РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№2-2432/2015
г. Тюмень 16 апреля 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием представителя ответчика Жукова В.Ф., действующего на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2432/2015 по иску Иванова Н.С. о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Истица Иванова Н.С. обратилась с требованием о признании за ней права собственности на совместное имущество, а именно: бюджет муниципального образования города Тюмени (местный бюджет). Требования мотивировала тем, что в ее владении находится имущество – бюджет местного образования города Тюмени, совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в ее владение 12 декабря 1993 года на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Владеет указанным имуществом, совместно с другими гражданами, на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами, совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, она является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к ней не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку владеет имуществом длительное время (участвовала в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), приобрела право собственности и в силу приобретательной давности. Своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться не передавала.
Впоследствии требования уточнила: просила признать за ней право владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, данного статьей 130 Конституции Российской Федерации (л.д. 17).
В судебное заседание истица Иванова Н.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом – заказной корреспонденцией с уведомлением, которая получена ею лично (л.д. 19), в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие истицы (л.д. 20).
Представитель ответчика Жуков В.Ф. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поскольку бюджет является формой образования и расходования денежных средств, а не имуществом, следовательно, на него не может быть признано право собственности. Согласно статье 132 Конституции РФ, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет органы местного самоуправления. Кроме того, действующим бюджетным законодательством утверждение бюджета в отношении конкретных граждан не предусмотрено. Право решения вопросов местного значения предоставлено истцам Конституцией РФ. Статьей 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, но для этого имеются определенные пути, которые предусмотрены частью второй указанной статьи. Считает, что истица имеет возможность реализовать свое право распоряжаться, владеть и пользоваться муниципальным имуществом путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, истицей не представлены доказательства, что ее права были кем-то нарушены.
Заслушав представителя ответчика Жукова В.Ф., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) установлено, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Согласно статье 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Формирование и утверждение бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Уставом города Тюмени, Положением о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 30.10.2007 N697, при этом утверждение бюджета в отношении конкретных граждан действующим бюджетным законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из указанного следует, что население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органа государственной власти или по своей воле.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).
Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.
Право на осуществление местного самоуправления принадлежит всему населению муниципального образования, при этом, согласно словарю специальных терминов (В.Касьянов, В. Нечипуренко «Социология права») население - это совокупность людей, проживающих на данной территории или в пределах данного государства.
Право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, гарантированным главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. В данном случае речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям.
Поскольку доказательств того, что права истицы на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, либо доказательств лишения истицы на указанное право суду не представлено, а также учитывая, что право истицы владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью предусмотрено ст. 130 Конституции РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о признании за ней права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения.
На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Иванова Н.С. о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2015 года.
Судья подпись Е.А. Гарипова