Решение по делу № 2-2549/2017 от 24.04.2017

дело №2-2549/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» июня 2017 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Зиминой А.Е.,

при секретаре Коробовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой О. С., действующей в интересах несовершеннолетнего Смирнова А. А., Тимофеевой К. М. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

истцы обратились в суд с иском к ответчикам с требованиями о признании незаконным отказ Департамента Министерства обороны РФ <адрес> в передаче в собственность в порядке бесплатной приватизации занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признании за Тимофеевой К.М. и Смирновым А.А. права собственности в порядке приватизации по ? доли на квартиру площадью 56,1 кв.м по указанному адресу, обязать Пушкинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> зарегистрировать право собственности на указанную квартиру за Тимофеевой К.М. и Смирновым А.А. в равных долях.

В обоснование иска указано, что Тимофееву М.В., Тимофеевой О.С., Тимофеевой К.М. в соответствии с решением начальника расквартирования и обустройства – заместителя М. обороны РФ от <дата> и указанием КЭУ <адрес> от <дата>, была предоставлена по договору социального найма отдельная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. <дата> Болшевская КЭЧ района КЭУ <адрес>, которой предписано было произвести заселение квартир в вышеуказанном жилом доме, в том числе и <адрес>, заключили с истцами договор с условиями краткосрочного найма жилого помещения , с последующим оформлением договора социального найма (п. 1.2 договора). <дата> брак между Тимофеевой О.С. и Тимофеевым М.В. расторгнут. <дата> Тимофеев М.В. снят с регистрационного учета по личному заявлению. В настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, 1-й Хорошевский пр-д, <адрес>. <дата>, желая реализовать свое право на приватизацию, истцы обратились в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ <адрес> с заявлением на приватизацию занимаемого жилого помещения. Однако, <дата> на данное заявление истцам ответили, что данный вопрос находится в компетенции военного управления и рассматривается по адресу: <адрес> обращение истцов от <дата> направлено в адрес Департамента имущественных отношений. <дата> в Департаменте рассмотрено обращение истцов по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по указанному адресу, получен отказ в связи с отсутствием на спорное жилое помещение регистрации права оперативного управления за Болшевской КЭЧ района. Балансодержателем жилого дома по вышеуказанному адресу являлось ФГУ «Болшевская квартирно-эксплуатационная часть», которая на основании П. М. обороны РФ от <дата> «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, однако указанное недвижимое имущество на баланс последнего передано не было. Данный отказ истцы считают незаконным, нарушающим их права и законные интересы. Квартира, в которой зарегистрированы и проживают истцы не является жилым помещением в общежитии, а также не является служебным жилым помещением. Таким образом, ограничений для приватизации квартиры, в которой проживают истцы, законом не установлено.

В судебном заседании истцы Тимофеева О.С., Тимофеева К.М. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представители Департамента имущественных отношений Минобороны РФ в суд не явились, о месте и времени слушания дела извещены в соответствии с положениями ст.113ГПК РФ, возражений относительно заявленных требований суду не представлено.

Представители Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ <адрес> в суд не явились, представили письменные возражения на иск, в котором указали, что сведений о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность истцами не представлено. Согласно П. М. обороны РФ от <дата> «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» Болшевская КЭЧ <адрес> реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Согласно ст. 4 Закона РФ от <дата> «О приватизации жилищного фонда в РФ», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. В соответствии с П. М. обороны РФ от <дата> «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ», а также решением заместителя М. обороны РФ Р.Х. Цаликова от <дата> вопрос приватизации жилых помещений находится в компетенции Департамента имущественных отношений Минобороны РФ. Согласно инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной П. М. обороны РФ от <дата> «Об организации в Министерстве обороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями», полномочия по принятию решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; ведению реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; распределению жилых помещений; снятию военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; предоставлению жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей; а также заключению (расторжению, изменению) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного помещения возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные управления, в том числе, федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Ни ранее существовавшими жилищными комиссиями, ни ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ решений о предоставлении спорного жилого помещения для постоянного проживания на условиях социального найма не принималось (сведений об этом истцом не представлено). Доказательств, подтверждающих волеизъявление собственника жилого помещения о намерении предоставить спорную жилую площадь истцу для постоянного проживания не представлено.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Установлено, что истцы зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая была передана Тимофееву М.В., Тимофеевой О.С., Тимофеевой К.М. на основании договора с условиями краткосрочного найма жилого помещения от <дата> (л.д.11-13)

<дата>, желая реализовать свое право на приватизацию, истцы обратились в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ <адрес> с заявлением на приватизацию занимаемого жилого помещения. Однако, <дата> на данное заявление истцам ответили, что данный вопрос находится в компетенции военного управления и рассматривается по адресу: <адрес> обращение истцов от <дата> направлено в адрес Департамента имущественных отношений (л.д. 9).

<дата> в Департаменте рассмотрено обращение истцов по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по указанному адресу, получен отказ в связи с отсутствием на спорное жилое помещение регистрации права оперативного управления за Болшевской КЭЧ района. Балансодержателем жилого дома по вышеуказанному адресу являлось ФГУ «Болшевская квартирно-эксплуатационная часть», которая на основании П. М. обороны РФ от <дата> «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, однако указанное недвижимое имущество на баланс последнего передано не было (л.д. 10).

Данный отказ истцы считают незаконным, нарушающим их права и законные интересы. Квартира, в которой зарегистрированы и проживают истцы не является жилым помещением в общежитии, а также не является служебным жилым помещением. Таким образом, ограничений для приватизации квартиры, в которой проживают истцы, законом не установлено.

Из техпаспорта БТИ жилого помещения (квартиры) усматривается, что сведений о регистрации права собственности на спорное жилое помещение не имеется, что также подтверждается уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений в ЕГРП.

Истцы ранее не участвовали в приватизации жилых помещений, что подтверждается документально.

Каких-либо сведений об отнесении спорной квартиры к жилищному фонду, не подлежащему приватизации, ответчиком суду не представлено.

Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в ст. 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Вместе с тем ч. 1 ст. 4 Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

При этом согласно ч. 2 данной статьи собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от <дата> по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> N 13-П.

Данные Постановления Конституционного Суда РФ сохраняют свою силу, а сделанные в них выводы должны учитываться судами при применении ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 17, 18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

В Определении Конституционного Суда РФ от <дата> N 316-О отмечено, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Согласно ст. 55 (часть 3) Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения в реализации гражданами своих прав и свобод должны обеспечивать достижение конституционно значимых целей и не быть чрезмерными.

Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускает при определенных обстоятельствах приватизацию служебных жилых помещений. Ею предусматривается, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решение о приватизации. Таким образом, запрет на приватизацию служебных жилых помещений не является абсолютным.

В силу положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначены для заселения гражданами, которые в силу характера их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него. Жилое помещение подлежало включению в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Законодательством установлен перечень работников, которым могли быть предоставлены служебные жилые помещения (ст. 102 Жилищного кодекса РСФСР).

В статье 108 Жилищного кодекса РСФСР перечислены категории граждан, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья, в частности, лица, проработавшие в организации, предоставившей им служебное помещение не менее 10 лет.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию правомерно принадлежащего ему жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиками не представлено суду достаточной совокупности допустимых доказательств наличия по данному делу оснований для отказа истцу в приватизации, перечень которых указан в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», сведений об отнесении указанной квартиры к жилищному фонду, не подлежащему приватизации, суду не представлено, регистрация указанной квартиры в качестве служебной в установленном законом порядке не производилась, доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке было предоставлено истцу в качестве служебного, не представлено.

По настоящему делу судом установлено, что истцы на протяжении длительного времени добросовестно пользуются жилым помещением, постоянно проживая в нем, и вносят соответствующие коммунальные платежи.

Документов, свидетельствующих о том, что право истцов на постоянное проживание в жилом помещении в спорной квартире было оспорено, в материалах дела не имеется.

Не заявлялось соответствующих требований и при рассмотрении настоящего дела.

С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь положениями статей 2, 4, 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что к правоотношениям по пользованию спорным помещением применяются нормы о договоре социального найма и в силу положений ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истец вправе приобрести занимаемое жилое помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации на условиях, предусмотренных законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Тимофеевой О. С., действующей в интересах несовершеннолетнего Смирнова А. А., Тимофеевой К. М. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Тимофеевой К. М. и Смирновым Артёмом А. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> по ? доле за каждым.

Решение является основанием для регистрации права собственности истцов в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 26.06.2017 г.

Судья

2-2549/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеева О.С.
Смирнов А.А.
Тимофеева К.М.
Ответчики
Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ г. Москвы
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
24.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2017Передача материалов судье
26.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2017Подготовка дела (собеседование)
25.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2017Судебное заседание
26.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2017Дело оформлено
16.08.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее