Решение по делу № 2-700/2015 ~ М-451/2015 от 20.03.2015

мотивированное решение

изготовлено 27.04.2015г.

Дело № 2-700/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное)

20 апреля 2015 года     г. Ростов Ярославской области

Ростовский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Отрывина С.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании нормативно-правового акта в части недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 в соответствии с договором о передаче прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка площадью 4802 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для строительства открытой автостоянки и автомобильной мойки.

ФИО2 обратился в Ростовский районный суд <адрес> с заявлением о признании недействующим п. 4 приложения к решению Думы <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района», в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение 0,38.

В судебном заседании представитель ФИО2, действующий по доверенности ФИО6 настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил суду, что решением Думы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района, которые подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 4 приложения к данному решению определен соответствующий коэффициент по виду разрешенного использования в размере 3. Данный коэффициент является завышенным и экономически необоснованным. Считает, что для целей расчета размера арендной платы за пользование соответствующими земельными участками в 2014 года подлежит применению ранее действующий коэффициент в размере 0,38.

В судебном заседании представитель Думы <данные изъяты> муниципального района <адрес>, действующая по доверенности ФИО4, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица - Управление муниципальным имуществом администрации <данные изъяты> муниципального района, и МКУ РМР «Агентство земельных правоотношений», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Выслушав мнение лиц участвующих в рассмотрении дела, доводы заявления и исследовав письменные материалы, суд считает, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что ФИО2 в соответствии с договором о передаче прав и обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка площадью 4802 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, целевое назначение - для строительства открытой автостоянки и автомобильной мойки.

Как следует из материалов дела, Дума <данные изъяты> муниципального района, решением от ДД.ММ.ГГГГ утвердила коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории <данные изъяты> муниципального района, которые подлежат применению с 01.01.2013.

Согласно пункту 4 приложения к данному решению в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «автостоянки» применяется коэффициент функционального использования 3.

В пункте 2 Решения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в случае увеличения размера годовой арендной платы за использование земельных участков в 2013 году по сравнению с 2012 годом более чем на 20 процентов следует применять коэффициенты функционального использования, установленные приложением № 4 к данному решению.

Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу 01.01.2014) пункт 1 Решения от ДД.ММ.ГГГГ изложен в новой редакции: «установить коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории <данные изъяты> муниципального района (приложения N 1, 2, 3)».

Указанные решения опубликованы в газете «Ростовский вестник» (от 09.04.2013 № 27, от 04.06.2013 № 42, от 03.12.2013 № 94).

ФИО2 считает, что коэффициент функционального использования, установленный в пункте 4 приложения к Решению от ДД.ММ.ГГГГ в части превышения значения 0,38, не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 22 ЗК РФ, размер арендной платы определяется договором аренды.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Одним из основных принципов является принцип экономической обоснованности. В соответствии с этим принципом арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В силу пункта 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции действовавшей до 01 марта 2015 года, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области (далее - Положение).

Согласно пункту 2.2 Положения, размер годовой арендной платы рассчитывается как произведение трех показателей: удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования площади земельного участка и коэффициента функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).

Коэффициенты функционального использования земельных участков устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа <адрес>, распоряжение которыми осуществляется органами исполнительной власти <адрес> (пункт 2.3 Положения).

Положение предусматривает расчет величины годовой арендной платы в границах кадастрового квартала путем перемножения коэффициента функционального использования, определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (в процентах), площади земельного участка (в кв.м.) и удельного показателя кадастровой стоимости земли города в границах кадастрового квартала с учетом функционального использования (в рублях за 1 кв.м.), определяемого в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Суды при рассмотрении споров, касающихся установления платы за пользование земельными участками, должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О).

В соответствии с пунктом 4 приложения к Решению от ДД.ММ.ГГГГ коэффициент функционального использования в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «автостоянки» составляет 3.

В соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, к основным принципам отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования. То есть, определено, что установленные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Таким образом, коэффициенты функционального использования установленные оспариваемым нормативным актом, являются одним из показателей расчета годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.

В подтверждение обоснованности установления коэффициента, который оспаривается заявителем, ответчиком представлены пояснительная записка к таблицам по экономическому обоснованию расчета коэффициента функционального использования для производственной деятельности (п. 4 Приложения решения № ) с целью обоснования коэффициента 3 и таблицы таких коэффициентов на 2012 г., для <адрес>, рабочих поселков и сельских земель в <адрес>.

Из анализа данных материалов следует, что для обоснования оспариваемой величины ответчиком учитывались средние значения коэффициентов функционального использования, утвержденные на 2012 г. по соответствующему виду разрешенного использования, которые для <адрес> в целом составили 2,899.

По утверждению представителя ответчика, для расчета арендной платы на 2014 год был утвержден общий коэффициент 3 в целях недопущения дохода бюджета.

Оценив обстоятельства дела, провиденные сторонами доводы и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Оспариваемое решение устанавливает коэффициентов функционального использования, которые применяются в расчете арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков. Нормативные положения, которые определяют порядок установления арендной платы за муниципальные земли и земли, не разграниченные по уровням собственности, изложены выше и не устанавливают каких-либо методик, которым должны следовать муниципальные органы или органы государственной власти субъектов.

При установлении размера арендной платы на основании кадастровой стоимости закон не устанавливает какой - либо обязательности (кроме общих принципов), в том числе и соблюдение законодательства об оценочной деятельности. В соответствии с законодательством об оценочной деятельности арендная плата устанавливается по другому способу - на основании рыночной стоимости.

При этом суду не представлено доказательств заслуживающих правового внимания по каким причинам коэффициент функционального использования за земельные участки по виду разрешенного использования «автостоянки» определен в размере 3%, и усматривает в таком установлении соответственно нарушение принципа обоснованности, установленного федеральным органом исполнительной власти.

Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что установление в оспариваемом решении коэффициента функционального использования в части величины, превышающей значение 0,38 было осуществлено произвольно, без необходимого экономического обоснования.

Таким образом, предъявленные ФИО2 требования подлежат удовлетворению, п. 4 приложения к решению Думы <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории <данные изъяты> муниципального района» в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение 0,38, является несоответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и не действующим в этой части.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО2 удовлетворить.

Признать пункт 4 приложения к решению Думы <данные изъяты> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ростовского муниципального района», в части величины коэффициента функционального использования, превышающей значение «0,38), не соответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, и не действующим в этой части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     С.А. Отрывин

СПРАВКА: Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционную жалобу Думы <данные изъяты> муниципального района <адрес> и апелляционное представление Ростовского межрайонного прокурора на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 20 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 01 сентября 2015 года.

Подлинник за надлежащими подписями подшит в деле № 2-700/2015 Ростовского районного суда Ярославской области.

Судья Ростовского районного суда          С.А. Отрывин

2-700/2015 ~ М-451/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ростовский межрайонный прокурор
Савельичев Борис Аркадьевич
Другие
УМИ Администрации РМР
Бурсин Вячеслав Вадимович
МКУ РМР "Агенство земельных правоотношений"
Дума Ростовского муниципального района ЯО
Суд
Ростовский районный суд Ярославской области
Судья
Отрывин Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
rostovsky--jrs.sudrf.ru
20.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2015Передача материалов судье
23.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2015Подготовка дела (собеседование)
09.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2015Судебное заседание
27.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2015Дело оформлено
17.03.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее