РЕШЕНИЕ (Заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2014 года г. Самара
Кировский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Маликовой Т.А.,
с участием прокурора Черновой О.С.,
при секретаре Старостиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6383/2014 по иску Прокурора Кировского района г.Самары в интересах Российской Федерации к Мартьянову Д.В., Мадаминову М.М., Отделу УФМС России по Самарской области в Кировском районе г.Самары о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета по месту пребывания,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к ответчикам о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства прокуратурой Кировского района г. Самары установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без их фактического проживания там. Так, выступая в качестве принимающей стороны, Мартьянов Д.В. в октябре 2014г. осуществлял постановку иностранных граждан на миграционный учет, по месту своей регистрации: г. Самара, <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания 10 граждан иностранных государств, в том числе гражданин Республики Узбекистан Мадаминов М.М.. Фактически же Мадаминов М.М. по адресу: г. Самара, <адрес>, не проживает, встал на миграционный учет по данному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства ответчика. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о въезжающих, следующих транзитом через территорию РФ, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения национальной безопасности страны. Просит суд признать постановку Мадаминова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Узбекистан, на учет по месту пребывания: г. Самара, <адрес>, на период с 15.10.2014г. по 06.01.2015г. недействительной, обязать Отдел УФМС России по Самарской области в Кировском районе г. Самары снять Мадаминова М.М. с учета по месту пребывания: г. Самара, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Чернова О.С. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, просила его удовлетворить. Не возражала против вынесения заочного решения.
Ответчики Мартьянов Д.В., Мадаминов М.М.в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, по последнему известному суду месту нахождения, в соответствии с требованиями ст. 118, 119 ГПК РФ.
Представители Отдела УФМС России по Самарской области в Кировском районе, Управления ФМС России по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено, что в результате проверки соблюдения миграционного законодательства в Кировском районе г. Самары Прокуратурой Кировского района г. Самара был установлен факт массовой постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания без фактического нахождения по нему. Было выявлено, что, выступая в качестве принимающей стороны, Мартьянов Д.В. осуществлял постановку иностранных граждан на миграционный учет по месту своей регистрации: г. Самара, <адрес>.
Мадаминов М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Республики Узбекистан, поставлен на миграционный учет по адресу: г. Самара, <адрес>, дата постановки на учет 15.10.2014г., срок пребывания до 06.01.2015г., что подтверждается также уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
В ходе проверки по делу об административном правонарушении Мартьянова О.М. пояснила, что проживает по указанному адресу в кв. № длительное время вдвоем с сыном Мартьяновым Д.В.. В квартире № граждане ближнего и дальнего зарубежья не проживают и ни когда не проживали.
Согласно ст. 29.1 ФЗ №115-ФЗ от 25.07.02 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ от 18.07.06 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона №109-ФЗ, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В силу п.6 ч.1 ст. 2 Закона №109-ФЗ, учетом иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания является фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4 ч.1 названной статьи).
В соответствии со ст. 21 Закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст. 22 Закона №109-ФЗ, постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту, после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи. Принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо почтовым отправлением.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Закона №109-ФЗ, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Таким образом, постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
Судом установлено, что фактически Мадаминов М.М. по адресу: г. Самара, <адрес>, не проживает, встал на миграционный учет по данному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего учета по месту пребывания.
Факт постановки на учет Мадаминова М.М. по новому месту пребывания подтверждается выпиской из системы ППО «Территория» ОУФМС России по Кировскому району г. Самары.
Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Мадаминова М.М.. Органы миграционного учета лишены возможности снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В действиях органов УФМС России по Самарской области суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п. 37 Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу РФ сведений о выезде иностранного гражданина из РФ; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Кировского района г.Самары в интересах Российской Федерации к Мартьянову Д.В., Мадаминову М.М., Отделу УФМС России по Самарской области в Кировском районе г.Самары о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложении на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета по месту пребывания удовлетворить.
Признать недействительной постановку на учет по месту пребывания: г. Самара, <адрес>, иностранного гражданина Мадаминова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Узбекистан, на период с 15.10.2014г. по 06.01.2015г..
Снять с учета по месту пребывания: г. Самара, <адрес> Мадаминова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Узбекистан.
Ответчики вправе подать в Кировский районный суд г. Самары заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2014г..
Председательствующий Т.А. Маликова