РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе судьи Ковригиной Н.Н.
при секретаре Ирлица И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-605/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Д.Л.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по НДФЛ,
установил:
Административный истец межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Д.Л.В. о взыскании задолженности по пени по НДФЛ, страховых взносов, из которого следует, что административным истцом было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности, однако, он был отменен ДД.ММ.ГГГГ., в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения. В нарушение ст. 45 НК РФ Д.Л.В. не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, сбора, пени, штрафа в установленный срок, в связи с чем в соответствии с ст. 69 НК РФ, инспекция направила в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ. с предложением добровольно погасить задолженность по пени по НДФЛ в размере 4359,88 рублей, также инспекция направила требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 23400,00 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 974,92 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 4590,00 рублей. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, ответчику начислены пени.
Просит взыскать с административного ответчика Д.Л.В. задолженность по пени по НДФЛ, страховых взносов в общей сумме 35817,69 рублей, в том числе: пени по НДФЛ в размере 4359,88 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 23400,00 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 974,92 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 4590,00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 1958,00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 150,21 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 384,68 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Д.Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, причины неявки не сообщила, ходатайства об отложении или о рассмотрении дела в отсутствие в суд не поступали.
Проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей отдельных категорий физических лиц предусмотрены ст. 227 НК РФ.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате НДФЛ Инспекцией в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес налогоплательщика почтовым отправлением направлено требование об уплате налога, пени. В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ Инспекцией принято решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов с физического лица через суд.
Согласно Письма Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса РФ.
В соответствии с гл. 34 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральным законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 426 НК РФ в 2017 - 2020 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются следующие тарифы страховых взносов:
на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов.
В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей - налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Из искового заявления следует, что Д.Л.В. являясь лицом, обязанным правильно исчислять и своевременно уплачивать НДФЛ, в нарушение ст. 45 НК РФ не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога в установленный срок, в связи с чем в соответствии с ст. 69 НК РФ, инспекция направила в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ. с предложением добровольно погасить задолженность по пени по НДФЛ в размере 4359,88 рублей.
Судом также установлено, что Д.Л.В. является лицом, обязанным правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось ответчиком.
Из искового заявления следует, что в адрес административного ответчика были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 23400,00 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 974,92 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 4590,00 рублей, со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанных налоговых требований подтверждается списками корреспонденции с отметкой Почта России об отправке.
Требование административным ответчиком не исполнено.
Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с Д.Л.В. взыскана задолженность в общей сумме 35817,69 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ был отменен, что подтверждается определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, административным ответчиком до подачи искового заявления требования налогового органа в добровольном порядке исполнены не были в полном объеме, в силу ст. 286 КАС РФ у административного истца возникло право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
Из искового заявления следует, что в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов, ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 1958,00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 150,21 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 384,68 рублей.
Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату в установленный срок недоимки по НДФЛ, страховым взносам предоставлены не были.
Административным истцом представлен расчет задолженности, не доверять которому у суда оснований нет, и который административным ответчиком также оспорен не был.
Таким образом, изучив материалы дела, расчеты страховых взносов и пени, предоставленные административным истцом, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований административного истца о взыскании и недоимки, и пени, поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1275 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Д.Л.В. (адрес проживания <адрес>) в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженность по пени по НДФЛ, страховых взносов в общей сумме 35817,69 рублей, в том числе: пени по НДФЛ в размере 4359,88 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 23400,00 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 974,92 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 4590,00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 1958,00 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 150,21 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 384,68 рублей.
Взыскать с Д.Л.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1275 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 февраля 2020 года
Судья Н.Н. Ковригина