ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-2449/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 18 мая 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Маслова А.С., действующего в интересах Масловой Альбины Александровны, на вступившие в законную силу постановление судьи Володарского районного суда г. Брянска от 25 июня 2020 года и решение судьи Брянского областного суда от 7 сентября 2020 года (с учетом определения об исправлении описок от 18 сентября 2020 года), вынесенные в отношении Масловой А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Володарского районного суда г. Брянска от 25 июня 2020 года Маслова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Брянского областного суда от 7 сентября 2020 года (с учетом определения об исправлении описок от 18 сентября 2020 года) постановление судьи районного суда в части административного наказания изменено, административный штраф снижен до 7 500 рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Маслов А.С. приводит доводы о незаконности судебных актов и просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Масловой А.А. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Так, например, по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019») (вопрос 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).
В соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон N 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
В силу подпунктов «а», «б» пункта 3 данных правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту «г» пункта 4 названных правил при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (подпункты «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Пунктом 1 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (далее - постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года N 106-п) на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Согласно подпункту 3.1.3 пункта 3 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п граждане, посещавшие территории, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), обязаны соблюдать постановления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п граждане, прибывшие на территорию Брянской области, в том числе из Республики Беларусь, обязаны помимо мер, предусмотренных подпунктом 3.1 названного постановления, обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест).
Как усматривается из материалов дела, 3 апреля 2020 года Масловой А.А., прибывшей на территорию Брянской области из Республики Беларусь, главным государственным санитарным врачом по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах выдано постановление №207, которым на нее возложена обязанность находиться в режиме изоляции в течение 14 дней с 3 апреля 2020 года по адресу: <адрес>, а именно: не покидать место проживания, в том числе не посещать работу, учебу, общественные места и массовые скопления людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими лицами, а также соблюдать санитарно-противоэпидемиологический режим. Однако 8 апреля 2020 года в 10 час. 30 мин. в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Маслова А.А. допустила невыполнение в установленный срок постановления главного государственного санитарного врача по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах от 3 апреля 2020 года №207, покинула место жительства (пребывания) и находилась в общественном месте по адресу: <адрес>А.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 апреля 2020 года (л.д.8), рапортом полицейского ОП № 2 УМВД России по г. Брянску ФИО5 от 9 апреля 2020 года (л.д.13); постановлением главного государственного санитарного врача в Брянской области г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах от 3 апреля 2020 года № 207 (л.д.18-19), данными о прибытии Масловой А.А. на территорию Российской Федерации (л.д.15), объяснениями свидетелей (л.д.16,17) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Масловой А.А. квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Довод жалобы о том, что Маслова А.А. подписала незаполненный бланк протокола об административном правонарушении, своего подтверждения не нашел.
Довод жалобы о том, что Масловой А.А. не вручалась копия протокола об административном правонарушении, несостоятелен. В протоколе Маслова А.А. своей подписью удостоверила факт получения его копии.
Доводы жалобы о том, что в протокол об административном правонарушении были внесены изменения в части квалификации действий Масловой А.А., несостоятельны. В указанном протоколе изменений в части квалификации действий Масловой А.А. не имеется. В нем как на первой странице, так и на обороте имеются подписи Масловой А.А., в том числе подтверждающие разъяснение ей прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ее письменные объяснения.
Вопреки доводам жалобы определением судьи Володарского районного суда г. Брянска от 12 мая 2020 года протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы не возвращались по тем основаниям, что в указанном протоколе отсутствовала подпись Масловой А.А., подтверждающая разъяснение ей прав, предусмотренных названными нормами.
Довод жалобы о том, что в письменных объяснениях Масловой А.А. от 29 апреля 2020 года (л.д.11) имеются дописки, не опровергает факт совершения ею административного правонарушения, подтвержденный перечисленными выше доказательствами в их совокупности.
Вопреки доводам жалобы, объективных данных, свидетельствующих о том, что Маслова А.А. действовала в состоянии крайней необходимости, в материалах дела не имеется.
Оснований, позволяющих признать совершенное Масловой А.А. административное правонарушение малозначительным и освободить её от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Масловой А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Масловой А.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Масловой А.А. с учетом санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Володарского районного суда г. Брянска от 25 июня 2020 года и решение судьи Брянского областного суда от 7 сентября 2020 года (с учетом определения об исправлении описок от 18 сентября 2020 года), вынесенные в отношении Масловой А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Маслова А.С. – без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов