверенности от имени Н., и Дотдаевым Б.С., является ничтожной сделкой, и, соответственно, срок исковой давности по требованию о применении последствий ее недействительности составляет три года. Договоры купли-продажи, заключенные Дотдаевым Б.С. 10 сентября 2009 года, являются сделками оспоримыми, следовательно, срок исковой давности в данном случае составляет один год. Истец предъявил требования об оспаривании сделок и о применении последствий недействительности сделок только 24 июня 2011 года (л.д. 93).
Разрешая спор, учитывая, что ответчиками заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд правильно применил положения ст.181 ГК РФ и обосновано исходил из того, что установленные сроки по недействительным сделкам истцом пропущены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является по существу правильным, соответствует подлежавшим применению нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дотдаева С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: