Дело ----а- 3131/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2016 года гор. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего Хибаковой Л.В.
при секретаре Хруль Э.С.
с участием административного истца Петренко Н.В.
представителя истца Шульга М.К.
представителя ответчика Заиченко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Петренко ---- к администрации города Феодосии о признании незаконным действий в виде предварительного несогласования заявления о предоставлении земельного участка, обязании произвести определенные действия.
у с т а н о в и л :
Петренко Н.В. обратился в суд с административным иском к администрации города Феодосии о признании незаконным действий в виде предварительного несогласования заявления о предоставлении земельного участка, обязании произвести определенные действия.
В обоснование заявленных требований указывая на то, что он на основании договора купли- продажи квартиры от 31.01.2014 года является собственником однокомнатной ----. В данном доме всего пять квартир, все пять в собственности граждан. Дому более 70 лет и все это время дом имел придомовой, огороженный забором, земельный участок, площадь которого все это время не менялось.
В целях формирования данного земельного участка под многоквартирным жилым домом на основании ч.3 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» он обратился к Главе администрации города ------ о предварительном согнласовании предоставления земельного участка под многоквартирный ----, в соответствии с требованиями Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного Постановлением Администрации г. Феодосии Республики Крым от 29.10.2015 г. № 782, с приложением необходимых документов.
Своим письмом от 01.04.2016 года за ---- Администрация города Феодосии, ошибочно указало ему о предоставлении неполного пакета требуемых документов, и на этом основании вернули его заявление.
Считает свои права нарушенными, и обращаясь в суд просит : признать письменный ответ от 01.04.2016 года ---- выданный за подписью Первого заместителя главы администрации города ------ ----, по результатам рассмотрения заявления от 22.03.2016 года --- о предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным. Обязать Администрацию города ------ провести предварительное согласование предоставления земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого -----
Истец Петренко Н.В., в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на основания указанные в его заявлении.
Представитель истца – Шульга М.К., действующий на основании доверенности от 12.10.2015 года, в судебном заседании требования своего доверителя поддержал.
Представитель ответчика – Администрации города Феодосии – Заиченко А.А., действующий на основании доверенности от 15.01.2016 г., в судебном заседании заявленные требования не признал, полагая, что со стороны Администрации города Феодосии прав и законных интересов не нарушено, истец является собственником отдельного помещения в многоквартирном доме, согласие всех собственников не представлено, как и полномочия истца действовать от их имени. Оспариваемый истцом ответ, не препятствует истцу обратится с заявлением с предоставлением полного пакета документов необходимого для принятия решения.
Заслушав объяснения истца, мнение ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
На основании договора купли- продажи квартиры от 31.01.2014 года реестр ---- Петренко Н.В. является собственником ----. Право собственности подтверждается выпиской из государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество.
Согласно копиям инвентарного дела домовладение ---- имеет более двух квартир.
В соответствии с п.13 ст.39.20 Земельного Кодекса РФ, особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В частях 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" оговорено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 (пункт 2).
Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории.
22.03.2016 года Петренко Н.В. обратился в администрацию города Феодосии с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просил на основании ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ, предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу --- на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме бесплатно для обслуживания многоквартирного дома. В качестве приложений к заявлению указаны:
Договор купли- продажи -----
Кадастровый паспорт квартиры
Технический паспорт на многоквартирный дом
Схема расположения земельного участка.
Ответом от 01.04.2016 года ---- выданном за подписью Первого заместителя главы администрации города Феодосии ----, --- возвращено его заявление и приложенные к нему документы на основании пп.3 п.2.16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» - так как заявителем предоставлен не полный пакет документов, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2.10 административного регламента (отсутствуют документы удостоверяющие право собственности на жилой дом)
Суд, руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", учитывая толкование, данное Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ---, --- и ---", исходит из того, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связан исключительно с формированием земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета, поэтому уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка.
Поскольку право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", заявитель как собственник помещения в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ этого участка, при этом закон не обязывает это лицо предоставить правоустанавливающие документы на весь многоквартирный дом, а для принятия его заявления достаточно подтверждения его права на часть помещения такого дома. Поскольку, указанная федеральная норма, в той части, в которой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Соответственно и отказ в формировании земельного участка под многоквартирным домом по указанному в письме основанию (не предоставления документов удостоверяющих право собственности заявителя на весь жилой дом) является неправомерным.
Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Разрешение вопроса формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом с подготовкой градостроительного плана земельного участка относится к компетенции органов местного самоуправления, а не суда.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Понуждение Администрации города Феодосии Республики Крым провести предварительное согласование предоставления земельного участка под многоквартирным домом, что требует вынесения муниципального акта ) в виде постановления, распоряжения), будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика, в связи с чем суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, считает необходимым обязать ответчика повторно рассмотреть заявление --- о предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого ----, с учетом, установленных при рассмотрении дела обстоятельств.
Решение в окончательной форме принято/изготовлено ----
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 01.04.2016 ░░░░ ---- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ----, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22.03.2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ---- ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ---- ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ----
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –